Решение по иску прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по Севесркому району о признаннии незаконной существующей организации деятельности изолятора временного содержания ОВД по Северскому району



Дело № 2-591/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Северская. 18 апреля 2011 года.

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего - судьи Маслака В.Г.,

при секретаре Чиковой И.А.,

с участием: прокурора - помощника прокурора Северского района Ерохина В.А.,

представителя ответчика - ОВД по Северскому району по доверенности - Трапезниковой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц к ОВД по Северскому району о признании незаконной существующей организации деятельности изолятора временного содержания ОВД по Северскому району,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Северского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц к ОВД по Северскому району о признании незаконной существующей организации деятельности изолятора временного содержания ОВД по Северскому району.

Свои требования прокурор в заявлении обосновал следующим:

Прокуратурой Северского района в результате проверок соблюдения законодательства, регулирующего порядок содержания лиц в изоляторах временного содержания, установлено, что условия содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, содержащихся в изоляторе временного содержания ОВД по Северскому району (далее ИВС по Северскому району), не соответствуют требованиям, предъявляемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации и ст.23 Федерального Закона № 103-ФЗ от 21.07.1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также законодательству, регламентирующему порядок содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке.

Так, в соответствии с ч.ч.1, 2 ч.4 ст. 32.8 КоАП РФ определено, что отбывание
административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Вопросы содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, регулируются Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 года № 627 (далее - Положение) и Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД России № 605 от 06.06.2000 года (далее Правила).

Допускаются нарушения требований ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон), которой установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, а также норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров, все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.

Однако, в ИВС ОВД по Северскому району не все камеры для содержания подозреваемых и обвиняемых оборудованы спальными местами, не имеется столов, скамеек, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопки для вызова дежурного. Также в камерах отсутствуют средства радиовещания, размер санитарной площади на одного человека не соответствуют указанным нормам (общая площадь согласно техническому паспорту 121,7 кв.м, наполняемость 54 человека, соответственно 2,2 кв.м на одного человека).

Допускаются нарушения требований ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», которой установлено, что содержание под стражей осуществляется на принципах уважения человеческого достоинства. Однако, в ИВС ОВД по Северскому району, камеры не оборудованы умывальниками, требования приватности санитарных узлов не соблюдено, оборудование (сантехника) устаревшая, светильники дневного освещения малоэффективны, в камерах дефицит света для чтения печатных изданий, емкости для доставки пищи из столовой в помещение ИВС устаревшие, имеют на себе ржавчину и дыры.

В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. При этом, каких - либо исключений данный закон не предусматривает.

На основании п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи, в том числе, доврачебной медицинской помощи, в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, включающим и медицинские осмотры.

Так, в ИВС ОВД по Северскому району в должности фельдшера состоит Г.Л.И., которой содержащимся оказывается медицинская помощь без соответствующей лицензии. Несоблюдение установленных требований влечет нарушение конституционных прав лиц, арестованных в административном порядке, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что должностными лицами ОВД по Северскому району для лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания, не созданы материально - бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии, что является нарушением их прав. Ранее в связи с нарушениями законодательства в указанной сфере прокуратурой Северского района вносилось представления в ОВД по Северскому району в 2010 году.

Однако надлежащие меры по устранению выявленных нарушений не приняты, что свидетельствует о бездействии должностных лиц ОВД по Северскому району. В результате указанного бездействия на протяжении длительного времени нарушаются права граждан, что недопустимо.

В связи с чем, прокурор Северского района просит признать незаконной существующую организацию деятельности изолятора временного содержания ОВД по Северскому району.

Так же просит обязать ОВД по Северскому району организовать обеспечение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС предметами индивидуального пользования (индивидуальным спальным местом), оборудовать камеры в соответствии с предъявленными требованиями, Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления».

В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела прокурор настаивает на заявлении прокурора Северского района, просит его удовлетворить.

В судебном заседании представитель ОВД по Северскому району пояснила, что ответчик исковые требования прокурора Северского района не признает по основаниям, изложенным в возражении на иск, из которого следует, что Органы внутренних дел являются бюджетным учреждением, осуществляющим операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся по правилам Бюджетного кодекса РФ, в пределах доведенных до него по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2009г. по делу № А66-292/2008). ОВД по Северскому району является бюджетным учреждением, осуществляет свою деятельность по охране общественного порядка на территории Северского района за счет средств, поступающих из ГУВД по Краснодарскому краю. Деятельность изолятора временного содержания ОВД по Северскому району организована в соответствии с требованиями ФЗ № 103-ФЗ от 15.07.1995г. «О содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказов МВД РФ № 950 от 22.11.2005г. «О правилах внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых», № 650дсп от 06.06.2000г., № 140 дсп от 07.03.2006г. и иных нормативно-правовых актов.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2007 г. № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (далее - Положение), пунктом 5 Положения, для получения лицензии на заявляемые виды медицинской деятельности лицензиат (соискатель лицензии) должен отвечать следующим требованиям:

а) наличие принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании
зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для заявляемых видов
работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

б) наличие у руководителя лицензирующегося органа или его заместителя, либо у
руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой
деятельности, - соискателя лицензии высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по
доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования и стажа работы по
специальности не менее 5 лет;

Условия для получения Лицензии: медицинское образование руководителя, соответствие места для оказания медицинской помощи.

Получить лицензию ИВС не возможно, так как руководитель юридического лица, либо структурного подразделения юридического лица, т.е. ИВС ОВД не является медицинским учреждением, а также в законе РФ «О полиции» соответственно в положении об ОВД, подразделениях ОВД отсутствует такой вид деятельности как медицинская помощь(л.д. 57,58 ).

В связи с изложенным, представитель ответчика в возражении на иск и в судебном заседании просит суд в удовлетворении исковых требований о признании незаконной существующей организации деятельности изолятора временного содержания ОВД по Северскому району отказать как заявленных необоснованно..

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора Северского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании из объяснений участвующих в деле лиц и из материалов дела, исследованных в судебном заседании, судом было установлено, что в результате проведённых прокуратурой Северского района проверок соблюдения законодательства, регулирующего порядок содержания лиц в изоляторах временного содержания, установлено, что условия содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, содержащихся в изоляторе временного содержания ОВД по Северскому району (далее ИВС по Северскому району), не соответствуют требованиям, предъявляемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации и ст.23 Федерального Закона № 103-ФЗ от 21.07.1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также законодательству, регламентирующему порядок содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке.

В соответствии с требованиями ч.ч.1, 2 ч.4 ст. 32.8 КоАП РФ определено, что отбывание
административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Вопросы содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, регулируются Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 года № 627 (далее - Положение) и Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД России № 605 от 06.06.2000 года (далее Правила).

В результате проведённых прокуратурой района проверок установлено, что в нарушение требований ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не все камеры для содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по Северскому району оборудованы спальными местами, не имеется столов, скамеек, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопки для вызова дежурного. Также в камерах отсутствуют средства радиовещания, размер санитарной площади на одного человека не соответствуют указанным нормам (общая площадь согласно техническому паспорту 121,7 м2, наполняемость 54 человека, соответственно 2,2 м2 на одного человека).

Кроме того, в нарушение требований ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», которой установлено, что содержания под стражей осуществляется на принципах уважения человеческого достоинства, в ИВС ОВД по Северскому району, камеры не оборудованы умывальниками, требования приватности санитарных узлов не соблюдено, оборудование (сантехника) устаревшая, светильники дневного освещения малоэффективны, в камерах дефицит света для чтения печатных изданий, емкости для доставки пищи из столовой в помещение ИВС устаревшие, имеют на себе ржавчину и дыры(л.д.6-15).

В соответствии с требованиями п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи, в том числе, доврачебной медицинской помощи, в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, включающим и медицинские осмотры.

Как было установлено в судебном заседании из материалов дела в ИВС ОВД по Северскому району в должности фельдшера состоит Г.Л.И., которой содержащимся оказывается медицинская помощь без соответствующей лицензии. Несоблюдение установленных требований влечет нарушение конституционных прав лиц, арестованных в административном порядке, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей(л.д.44-46).

Из материалов дела установлено, что прокурором Северского района по выявленным фактам нарушений неоднократно выносились представления в ОВД по Северскому району в 2010 году и в 2011 году, однако указанные нарушения не устранены(л.д.29-43).

При таких обстоятельствах суд находит установленным факт нарушений Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также законодательства, регламентирующего порядок содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, выявленных прокуратурой Северского района в деятельности изолятора временного содержания ОВД по Северскому району.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признавая заявление прокурора Северского района обоснованным, находит необходимым обязать ОВД по Северскому району устранить в полном объеме допущенные нарушения прав лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания ОВД по Северскому району.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если такие права и законные интересы нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц к ОВД по Северскому району о признании незаконной существующей организации деятельности изолятора временного содержания ОВД по Северскому району удовлетворить.

Признать несоответствующей закону существующую организацию деятельности изолятора временного содержания ОВД по Северскому району в части несоблюдениянорм санитарной площади в камерах временного содержания на одного человека; в части не оборудования камер временного содержания необходимым сантехническим и другим оборудованием; в части не обеспечения изолятора временного содержания отвечающего санитарным нормам оборудования(посудой) для доставки пищи; в части отсутствия у фельдшера изолятора временного содержания лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Обязать ОВД по Северскому району оборудовать камеры в изоляторе временного содержания ОВД по Северскому району в соответствии с предъявленными требованиями Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», обеспечить изолятор временного содержания отвечающим санитарным нормам оборудованием(посудой) для доставки пищи.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Маслак В.Г.