Дело № 2-1113/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Северская. 8 августа 2012 года.
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего – судьи Маслака В.Г.,
при секретаре Галенда Н.Д.,
с участием: прокурора – помощника прокурора Северского района Колтаковой В.Н., представителя ответчика – ОАО «Компания Горнолыжных курортов» - Марченко Г.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц к ОАО(ранее ООО) «Компания Горнолыжных курортов» и к ГКУ КК «Комитет по лесу» об обязании устранить выявленные нарушения лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Северского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Компания Горнолыжных курортов» и к ГКУ КК «Комитет по лесу» об обязании устранить выявленные нарушения лесного законодательства.
Свои требования прокурор в заявлении обосновал следующим:
04.06.2012 прокуратурой Северского района проведена проверка соблюдения лесного законодательства в деятельности арендаторов лесных участков, расположенных на территории района.
Юридическое лицо ООО «Компания Горнолыжных курортов» приобрело на праве аренды лесной участок площадью 16 га, расположенный в квартале 17А, выдела 21, Убинского участкового лесничества Афипского лесничества.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду составляют проект освоения лесов. Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного воздействия, а также защите от вредных организмов. Статье 52 Лесного кодекса РФ установлено, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ.
Согласно п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
В силу ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ указанные меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Частью 1 ст. 54 Лесного кодекса РФ установлено, что защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В силу п. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Вопреки приведенным положения Закона ответчиком до настоящего времени не проведена государственная экспертиза проекта освоения арендованного лесного участка, что подтверждается информацией директора Афипского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» от 04.06.2012 года.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Частью 1 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах для собственных нужд, осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1, 2.1 ст. 96 Лесного кодекса РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства). Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
В целях обеспечения государственного лесного контроля и надзора (в том числе государственного пожарного надзора) за использованием, охраной и защитой лесов, расположенных в границах лесничеств на территории Краснодарского края, создано государственное казенное учреждение Краснодарского края «Комитет по лесу». Согласно п.п. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 11 в лесах Краснодарского края на землях лесного фонда учреждение реализует следующие полномочия: предотвращает и пресекает преступления и административные правонарушения в области использования, охраны и защиты лесов Краснодарского края; осуществляет государственный лесной контроль и надзор; осуществляет проверки соблюдения лесного законодательства с учетом требований законодательства Российской Федерации; осуществляет государственный пожарный надзор; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях; осуществляет контроль за исполнением обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства в установленные сроки; предъявляет иски (о возмещении ущерба и др.) в суды общей юрисдикции или арбитражный суд; обеспечивает использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов Краснодарского края.
Проверкой установлено, что указанные полномочия для обеспечения пожарной безопасности на арендованном юридическим лицом ООО «Компания Горнолыжных курортов» лесном участке учреждением не реализованы в течении длительного периода времени. Указанное юридическое лицо в период с 19.03.2010 по 09.06.2012 не обеспечило пожарную безопасность на арендованном лесном участке в соответствии с разработанным и прошедшем государственную экспертизу в департаменте лесного хозяйства проектом освоения лесов. Учреждением юридическое лицо не привлечено к административной ответственности, ему не вручено предписание об обязании разработать проект освоения лесов и обеспечить на арендуемом лесном участке пожарную безопасность; учреждение в суд с исковым заявлением к юридическому лицу об обязании разработать проект освоения лесов и обеспечить пожарную безопасность на лесном участке не обратилось.
Согласно ст. 31 ГПК РФ иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца. В данном случае исковое заявление предъявляется в суд по месту нахождения ГКУ КК «Комитет по лесу».
В связи с чем, прокурор в исковом просит суд обязать ООО «Компания Горнолыжных курортов» разработать проект освоения лесов относительно лесного участка, арендованного в соответствии с договором аренды <...> от 19.03.2010 и предоставить его на государственную экспертизу в департамент лесного хозяйства Краснодарского края. Признать бездействие ГКУ «Комитет по лесу» по осуществлению государственного лесного контроля и государственного пожарного надзора на лесном участке, арендованном юридическим лицом ООО «Компания Горнолыжных курортов», незаконным, выразившиеся в неиспользовании полного комплекса мер при осуществлении полномочий по устранению нарушений лесного законодательства и обеспечению пожарной безопасности. Также обязать ГКУ «Комитет по лесу» в срок к 01.08.2012 принять комплекс мер к юридическому лицу ООО «Компания Горнолыжных курортов» с целью разработки последним проекта освоения лесов и обеспечению пожарной безопасности на арендованном лесном участке, выдать предписание об устранении нарушений лесного законодательства и осуществлять контроль за его исполнением, рассмотреть вопрос о наличии в действиях указанного юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ.
В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела прокурор настаивает на заявлении прокурора Северского района, просит его удовлетворить. При этом уточнила требования и просит из исключить из требований установление срока ответчикам – к 1.08.2012 года.
Представитель ответчика ГКУ КК «Комитет по лесу» в судебное заседание не явился, хотя ответчик был надлежащим образом уведомлен о времени и месте слушания по делу (л.д.34, 35). И.о. директора ГКУ КК «Комитет по лесу» С.Д.И. передал в суд телефонограмму о том, что с исковыми требованиями прокурора ответчик согласен, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика (л.д.36).
Представитель ответчика – ОАО «Компания Горнолыжных курортов» в судебном заседании пояснил, что ответчик исковые требования прокурора Северского района не признаёт, поскольку в настоящее время необходимый проект освоения лесного участка ОАО разрабатывается. Дополнительно суду пояснил, что в настоящее время, начиная с 2011 года, они преобразовались из ООО «Компания Горнолыжных курортов» в ОАО «Компания Горнолыжных курортов» и сменили юридический адрес общества на новый <...>
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора Северского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании из объяснений участвующих в деле лиц и из материалов дела, исследованных в судебном заседании, судом было установлено, что в результате проведённой прокуратурой Северского района проверки 04.06.2012 года установлено, что ответчик - юридическое лицо ОАО «Компания Горнолыжных курортов» на основании договора аренды лесного участка <...> от 19 марта 2010 года приобрело на праве аренды лесной участок площадью 16 га, расположенный в квартале 17А, выдела 21 Убинского участкового лесничества Афипского лесничества (л.д.7-15).
Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются леса и иная растительность. В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов. Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного воздействия, а также защите от вредных организмов. Статьей 52 Лесного кодекса РФ установлено, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ.
Согласно п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
В силу ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ указанные меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Частью 1 ст. 54 Лесного кодекса РФ установлено, что защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам - на их локализацию и ликвидацию.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В силу п. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Как было установлено в судебном заседании из объяснений участвующих в деле лиц ответчиком ОАО «Компания Горнолыжных курортов» до настоящего времени не разработан проект освоения арендованного лесного участка и не проведена государственная экспертиза проекта освоения арендованного лесного участка, что подтверждается информацией директора Афипского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» от 04.06.2012 года(л.д.5-6).
В целях обеспечения государственного лесного контроля и надзора (в том числе государственного пожарного надзора) за использованием, охраной и защитой лесов, расположенных в границах лесничеств на территории Краснодарского края создано государственное казенное учреждение Краснодарского края «Комитет по лесу», которое в лесах Краснодарского края на землях лесного фонда реализует следующие полномочия: предотвращает и пресекает преступления и административные правонарушения в области использования, охраны и защиты лесов Краснодарского края; осуществляет государственный лесной контроль и надзор; осуществляет проверки соблюдения лесного законодательства с учетом требований законодательства Российской Федерации; осуществляет государственный пожарный надзор; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях; осуществляет контроль за исполнением обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства в установленные сроки; предъявляет иски (о возмещении ущерба и др.) в суды общей юрисдикции или арбитражный суд; обеспечивает использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов Краснодарского края.
В судебном заседании было установлено, что указанные полномочия для обеспечения пожарной безопасности на арендованном юридическим лицом ОАО «Компания Горнолыжных курортов» лесном участке не реализованы в течение длительного периода времени. В период с 19.03.2010 года по 09.06.2012 года ОАО «Компания Горнолыжных курортов» не обеспечило пожарную безопасность на арендованном лесном участке, в соответствии с разработанным и прошедшем государственную экспертизу в департаменте лесного хозяйства проектом освоения лесов. В свою очередь ответчиком ГУ КК «Комитет по лесу» ответчик - ОАО «Компания Горнолыжных курортов» ни привлечено к административной ответственности, ему не вручено предписание об обязании разработать проект освоения лесов и обеспечить на арендуемом лесном участке пожарную безопасность. ГУ КК «Комитет по лесу» в суд с исковым заявлением к ОАО «Компания Горнолыжных курортов» об обязании разработать проект освоения лесов и обеспечить пожарную безопасность на лесном участке не обратилось.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Частью 1 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также не древесных лесных ресурсов.
В соответствии с ч. 1, 2.1 ст. 96 Лесного кодекса РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства). Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственным учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Компания Горнолыжных курортов» и к ГКУ КК «Комитет по лесу» об обязании устранить выявленные нарушения лесного законодательства удовлетворить.
Обязать ОАО «Компания Горнолыжных курортов» разработать проект освоения лесов относительно лесного участка, арендованного в соответствии с договором аренды <...> от 19.03.2010 года и предоставить его на государственную экспертизу в департамент лесного хозяйства Краснодарского края.
Признать бездействие ГКУ КК «Комитет по лесу» по осуществлению государственного лесного контроля и государственного пожарного надзора на лесном участке, арендованном юридическим лицом ОАО «Компания Горнолыжных курортов», незаконным, выразившиеся в неиспользовании полного комплекса мер при осуществлении полномочий по устранению нарушений лесного законодательства и обеспечению пожарной безопасности.
Обязать ГКУ КК «Комитет по лесу» принять комплекс мер к юридическому лицу ОАО «Компания Горнолыжных курортов» с целью разработки последним проекта освоения лесов и обеспечению пожарной безопасности на арендованном лесном участке, выдать предписание об устранении нарушений лесного законодательства и осуществлять контроль за его исполнением, рассмотреть вопрос о наличии в действиях ОАО «Компания Горнолыжных курортов» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ.
Взыскать с ОАО «Компания Горнолыжных курортов» пошлину в доход государства в сумме 4000(четыре тысячи) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Маслак В.Г.