Решение по заявлению прокурора Северского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, по иску к администрации Смоленского сельского поселения Северского района о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест



к делу № 2- 1328/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Северская                         04 сентября 2012 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Полозкова Е.И.,

при секретаре                             Поповой М.Ю.,

с участием помощника прокурора Северского района Гафуровой Л.И., представителя третьего лица ГКУ Краснодарского края «Центра занятости населения Северского района» Поздняковой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Северского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц, по иску к администрации Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест, возложении обязанности устранить указанные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Северского района Краснодарского края, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением по иску к администрации Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест, возложении обязанности устранить указанные нарушения.

В обоснование заявленного требования прокурор Северского района указал о том, что прокуратурой района совместно со специалистами отдела трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями ГКУ КК «ЦЗН Северского района» в июле 2012г. проведена проверка соблюдения трудового законодательства в администрации Смоленского сельского поселения.

В администрацию в период работы с 01.06.2012г.по 29.06.2012г. принято 3 несовершеннолетних работника в возрасте 16-17 лет по должности организатор досуга детей на дворовой площадке в летний период.

В нарушение действующего трудового законодательства на предприятии не проведена аттестация рабочих мест для должности «организатор досуга детей» по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 22 ТК работодатель обязан обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.

В силу ст.163ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Согласно ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Согласно ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда -оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагается на работодателя.

Согласно п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011г. №342.Н, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. При этом согласно п.8 данного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Согласно указанному Порядку, обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов означает, что названные процессы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестация рабочих мест проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и других целей.

Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, проводится по условиям труда. Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных -условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, а также профилактике производственного травматизма.

В нарушение приведенных норм руководство ответчика не исполнило обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, что существенно нарушает трудовые права работников предприятия на безопасные условия труда. Так, из 3 рабочих мест, занимаемых несовершеннолетними, в администрации не аттестовано ни одно рабочее место.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой специалиста Центра занятости населения.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц.

Поскольку работодателем нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних граждан на безопасные условия труда из-за того, что до настоящего времени аттестация всех рабочих мест не проведена, то прокуратура в интересах неопределенного круга лиц просит суд признать незаконным бездействие руководства учреждения по не аттестации рабочих мест, и возложить на руководство предприятия обязанность по проведению такой аттестации в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Предлагаемый срок устранения выявленных нарушений является разумным и обоснованным с учетом требующихся подготовительных мероприятий по проведению аттестации.

В судебном заседании участвующая в деле помощник прокурора Северского района Гафурова Л.И. заявленные прокурором Северского района требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении.

Представитель ответчика администрации Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края в судебное заседание не явился, о месте и времени разбирательства данного дела глава администрации Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края уведомлен надлежащим образом, что подтверждено имеющимся в деле почтовым уведомлением (л.д. 16) и копией письма Северского районного суда направленного 17.08.2012 года (л.д. 15).

Также в деле имеется заявление главы администрации Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края, в котором отражено о том, что с исковыми требованиями в части проведения аттестации ответчик не согласен по следующим основаниям:

Администрацией Смоленского сельского поселения (далее Администрация) и ГКУ Краснодарского края «Центр занятости населения Северского района» (далее - Центр) 27 апреля 2012 года был заключен договор о совместной работе по организации и проведению временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Согласно этому договору администрация берет на себя обязательства в виде: трудоустройства несовершеннолетних граждан по направлению Центра по специальности организатор досуга. Рабочим местом организатора досуга являются детские площадки.

Данные детские площадки находятся в ДК «Автомобилист» ст. Смоленской, СДК ст. Смоленской и сельском клубе станицы Крепостной. Стоит отметить, что детские площадки (рабочие места) состоят лишь из детских качелей. Кроме этого, работники, выполняя свои трудовые обязанности, занимались тем, что организовывали и проводили с детьми спортивные состязания, различные игры и т.д. из того инвентаря, который им был выделен администрацией, а это шахматы, шашки, иные настольные игры для детей.

Данный вид работы является сезонным и с работниками заключен срочный трудовой договор согласно гл. 46 ТК РФ. Рабочие места функционируют с 01 июня 2012 по 31 августа 2012 года, то есть на период школьных каникул. Между тем, работники перед началом исполнения должностных обязанностей и в ходе их исполнения были ознакомлены под роспись о требованиях безопасности в ходе выполнения работ.

Однако, согласно законодательству РФ аттестация рабочих мест проводится с целью оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Между тем, детские площадки не несут в себе никаких вредных и опасных производственных факторов.

Кроме этого, как уже говорилось ранее, данные рабочие места являются сезонными и Администрация не гарантирует то обстоятельство, что в следующие года, данные рабочие места будут вновь образованны, поэтому глава администрации считает, что проводить аттестацию рабочего места по окончанию школьных каникул нецелесообразно.

Так же, согласно законодательству РФ аттестация рабочих мест производится независимыми специализированными организациями за плату работодателя. Однако на момент приема работников и на сегодняшний день администрация Смоленского сельского поселения не располагает денежными средствами на оплату данных услуг.

На основании изложенного, а так же руководствуясь ст.ст. 35, 55, 68 ГПК РФ, глава администрации Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края просит суд отказать истцу в заявленных требованиях в части обязанности проведения аттестации рабочих мест (л.д. 12-13).

В подготовительной части судебного заседания судом было вынесено определение, занесенное в протокол судебного заседания, о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя ответчика администрации Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края.

Представитель третьего лица ГКУ Краснодарского края «Центр занятости населения Северского района» Позднякова Л.П. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требования, заявленного прокурором Северского района действующего в интересах неопределённого круга лиц, по иску к администрации Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест, возложении обязанности устранить указанные нарушения,

    Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Северского района Гафуровой Л.И., представителя третьего лица ГКУ Краснодарского края «Центра занятости населения Северского района» Поздняковой Л.П., исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Северского района Гафуровой Л.И., полагавшей заявленное прокурором Северского района требование удовлетворить, пришёл к выводу об обоснованности заявленного прокурором Северского района требования и его удовлетворении по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой района совместно со специалистами отдела трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями ГКУ КК «ЦЗН Северского района» в июле 2012г. проведена проверка соблюдения трудового законодательства в администрации Смоленского сельского поселения.

В администрацию в период работы с 01.06.2012г.по 29.06.2012г. принято 3 несовершеннолетних работника в возрасте 16-17 лет по должности организатор досуга детей на дворовой площадке в летний период.

В нарушение действующего трудового законодательства на предприятии не проведена аттестация рабочих мест для должности «организатор досуга детей» по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 22 ТК работодатель обязан обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.

В силу ст.163ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Согласно ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Согласно ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда -оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагается на работодателя.

Согласно п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011г. №342.Н, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. При этом согласно п.8 данного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Согласно указанному Порядку, обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов означает, что названные процессы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестация рабочих мест проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и других целей.

Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, проводится по условиям труда. Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных -условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, а также профилактике производственного травматизма.

В нарушение приведенных норм руководство ответчика не исполнило обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, что существенно нарушает трудовые права работников предприятия на безопасные условия труда. Так, из 3 рабочих мест, занимаемых несовершеннолетними, в администрации не аттестовано ни одно рабочее место.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой специалиста Центра занятости населения.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц.

Поскольку работодателем нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних граждан на безопасные условия труда из-за того, что до настоящего времени аттестация всех рабочих мест не проведена, то прокуратура в интересах неопределенного круга лиц просит суд признать незаконным бездействие руководства учреждения по не аттестации рабочих мест, и возложить на руководство предприятия обязанность по проведению такой аттестации в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Предлагаемый срок устранения выявленных нарушений является разумным и обоснованным с учетом требующихся подготовительных мероприятий по проведению аттестации.

На основании изложенного суд считает, что требование прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц по иску к администрации Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест, возложении обязанности устранить указанные нарушения, подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, ст.89 ГПК РФ, прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Поэтому в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход государства следует взыскать государственную пошлину в сумме 4000 рублей.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить заявленное прокурором Северского района Краснодарского края, действующим в интересах неопределённого круга лиц, по иску к администрации Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края требование о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест, возложении обязанности устранить указанные нарушения.

Возложить на администрацию Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края обязанность проведения такой аттестации в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края в доход государства государственную пошлину в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

    

Судья                                   Полозков Е.И.