К делу № 2-1354/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская «21» августа 2012 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Емельянова А.А.,
с участием истца Лысенко Н.Г.,
представителя ответчика УПФ РФ в Северском районе Краснодарского края по доверенности Марковой М.Г.,
при секретаре Ермотик Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Лысенко Николая Григорьевича к УПФ РФ в Северском районе Краснодарского края о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и произвести перерасчет недовыплаченных ежемесячных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Лысенко Н.Г. обратился в Северский районный суд с исковыми заявлениями к Управлению Пенсионного фонда РФ в Северском районе Краснодарского края о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и произвести перерасчет недовыплаченных ежемесячных выплат.
В обоснование исковых требований указал, что он является отцом погибшего при исполнении служебных обязанностей военной службы в внутренних войск МВД РФ Л.П.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходившего службу в внутринних войсках с 1999 по 2000 год, погибшего при исполнении служебных обязанностей 26 апреля 2000 года, справка о гибели № от 19.04.2012г., свидетельство о смерти I-№. Он обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в Северском районе с просьбой об увеличении размера ежемесячной денежной выплаты. Однако 17 апреля 2012 года получил отказ из Пенсионного Фонда об увеличении ежемесячных денежных выплат. В письме из Управления Пенсионного Фонда РФ в Северском районе исх. № Л-104-08/108 от 17.04.2012 года в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном п.п. 2 п.4 ст.23.1 Федерального Закона «О ветеранах» с 1 января 2005 года ему отказано, поскольку его сын погиб после 16 января 1995 года. По мнению Управления Пенсионного Фонда РФ в Северском районе право на ежемесячную денежную выплату в размере, который предусмотрен для участников Великой Отечественной войны, распространяется только на родителей и жен тех военнослужащих, гибель и смерть которых наступила до вступления в силу Федерального Закона «О ветеранах» (дата вступления в силу Закона 16 января 1995 года). С решением Управления Пенсионного Фонда РФ в Северском районе истец не согласен и считает, что управление Пенсионного Фонда РФ неправильно трактует нормы гражданского права. То обстоятельство, что его сын погиб после введения в действие Федерального Закона «О ветеранах» само по себе не лишает его права на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих согласно Закону СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и которыми они пользовались с 01.07.2001 года в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993года №4468-1 по настоящее время. Более того, впоследствии установленные указанные законом льготы, в том числе в связи с принятием Федерального Закона «О ветеранах» не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами. Дата смерти сына истца не имеет правового значения для определения размера ЕДВ. Согласно статьям 21 и 28 Федерального Закона «О ветеранах» он также имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, то есть, имеет право на ежемесячную денежную выплату, установленную для участников Великой Отечественной войны. В настоящее время ему необоснованно, в нарушение норм Конституции РФ, Федерального Закона «О ветеранах», а также без учета конституционно-правового смысла ст.23.1 Федерального Закона «О ветеранах», выявленного в Определении Конституционного Суда от 04.04.2007 года № 331-О-П, снята ежемесячная денежная выплата бессрочно по категории – член семьи Л.П.Н., погибшего при исполнении обязанностей, военной службы. Кроме того, поскольку ЕДВ в размере, выплачиваемая участникам Великой Отечественной войны, не получалась им с 2005 года по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то ежемесячная денежная выплата подлежит выплате без ограничения срока, по аналогии в соответствии с положениями ст.23 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которой «трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком».
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Северском районе Краснодарского края представил в суд возражение на исковое заявление, в котором указал, что с 01.01.2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с указанным законом, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг было предоставлено различным категориям граждан, в том числе членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий. Нормами пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, установлено, что с 1 января по 31 декабря 2005 года ежемесячная денежная выплата членам семей погибших (умерших) выплачивается в размере 150 рублей. С 01.01.2005 г. Лысенко Н.Г. была установлена ежемесячная денежная выплата по категории «член семьи погибшего участника ВОВ, ветерана боевых действий» в размере 150 руб. ежемесячно. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 года №331-О-П по жалобе гражданки У.В.Н. на нарушение ее конституционных прав было установлено, что не допускается установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло, и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны. Исходя из системного анализа норм законодательства к кругу лиц, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР от 01.08.1989г. №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995г. «5-ФЗ «О ветеранах»). Право на льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, граждане указанной категории реализовали на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981г. №209, и утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.10.1989г. №345, либо справки о праве на льготы, заменяющей названное удостоверение, и справки установленной формы о гибели (смерти) военнослужащего, выданных до 16 января 1995 года. Федеральный закон от 22.08.2004г. №122-ФЗ предусматривает в качестве документа обратившегося за назначением ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом №5-ФЗ, документ о признании членом семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника ВОВ или ветерана боевых действий. Иные документы, которые были указаны выше, указанным Федеральным законом, не предусмотрены. Лысенко Н.Г. является отцом погибшего при исполнении обязанностей военной службы сотрудника внутренних войск Министерства обороны, смерть которого наступила после 16 января 1995 года. Соответственно, удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981г. №209, и утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.10.1989г. №345, справки о праве на льготы, заменяющей названное удостоверение, и справки установленной формы о гибели (смерти) военнослужащего, выданных до 16 января 1995 года, заявители и не могли предоставить. Однако, требование о наличии указанных документов определено в Федеральном законе «О ветеранах» для реализации прав на льготы, установленные для участников ВОВ. Одновременно разъясняет, что в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, в состав предоставляемого набора социальных услуг включаются: дополнительная бесплатная медицинская помощь; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также не междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган ПФР. Заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года. В 2005 году замена набора социальных услуг на деньги предусмотрена не была. В связи с чем, в течение всего 2005 года граждане, являющие получателями ежемесячной денежной выплаты по различным категориям, не могли получать набор социальных услуг в денежном выражении. Таким образом, перерасчет ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для членов семьи погибшего (умершего) участника ВОВ, с учетом отказа от набора от социальных услуг, является необоснованным. На основании изложенного и с учетом применения указанных правовых актов, в связи с отсутствием оснований, Управление Пенсионного фонда в Северском районе считает отказ в установлении ежемесячной денежной выплаты Лысенко Н.Г. в размере, предусмотренном для членов семьи погибшего (умершего) участника ВОВ, обоснованным и верным. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Лысенко Н.Г.
В судебном заседании истец Лысенко Н.Г. поддержал заявленные исковые требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Северском районе Краснодарского края по доверенности Маркова М.Г. исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования Лысенко Н.Г. подлежат удовлетворению.
Согласно копии свидетельства о рождении Лысенко Н.Г., приходится отцом Л.П.Н., 1974 года рождения (л.д.11).
Согласно справке отдела по Северскому району Военного комиссариата Краснодарского края, Л.П.Н., являлся военнослужащим и погиб при исполнении служебных обязанностей 26.04.2000 года (л.д.9).
Факт смерти Л.П.Н. подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.11).
Согласно копиям удостоверений истец имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, предусмотренные ст. 21 Закона «О ветеранах» (л.д.14,15).
Письмом Управления Пенсионного фонда РФ в Северском районе Краснодарского каря от 17 апреля 2012 года истцу отказано в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном п.п. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с 01 января 2005 года (л.д.16, 17).
Статья 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В судебном заседании установлено, что Л.П.Н. проходил службу в внутренних войсках МВД РФ и погиб при исполнении служебных обязанностей. Истец как член семьи лиц рядового и начальствующего состава внутренних войск МВД РФ, погибших при исполнении служебных обязанностей, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Закона «О ветеранах». Согласно данной норме закона на истца Лысенко Н.Г. распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. С учетом предписаний Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и Федерального закона «О ветеранах» истец Лысенко Н.Г. до 1 января 2005 года пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны.
С принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О ветеранах», система социальной поддержки, в рамках которой основная часть льгот предоставлялась ветеранам в натуральной форме, была заменена ежемесячной денежной выплатой.
Суд считает, что Лысенко Н.Г. следует назначить и соответственно пересчитать ежемесячную денежную выплату, исходя из установленной для участников Великой Отечественной войны, поскольку Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты. Впоследствии льготы, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами.
Суд не может согласиться с доводами представителей Управления Пенсионного фонда в Северском районе о том, что у истца отсутствует право на получение ежемесячных денежных выплат в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, поскольку Л.П.Н. погиб после введения в действие ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в редакции действовавшей до 01.01.2005 года) права и льготы, а также меры защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации. По смыслу ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую соответствующую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и таким образом, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса. Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме. Следовательно, взаимосвязанные положения ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) и ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.200-7 гола № 331-ОП.
Статьей 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В связи с тем, что объем льгот, получаемый истцом – членом семьи лиц рядового и начальствующего состава внутренних войск МВД РФ, погибших при исполнении служебных обязанностей, до 1 января 2005 года соответствовал объему льгот участников Великой Отечественной войны, то компенсация этих льгот в денежной форме на данный момент, не может считаться равноценной. Дата смерти погибшего Л.П.Н.. не имеет правового значения для определения размера ежемесячной денежной выплаты истцу. К тому же пункт 5 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, на основании которого истцам с 1 января 2005 года был определен размер ежемесячных денежных выплат в размере 150 рублей, прекратил свое действие с 1 января 2006 года.
Таким образом, истцу Лысенко Н.Г., которые ранее до 1 января 2005 года пользовались льготами в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» для участников Великой Отечественной войны, должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. Ежемесячная денежная выплата, установленная для участников Великой Отечественной войны, не получалась истцами по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, она подлежит выплате без ограничения срока в соответствии с положениями ст. 23 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе Краснодарского края обязано произвести истцу Лысенко Н.Г. перерасчет ежемесячной денежной выплаты за период с 1 января 2005 года по день вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявления Лысенко Николая Григорьевича к УПФ РФ в Северском районе Краснодарского края о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и произвести перерасчет недовыплаченных ежемесячных выплат.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе Краснодарского края назначить Лысенко Николаю Григорьевичу ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны – 2 875 рублей 98 копеек.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе Краснодарского края произвести перерасчет недовыплаченной ежемесячной денежной выплаты Лысенко Николаю Григорьевичу за период с 1 января 2005 года по день вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд.
Председательствующий А.А. Емельянов