к делу № 2- 1330/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Северская 04 сентября 2012 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Полозкова Е.И.,
при секретаре Поповой М.Ю.,
с участием помощника прокурора Северского района Гафуровой Л.И., начальника управления по молодёжной политике администрации муниципального образования Северский район Химченко А.В., представителя третьего лица ГКУ Краснодарского края «Центра занятости населения Северского района» Поздняковой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Северского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц, по иску к Управлению по молодёжной политике администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест, возложении обязанности устранить указанные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северского района Краснодарского края, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением по иску к Управлению по молодёжной политике администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест, возложении обязанности устранить указанные нарушения.
В обоснование заявленного требования прокурор Северского района указал о том, что прокуратурой района совместно со специалистами отдела трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями ГКУ КК «ЦЗН Северского района» в июле 2012г. проведена проверка соблюдения трудового законодательства в управлении по молодежной политике администрации МО Северский район.
Проверкой установлено, что в период с 02.07.2012г. по 17.07.2012г на работу были приняты 38 несовершеннолетних по профессии «подсобный рабочий».
В нарушение действующего трудового законодательства на предприятии не проведена аттестация рабочих мест для должности «подсобный рабочий» по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 22 ТК работодатель обязан обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.
В силу ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Согласно ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Согласно ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда -оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагается на работодателя.
Согласно п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011г. №42н, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. При этом согласно п. 8 данного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Согласно указанному Порядку, обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов означает, что названные процессы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.
Аттестация рабочих мест проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и других целей.
Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, проводится по условиям труда. Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, а также профилактике производственного травматизма.
В нарушение приведенных норм руководство ответчика не исполнило обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, что существенно нарушает трудовые права работников предприятия на безопасные условия труда. Так, из 38 рабочих мест, занимаемых несовершеннолетними, в образовательном учреждении не аттестовано ни одно рабочее место.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой специалиста Центра занятости населения.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц.
Поскольку работодателем нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних граждан на безопасные условия труда из-за того, что до настоящего времени аттестация всех рабочих мест не проведена, то прокуратура в интересах неопределенного круга лиц просит суд признать незаконным бездействие руководства учреждения по не аттестации рабочих мест, и возложить на руководство предприятия обязанность по проведению такой аттестации в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Предлагаемый срок устранения выявленных нарушений является разумным и обоснованным с учетом требующихся подготовительных мероприятий по проведению аттестации.
В судебном заседании участвующая в деле помощник прокурора Северского района Гафурова Л.И. заявленные прокурором Северского района требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении.
Представитель ответчика Управления по молодёжной политике администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края Химченко А.В. заявленное прокурором Северского района требование признал, просит суд данное требование удовлетворить и уменьшить управлению по молодёжной политике сумму госпошлины до 500 рублей потому, что ответчик является бюджетным учреждением и средств на оплату госпошлины не имеет.
Представитель третьего лица ГКУ Краснодарского края «Центр занятости населения Северского района» Позднякова Л.П. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требования, заявленного прокурором Северского района действующего в интересах неопределённого круга лиц, по иску к Управлению по молодёжной политике администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест, возложении обязанности устранить указанные нарушения,
Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Северского района Гафуровой Л.И., представителя ответчика Химченко А.В. и представителя третьего лица ГКУ Краснодарского края «Центра занятости населения Северского района» Поздняковой Л.П., исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Северского района Гафуровой Л.И., полагавшей заявленное прокурором Северского района требование удовлетворить, пришёл к выводу об обоснованности заявленного прокурором Северского района требования и его удовлетворении по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой района совместно со специалистами отдела трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями ГКУ КК «ЦЗН Северского района» в июле 2012г. проведена проверка соблюдения трудового законодательства в управлении по молодежной политике администрации МО Северский район.
Проверкой установлено, что в период с 02.07.2012г. по 17.07.2012г на работу были приняты 38 несовершеннолетних по профессии «подсобный рабочий».
В нарушение действующего трудового законодательства на предприятии не проведена аттестация рабочих мест для должности «подсобный рабочий» по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 22 ТК работодатель обязан обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.
В силу ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Согласно ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Согласно ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда -оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагается на работодателя.
Согласно п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011г. №42н, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. При этом согласно п. 8 данного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Согласно указанному Порядку, обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов означает, что названные процессы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.
Аттестация рабочих мест проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и других целей.
Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, проводится по условиям труда. Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, а также профилактике производственного травматизма.
В нарушение приведенных норм руководство ответчика не исполнило обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, что существенно нарушает трудовые права работников предприятия на безопасные условия труда. Так, из 38 рабочих мест, занимаемых несовершеннолетними, в образовательном учреждении не аттестовано ни одно рабочее место.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой специалиста Центра занятости населения.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц.
Поскольку работодателем нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних граждан на безопасные условия труда из-за того, что до настоящего времени аттестация всех рабочих мест не проведена, то прокуратура в интересах неопределенного круга лиц просит суд признать незаконным бездействие руководства учреждения по не аттестации рабочих мест, и возложить на руководство предприятия обязанность по проведению такой аттестации в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Предлагаемый срок устранения выявленных нарушений является разумным и обоснованным с учетом требующихся подготовительных мероприятий по проведению аттестации.
На основании изложенного суд считает, что требование прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц по иску к Управлению по молодёжной политике администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест, возложении обязанности устранить указанные нарушения, подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, ст.89 ГПК РФ, прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Поэтому в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход государства следует взыскать государственную пошлину, однако, поскольку Управление по молодёжной политике администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края является бюджетным учреждением, указанному в данном решении ответчику следует уменьшить сумму государственной пошлины до 500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить заявленное прокурором Северского района Краснодарского края, действующим в интересах неопределённого круга лиц, по иску к Управлению по молодёжной политике администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края требование о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест, возложении обязанности устранить указанные нарушения.
Возложить на руководство Управления по молодёжной политике администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края обязанность проведения такой аттестации в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Уменьшить Управлению по молодёжной политике администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края сумму взыскиваемой государственной пошлины с 4 000 рублей до 500 рублей.
Взыскать с Управления по молодёжной политике администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края в доход государства государственную пошлину в сумме 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Полозков Е.И.