К делу № 2-1386/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст.Северская 12 октября 2012 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи: Калашникова Ю.В.,
при секретаре: Ищенко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ильского городского поселения Северского района, ООО «Ильский водоканал» об оспаривании бездействия и понуждении к устранению выявленных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Ильского городского поселения Северского района, ООО «Ильский водоканал» об оспаривании бездействия и понуждении к устранению выявленных нарушений. В обоснование заявленных исковых требований сослался на то, что прокуратурой Северского района с привлечением специалистов департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края и территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Северском, Абинском и Крымском районах, проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства администрацией Ильского городского поселения Северского района и ООО «Ильский водоканал». В результате проверки установлено, что в муниципальной собственности администрации Ильского городского поселения находится система водоснабжения и водоотведения Ильского городского поселения. ООО «Ильский водоканал» осуществляя деятельность в п. Ильском на основании концессионного соглашения от 03 ноября 2011 года, заключенного сроком на 10 лет, пользуется и владеет системой коммунальной инфраструктуры, в том числе объектами водоснабжения и водоотведения. Общество осуществляет прием канализационных стоков от организаций и физических лиц в п. Ильский. В ходе проверки выявлено, что канализационные стоки попадая в здания фекальных насосных станций, перетекают на рельеф местности по причине отсутствия канализационных очистных сооружений. Не выполнение ответчиками возложенных на них нормами действующего законодательства по организации процесса обеззараживания и очистки сточных вод ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также животному миру. Кроме того, в результате хозяйственной деятельности ООО «Ильский водоканал» образуются и размещаются отходы производства и потребления: отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод, отходы (осадки) при обработке сточных вод, не вошедшие в другие позиции, мусор от бытовых помещений организаций не сортированный, ртутные лампы люминесцентные, ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, лом черных металлов. Учет указанных отходов не осуществляется и договоры на передачу которых для дальнейшей утилизации Обществом не заключены. Кроме того, ООО «Ильский водоканал» в нарушение норм действующего законодательства не разработан и не утвержден в установленной форме паспорт подтверждающий отнесение отходов к конкретному классу опасности. Таким образом, бездействие органа местного самоуправления в лице администрации Ильского городского поселения, а также ООО «Ильский водоканал» нарушает конституционные права неопределенного круга лиц, создает благоприятные условия для распространения на соответствующей территории различных заболеваний, ставит под угрозу здоровье граждан, в связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор поддержал заявленные исковые требования, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.
Представители администрации Ильского городского поселения Северского района и ООО «Ильский водоканал» возражали против удовлетворения исковых требований прокурора.
Представитель третьего лица – территориально отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения по Краснодарскому краю в Северском, Абинском и Крымском районах в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица – департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования прокурора Северского района подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В силу ст. 39 указанного Федерального закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Северского района с привлечением специалистов департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края и территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Северском, Абинском и Крымском районах, проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства администрацией Ильского городского поселения, ООО «Ильский водоканал». В результате проверки установлено, что в собственности администрации Ильского городского поселения муниципального образования Северский район находится система водоснабжения и водоотведения Ильского городского поселения Северского района.
ООО «Ильский водоканал» на основании концессионного соглашения от 03 ноября 2011 года, заключенного с администрацией Ильского городского поселения Северского района /л.д. 14 - 24/ владеет и пользуется системами водоснабжения и водоотведения Ильского городского поселения. Используя системы водоотведения, ООО «Ильский водоканал» осуществляет прием канализационных стоков от организаций и физических лиц на территории Ильского городского поселения Северского района. Проведенной проверкой установлено, что канализационные стоки самотеком по системе водоотведения попадая в здания фекальных насосных станций, перетекают на рельеф местности по причине по существу отсутствия канализационных очистных сооружений, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями справки помощника прокурора Северского района и государственного инспектора Краснодарского края по охране природы специалиста департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края от 27.07.2012 года и справки – информации Роспотребнадзора от 30.07.2012 года.
Указанное обстоятельство свидетельствует о невыполнении администрацией Ильского городского поселения муниципального образования Северский район и ООО «Ильский водоканал» вышеуказанных требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
Кроме того, проверкой установлено, что в результате хозяйственной деятельности ООО «Ильский водоканал», образуются и размещаются отходы производства и потребления: отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод, отходы (осадки) при обработке сточных вод, не вошедшие в другие позиции, мусор от бытовых помещений организации не сортированный, ртутные лампы люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, лом черных металлов.
В силу требований ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти области статистического учета.
Судом установлено, что в нарушение положений указанной нормы, учет отходов ООО «Ильский водоканал» не ведется.
Проверка установлено, что в результате деятельности ООО «Ильский водоканал» образуются отходы 1 и 4 класса опасности в соответствии с ФККО.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований закона, ООО «Ильский водоканал» на данные отходы не разработан и не утвержден в установленной форме паспорт, подтверждающий отнесение отходов к конкретному классу опасности.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что бездействием администрации Ильского городского поселения Северского района, а также ООО «Ильский водоканал» допущены нарушения действующего законодательства об охране окружающей среды, а также конституционных прав жителей Ильского городского поселения на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, требования прокурора об устранении ответчиками выявленных нарушений подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно п. 3 ст. 154 ГК РФ, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли сторон сделки.
Исходя из изложенного, требования прокурора Северского района о понуждении ООО «Ильский водоканал» к заключению договора на передачу для дальнейшей утилизации отходов, образующихся в результате его деятельности не могут быть удовлетворены судом, поскольку они противоречат положениям действующего законодательства о свободе договора.
Также не подлежат удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия ООО «Ильский водоканал», выразившегося в не проведении мероприятий по организации на территории Ильского городского поселения надлежащего водоотведения отвечающего требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, поскольку данный ответчик не является субъектом, предусмотренным ст. 254 ГПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию с ООО «Ильский водоканал» в доход муниципального образования Северский район госпошлина в размере 4 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ильского городского поселения, ООО «Ильский водоканал» об оспаривании бездействия и понуждении к устранению выявленных нарушений, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Ильского городского поселения Северского района, выразившееся в не проведении мероприятий по организации надлежащего водоотведения на территории Ильского городского поселения Северского района.
Обязать администрацию Ильского городского поселения Северского района, ООО «Ильский водоканал» в соответствии с условиями концессионного соглашения от 03 ноября 2011 года организовать в границах Ильского городского поселения надлежащее водоотведение, путем строительства (реконструкции) канализационных очистных сооружений, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства Российской Федерации.
Обязать ООО «Ильский водоканал» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, путем организации и ведения учета отходов, образовывающихся в ходе осуществления деятельности, а также разработать и утвердить в установленной форме паспорт, подтверждающий отнесение отходов к конкретному классу опасности.
В удовлетворении остальной части заявленных прокурором исковых требований, отказать.
Взыскать с ООО «Ильский водоканал» в доход муниципального образования Северский район госпошлину в размере 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца.
Судья: Ю.В. Калашников