Решение по исковому заявлению Остапец Е.И к УПФ РФ в Северском районе об оспаривании незаконного отказа в назначении досрочной трудовой пенсии



К делу № 2-1480/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Северская                         «17» сентября 2012 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                             Емельянова А.А.,

с участием представителя истца                        Шалыгановой О.А.,

представителя ответчика УПФ РФ в Северском районе Краснодарского края по доверенности                                 Марковой М.Г.,

при секретаре                                 Ермотик Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Остапец Елены Ивановны к УПФ РФ в Северском районе Краснодарского края об оспаривании незаконного отказа в назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с исковым заявлением к УПФ РФ в Северском районе Краснодарского края об оспаривании незаконного отказа в назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленных исковых требований указала, что 23 ноября 2011 года она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Северском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 19 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена, как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Ей указали на то, что после истребования всех документов и проведения проверки будет направлен ответ о результатах рассмотрения заявления. Однако она получила в УПФ РФ копию протокола от 22.02.2012 года, согласно которому ей не был включен в специальный стаж период работы в должности музыкального руководителя в детском саду - ясли №4 ст. Северской с 24.07.1989 г. по 11.08.1993 года, так как нет документального подтверждения работу на полную ставку. Кроме того не был включен период работы с 02.10.2000 года по 11.11.2000 год в должности «воспитатель» в Северском центре развития ребенка, так как такое наименование учреждения в Списке № 781 от 29.10.2002 г. не предусмотрено. Однако работа в этом же учреждении но в более ранний период и в более поздний период была засчитана в льготный стаж, характер, нагрузка и условия работы, должностные обязанности на всем протяжении не менялись, за этот период времени менялось лишь название и организационно-правовая форма учреждения. Поэтому ее исковые требования законны и обоснованны, подлежат удовлетворению в полном объеме. Просит суд признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопрос реализации пенсионных прав граждан по протоколу от 22.02.2012 года Управления пенсионного фонда РФ в Северском районе об отказе назначении ей досрочной трудовой пенсии. Обязать управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе включить в специальный стаж периоды ее работы с 24.07.1989 года по 11.08.1993 года; с 02.10.2000 года по 11.11.2000 года, назначить и выплатить пенсию со дня ее обращения к ответчику, то есть с 23.11.2011 года.

Ответчик УПФ РФ в Северском районе Краснодарского края представил в суд возражения на рассматриваемое исковое заявление, согласно которым исковые требования не признает, считает их необоснованными по следующим обстоятельствам. 23 ноября 2011г. Остапец Е.И. обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии по ст.27 п.1 п.п.19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которой, досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Конституционный Суд РФ постановлением от 29.01.2004 г. №2-П установил, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. При установлении пенсии до 01.01.2002г. применялись нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, предусматривались в статьях 80 и 83 названного Закона. В целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении выслуги лет применялись следующие нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа: до 01.11.1999г. - Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. №953; после 01.11.1999 г. - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067. в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001г. №79. Период работы с 24.07.1989г. по 11.08.1993г. в должности музыкального работника в детском саду №4, Краснодарского завода «Октябрь», не может быть засчитан в стаж в связи с педагогической деятельностью по следующему основанию.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей от 29.10.2002г. № 781, периоды работы в должности музыкального руководителя (работника) засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы независимо от времени, когда выполнялась эта работа. На указанный выше период документальное подтверждение работы на ставку отсутствует, в связи с чем, работа Остапец Е.И. с 24.07.1989г по 11.08.1993г включена в стаж на общих основаниях.

Из приложенных к исковому заявлению документов (карточки формы Т2, записки о приеме, аттестационного листа) не усматривается работы заявительницы на ставку. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010г. №2075, норма часов педагогической работы за ставку заработной платы музыкальным руководителям составляет 24 часа в неделю. Ни в одном из предоставленных истицей документов, норма часов, выполняемая ее в период работы в должности музыкального работника (руководителя) не усматривается. Сведения должностного оклада необходимыми требованиями не располагают.Период работы с 02.10.2000г. по 11.11.2000г. в должности «воспитателя» в Северском центре развития ребенка не может быть включен в специальный стаж по следующему основанию.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в педагогический стаж от 29.10.2002г №781 такое наименование учреждение, как «Центр развития ребенка» не предусмотрено. В пункте 13 Правил исчисления периодов работы включены структурные подразделения государственных и муниципальных организаций, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью. В соответствии с пунктом 8 «Дошкольные образовательные учреждения» Списка должностей, работников в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Список от 22.09.1999г. № 1067), в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001г. № 79., предусмотрен « Центр развития ребенка -детский сад». 27 ноября 2000 года был принят Устав учреждения, согласно которого было изменено его наименование: муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад. В Уставе указано, что рассматриваемое учреждение является юридическим лицом и реализует общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. На основании чего, стаж заявительницы с 27.11.2000 года определен как специальный. Специальный стаж заявительницы в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ составляет 20 лет 11 месяцев 8 дней. В связи с чем ответчик считает отказ в пенсионом обеспечении Остапец Е.И. обоснованным и верным.

В судебном заседании представитель истицы Шалыганова О.А. поддержала заявленные исковые требования, просит суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель УПФ РФ в Северском районе Краснодарского края в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, просила суд отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в возражениях на рассматриваемое исковое заявление.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и показания свидетелей, считает заявление Остапец Е.И. обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Свидетели Р.О.А. и И.О.А., допрошенные в судебном заседании, подтвердили тот факт, что Остапец Е.И. работала вместе с ними в Северском центре развития ребенка, работала в указанном детском саду с 02.10.2000 г. по 11.11.2000 г. в должности воспитателя, полный рабочий день.

Свидетель Б.Н.Т. в судебном заседании подтвердила, что Остапец Е.И. в период работы с 24.07.1989 года по 11.08.1993 года, работа в должности музыкального руководителя в детском саду – ясли №4 ст. Северской, её деятельность осуществлялась на полную ставку, получала заработную плату – полный должностной оклад за ставку.

В судебном заседании установлено, что истица в период времени с 24.07.1989 года по 11.08.1993 года работала в должности музыкального руководителя в детском саду-ясли №4 ст. Северской, свою деятельность осуществляла на полную ставку, получала полный должностной оклад за ставку, характер, нагрузка и условия труда на всем протяжении работы не менялись, что подтверждается показаниями свидетеля, запиской о приеме на работу №161, личной карточкой, карточкой специалиста, аттестационным листом на имя Остапец Е.И.

Кроме того период работы Остапец Е.И. с 02.10.2000 года по 11.11.2000 года в должности воспитателя в Северском центре развития ребенка, не правомерно не был включен в специальный льготный стаж, так как характер нагрузка и должные обязанности истицы соответствуют тем требованиям и условиям, нагрузке которые законодательство предъявляет для назначения досрочной пенсии, потому вины Остапец Е.И. нет в том, что работодатель определил наименование учреждения и не как не мог привести его в четкое соответствие с законом.

Согласно Конституции РФ в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Определяя в законе правовые основания назначения пенсии, их размера, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установления для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности трудовую деятельность (специфика труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация должна осуществляться с соблюдением требований Конституции - принципа равенства, в силу которого различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы и обоснованы.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ 6.12.2001 г.№310-О следует, что в соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, том числе от рода деятельности.

При таких обстоятельствах необходимо признать незаконным протокол № 11/3 от 22.02.2012 года, комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного Фонда в Российской Федерации в Северском районе Краснодарского края.

Согласно абзацу 6 пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права па трудовые пенсии» в случае удовлетворения требований гражданина, понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина и расходы на уплату услуг представителя) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.

Понесенные истицей судебные издержки подтверждаются представленными в дело подлинниками квитанций на оплату услуг представителя Шалыгановой О.А. на общую сумму 6 000 рублей и квитанцией на оплату госпошлины в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным протокол от 22.02.2012 года Управления пенсионного фонда РФ по Северскому району об отказе в назначении пенсии по выслуге лет, по которому Остапец Елене Николаевне было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.

Обязать УПФ РФ по Северскому району включить в специальный льготный стаж Остапец Елене Николаевне период её работы с 24.07.1989 года по 11.08.1993 года, а также период работы с 02.10.2000 года по 11.11.2000 года.

Обязать УПФ РФ по Северскому району назначить выплату пенсии Остапец Елене Николаевне с 23.11.2011 года, то есть с момента обращения в УПФ РФ по Северскому району за назначением трудовой пенсии.

Взыскать с УПФ РФ по Северскому району в пользу Остапец Елены Николаевны судебные расходы за оплату услуг представителя 6 000 рублей, госпошлину 200 рублей, а всего 6 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд.

    

Председательствующий А.А. Емельянов