Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Североуральск 14 сентября 2011 года Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Аксёнова А.С., при секретаре Богатырёвой О.Г., с участием прокурора г. Североуральска Фамутдинова Д.Т., представителей ответчиков: Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Месилова А.В., Федерального государственного учреждения «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» Петрова И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Североуральске гражданское дело по иску прокурора г. Североуральска к Федеральному государственному учреждению «Государственный природный заповедник «Денежкин камень», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании проведения лесоустройства, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Североуральска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Государственный природный заповедник «Денежкин камень», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании проведения лесоустройства. В обоснование иска указано, что в ходе проверки законодательства о пожарной безопасности в лесах, выявлены нарушения, допущенные Федеральным государственным учреждением «Государственный природный заповедник «Денежкин Камень» (далее по тексту - Заповедник) и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - МПР РФ). Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ с целью сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда, растительного и животного мира, отдельных видов сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем приказом Министерства экологии и природопользования РСФСР № 5 (во исполнения постановления Совета Министров РСФСР от 16.08.1991 года № 431 «О создании государственного заповедника «Денежкин камень») создан Заповедник. Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники относятся к категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Согласно ст.7 того же Закона, а так же Положения о Заповеднике (утв. руководителем Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР РФ 19.03.2001 года, - Положение), первой задачей Заповедника является осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов. В соответствии п. 11 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на ООПТ (утв. Приказом МПР РФ от 16.07.2007 года № 181) - леса, расположенные на ООПТ, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны ООПТ. В силу ст. 87. Лесного кодекса Российской Федерации (по тексту - ЛК) основой осуществления охраны, защиты лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, который составляется на срок до десяти лет. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются, в частности требования к охране и защите лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими охрану и защиту лесов в границах лесничества, лесопарка. Согласно п.п. 6.16.1., 6.16.2. Состава лесохозяйственных регламентов (утв. Приказом МПР РФ от 19.04.2007 года № 106) в обязательном порядке в них включают требования к охране лесов от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия (в том числе нормативы, параметры и сроки проведения мероприятий по предупреждению, обнаружению и ликвидации лесных пожаров); требования к защите лесов от вредных организмов (в том числе нормативы, параметры и сроки проведения профилактических, санитарно-оздоровительных, истребительных и иных мероприятий)). охрана лесов от пожаров В соответствии со ст. 52 ЛК охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Согласно ст. 53 ЛК меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов... В силу ст. 53.1 ЛК предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры. Согласно п.3 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417), в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: 1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и 2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; 3) мониторинг пожарной опасности в лесах; 4) разработка планов тушения лесных пожаров; 5) тушение лесных пожаров; 6) иные меры пожарной безопасности в лесах. Согласно п.п. «г» п. 4 настоящих Правил указанные меры пожарной безопасности в отношении лесов, расположенных на землях ООПТ федерального значения, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Объем противопожарного обустройства лесов Заповедника не определен, поскольку не проведено лесоустройство. Кроме этого в соответствии со ст.53.7 ЛК мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляются органами государственной власти в пределах полномочий указанных органов (МПР РФ), определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. При размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 настоящего Кодекса. По результатам осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситуации вносятся изменения в лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка и проекты освоения лесов. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, пожара 2010 года в лесах Заповедника, в результате которого повреждено 3,4 тыс. га леса, не проведены. защита лесов В силу ст. 55 ЛК в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: 1) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной 2) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг; 3) авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; 4) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных 5) установление санитарных требований к использованию лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с разделом V Правил санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года № 414): п. 28. санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и п. 29. вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем п. 30. при выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования; п. 31. по результатам лесопатологического обследования осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов; п. 32. санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с учетом требований правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке; п. 33. при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий обеспечивается соблюдение требований по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации; п. 34. для лесных растений, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации, а также включенных в перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2007 года № 162), разрешается рубка только погибших экземпляров; п. 35. проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях ООПТ, осуществляется в соответствии с установленным для этих территорий режимом особой охраны; п. 36. рубка деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий проводится в соответствии с настоящими Правилами, правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами, утвержденными в установленном лесным законодательством порядке; п. 37. сплошные санитарные рубки лесных насаждений проводятся независимо от их возраста в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки не могут обеспечить сохранение жизнеспособности лесных насаждений и выполнение ими полезных функций; п. 38. при повреждении лесных насаждений в результате негативного воздействия ветра, снега, вод (когда деревья повалены или сломаны ветром, снегом, при подмывании водой), а также при наличии в них валежной древесины осуществляется очистка лесных насаждений от захламленности. В первую очередь очистке подлежат лесные участки, где имеется опасность возникновения лесных пожаров и массового размножения насекомых, питающихся тканями стволов деревьев (стволовые вредители). Согласно разделу III настоящих Правил лесопатологическое обследование включает в себя: - сбор и анализ информации о санитарном состоянии лесов (степень захламления, - лесопатологическое обследование проводится в целях получения информации о текущем - граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и - заинтересованные органы при получении информации, указанной в пункте 14 настоящих - при лесопатологическом обследовании для планирования работ по локализации и - заинтересованные органы в 30-дневный срок с даты получения информации, указанной в - результаты лесопатологического обследования используются при ведении Однако, после пожара 2010 года санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе лесопатологическое обследование территории Заповедника, не проведены, что делает эти леса наиболее подверженными возгоранию в пожароопасный период. В соответствии с ч. 1 ст. 67 ЛК лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 настоящего Кодекса, в том числе на ООПТ, на которых расположены леса. Согласно ч. 2 ст. 67 ЛК правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В силу п. 9 Правил Проведения лесоустройства (утв. Постановлением правительства РФ от 18.06.2007 года № 377) лесоустройство проводится в соответствии с лесоустроительной инструкцией, утверждаемой Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Согласно п. 139 Лесоустроительной инструкции (утв. Приказом МПР РФ ОТ 06.02.2008 N 31) проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов. В соответствии со ст.70 ЛК выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти (МПР РФ) или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Лесоустройство территории Заповедника в установленные законодательством сроки не проводилось, в связи с чем, не определен объем противопожарного обустройства лесов Заповедника. В данном учреждении действует лесохозяйственный регламент, составленный по материалам лесоустройства 1984 года тогда еще государственного промыслового хозяйства «Денежкин Камень», леса которого имели иное целевое назначение. Поданные руководителем Заповедника в 2004, 2006 и 2007 годах заявки, а так же 2 заявки в текущем году (№ исх. от ДД.ММ.ГГГГ и № исх. от ДД.ММ.ГГГГ) в МПР РФ о выделении средств из федерального бюджета на проведение лесоустройства остались без ответа, средств из бюджета на эти цели не выделено. Кроме этого, Заповедником не соблюдены нормы обеспечения противопожарным оборудованием, средствами тушения лесных пожаров (введенные в действие приказом Рослесхоза от 29.10.1993 № 290), относящиеся к лесничествам заповедников (таблица 12). В нарушение требований ст. 53.8 ЛК Заповедником либо МПР РФ не привлечена в установленном законом порядке специализированная организация для выполнения возможных работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности. В настоящее время руководитель Заповедника ссылается на ряд договоров о сотрудничестве в тушении пожаров, заключенных с различными организациями в ДД.ММ.ГГГГ в условиях чрезвычайной ситуации, в связи с лесными пожарами: ООО «Уралтранс», ИП Кузницын Н.А., филиал «ВГСЧ Урала» ФГУП «СПО «Металлургбезопасность», ЗАО «Золото Северного Урала», в/ч 42663, ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие», Серовское районное отделение Общероссийской организации общественной «ВДПО». Однако в основном эти организации не специализированные и не предназначены для тушения лесных пожаров, руководители некоторых организаций отказались от сотрудничества по этим договорам в текущем году (филиал «ВГСЧ Урала» ФГУП «СПО «Металлургбезопасность», ЗАО «Золото Северного Урала»). Также следует отметить, что согласно п. 6 ч. 2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, размещение заказа осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Заказчик вправе заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы. В данном случае предметом договоров, заключенных Заповедником в июле 2010 года в условиях чрезвычайной ситуации, являлось тушение пожара прошлого года. В связи с этим, при подготовке к пожароопасному периоду в текущем году следует руководствоваться ч.2 ст.53.8 Лесного кодекса РФ, согласно которой в случае, если выполнение работ по тушению лесных пожаров или осуществлению мер пожарной безопасности в лесах не возложено в установленном порядке на государственные учреждения, указанные в части 1 настоящей статьи, органы государственной власти размещают заказы на выполнение данных работ в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что ни Заповедником, ни МПР РФ не сделано. В прошлом году в адрес директора Заповедника ФИО5 внесено представление (№ от ДД.ММ.ГГГГ) об устранении нарушений правил пожарной безопасности в лесах, в том числе по отсутствию противопожарного обустройства Заповедника и недостаточной оснащенности противопожарным оборудованием, средствами тушения лесных пожаров. В своем ответе (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО5 указала, что согласно п.6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации. По п. 14 Положения о Заповеднике на территории Заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам Заповедника и режиму охраны его территории. Далее, ФИО5 сослалась на п.4 Положения, где изложены задачи, возложенные на заповедник, первая из которых осуществление охраны природных территорий, затем руководитель сослался на п.6 Правил пожарной безопасности в лесах, ст.23 и 87 Лесного кодекса РФ указав, что основой различных видов деятельности, в том числе, охрана лесов, расположенных в границах лесничества является лесохозяйственный регламент. В этом регламенте (составленном, как указывалось выше, на материалах лесоустройства 1984 года) такие мероприятия как создание минерализованных полос, противопожарных разрывов, дорог противопожарного назначения, пожарных вышек, мест забора воды на территории Заповедника не предусмотрено, а значит, является, деятельностью противоречащей задачам Заповедника и режиму особой охраны его территории. То есть исчерпывающие меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах директором Заповедника ФИО5 не выполнено, а значит, не исполнены законные требования прокурора. Также, ДД.ММ.ГГГГ прокурором города в отношении Заповедника и его директора вынесены постановления о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.32 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по УрФО в отношении Заповедника вынесено постановление о прекращении производства по делу по п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку выявленные нарушения правил пожарной безопасности в лесах допущены по вине только руководителя. ДД.ММ.ГГГГ тем же органом в отношении руководителя Заповедника вынесено постановление о прекращении производства по делу, поскольку она выполнила все меры по проведению лесоустройства, направив заявки на финансирование этого мероприятия в Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР РФ. По результатам последних проверок готовности Заповедника к пожароопасному периоду ДД.ММ.ГГГГ, проведенных в текущем году прокуратурой <адрес>: в ДД.ММ.ГГГГ со специалистами Департамента Росприроднадзора по УрФО и Департамента лесного хозяйства по УрФО; в ДД.ММ.ГГГГ со специалистами Правительства, МПР Свердловской области, ГУ МЧС России по Свердловской области, сделаны выводы о неготовности Заповедника к пожароопасному периоду, в связи с непроведением противопожарных мероприятий и слабой оснащенностью данного учреждения. Основной причиной этих недостатков является отсутствие финансирования со стороны главного распорядителя бюджетных средств МПР РФ. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время директором Заповедника в МПР РФ направлено 5 заявок на финансирование лесоустройства и приобретение противопожарного оборудования на общую сумму <данные изъяты>. МПР выделено <данные изъяты>. Отсутствие противопожарного обустройства лесов Заповедника, мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, санитарно-оздоровительных мероприятий, заключенных контрактов со специализированной организацией на выполнения возможных работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности делает леса Заповедника более подверженными пожарам, а само учреждение - неспособным предупредить и своевременно ликвидировать возможные пожары и их последствия. Неготовность Заповедника к пожароопасным периодам привела ДД.ММ.ГГГГ к значительным потерям: в результате пожара повреждено 3 400 га различных типов лесов, северотаежных ландшафтов, иных природных комплексов и объектов, охраняемых государством, чем причинен крупный ущерб государству в размере <данные изъяты>. Таким образом, не выполнение требований законодательства о пожарной безопасности в лесах может вновь привести к бесконтрольному возникновению пожара и беспрепятственному его распространению в лесах, расположенных как на территории Заповедника, так и за его пределами, что поставило под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих населенных пунктов, сохранность их имущества, то есть права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Кроме этого, в результате грубых нарушений правил пожарной безопасности в лесах Заповедника государству причинен крупный ущерб, существенно нарушены охраняемые законом интересы государства в области сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда, растительного и животного мира, отдельных видов сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Государственное управление в области организации и функционирования ООПТ осуществляет МПР РФ и находящаяся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Согласно п.1, 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим: функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере охраны природных ресурсов, включая леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий; государственное управления в области организации и функционирования ООПТ федерального значения. Кроме этого, МПР РФ самостоятельно принимает положения о государственных природных заповедниках, а также порядок утверждения, использования и охраны символики государственных природных заповедников (п.5.2.35); осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций (п.5.7). Заповедник, согласно п.п. 4 и 6 Положения, осуществляет, как уже отмечалось, охрану природных территории в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов и находится в ведении МПР РФ. Заповедник является юридическим лицом, не имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть является некоммерческой организацией и финансируется за счет средств федерального бюджета, имеет самостоятельный баланс, счета (в т.ч. валютные), в учреждениях банков РФ... (п. 12). Просит: разработать и утвердить лесохозяйственный регламента заповедника; обеспечить заключение контрактов со специализированной организацией на выполнения возможных работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в заповеднике. В дальнейшем, с учетом уточнений и изменений, исковые требования сформулированы следующим образом: - обязать Заповедник и МПР РФ провести лесоустройство в заповеднике, в том числе: а) проектирование лесничества с целью закрепления на местности местоположения его границ (п.п. 4 п. 1 ст. 68 ЛК); б) проектирование защитных лесов (п. 1.1.6 лесохозяйственного регламента и п.п. 2 п. 1 ст. 68 ЛК); в) проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизведению лесов (п.п. 6 п. 1 ст. 68 ЛК); г) на основе проведенного лесоустройства разработать новый лесохозяйственный регламент, т.к. действующий основан на материалах лесоустройства 1984 года. В судебном заседании прокурор г. Североуральска иск поддержал. Представители МПР РФ, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Месилов А.В., представитель Заповедника Петров И.Ю. в судебном заседании иск не признали. Месилов А.В. пояснил, что проектирование лесничества с целью закрепления на местности местоположения его границ выполнено, в связи с чем представляется землеустроительное дело № №. Весь заповедник является лесничеством. Полномочий на проектирование у Министерства нет. Согласен с тем, что Лесохозяйственный регламент заповедника разработан на основании материалов лесоустройства 1984 года. Представитель Заповедника Петров И.Ю. пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ на территории Государственного природного заповедника «Денежкин Камень» проведено землеустройство. Работы выполнены Федеральным государственным унитарным предприятием, основанном на праве хозяйственного ведения, «Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича» в срок и в полном объеме. Составлены межевые планы, содержащие полный перечень координат границ лесничества «Государственный природный заповедник «Денежкин Камень». Оформлены кадастровые паспорта земельных участков. На местности установлено 22 межевых знака, закрепляющих границы лесничества. Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов изложены в пункте Лесохозяйственный регламент лесничества «Государственный природный заповедник «Денежкин Камень» в соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации (п. 4) составляется сроком на 10 лет, до ДД.ММ.ГГГГ и является основой осуществления охраны, защиты лесов, расположенных в границах лесничества. Пункт 7 той же главы Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно пункту 15 Приказа Минприроды России от 19.04.2007 года № 106 «Об утверждении Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях: изменения структуры и состояния лесов, выявленного в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований; изменения действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений; - иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ № 377 от 18.06.2007 года «О Правилах проведения лесоустройства» в соответствии со статьей 67 ЛК проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения их границ, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов обеспечиваются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в отношении лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; Согласно ст. 67 «проведение лесоустройства обязательно не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий: обороны и безопасности, на которых расположены леса; поселений, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.02.2008 года № 31 была утверждена Лесоустроительная инструкция. Данная Инструкция разработана в соответствии с Правилами проведения лесоустройства и устанавливает требования к составу, методам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях населенных пунктов, землях обороны и безопасности и на землях особо охраняемых природных территорий. Министерство природных ресурсов и экологии РФ, в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденным постановлением Правительства от 29.05.2008 года № 404, утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. Контроль и надзор в сфере природопользования осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). В соответствии с частью 2 статьи 102 ЛК определяются следующие категории защитных лесов: 1) к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, Проектирование границ данной категории защитных лесов осуществляется в соответствии с принятыми решениями органов государственной власти или местного самоуправления об организации указанных видов особо охраняемых природных территорий. Согласно ст. 70 выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Сметы составляются специализированными лесоустроительными организациями в процессе подготовительных работ к лесоустройству, утверждаются государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Федерации и направляются государственному органу управления лесным хозяйством РФ для согласования и определения размеров целевого финансирования лесоустроительных работ. Сроки представления смет, порядок планирования и финансирования Что касается источников финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству, ими могут быть, в зависимости от их вида, федеральный бюджет, в виде субвенций, бюджеты субъектов РФ, органов местного самоуправления, внебюджетные источники финансирования, а также отдельные лесопользователи на лесных участках, переданных им в аренду или постоянное (бессрочное) пользование. Заповедник «Денежкин Камень» финансируется из средств федерального бюджета, других источников доходов не имеет. В ДД.ММ.ГГГГ в пределах доведенных до заповедника лимитов бюджетных обязательств финансирование проведения лесоустройства не предусмотрено. В связи с этим, в настоящее время разместить заказ на выполнение работ по лесоустройству не может. Заповедник заинтересован в разрешении вопроса лесоустройства, однако самостоятельно провести лесоустройство не может. Представитель Министерства финансов Российской Федерации в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела Минфин извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен, просьбы об отложении рассмотрения дела не последовало. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, приходит к следующему выводу. Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», в неурегулированной части ЛК, также принятыми в соответствии с ними подзаконными актами. Из преамбулы Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (далее по тексту - Закон об ООПТ) следует, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Одной из категорий особо охраняемых природных территорий являются государственные природные заповедники (п. 1 ст. 2 Закона об ООПТ), к числу которых относится Федеральное государственное учреждение «Государственный природный заповедник «Денежкин камень». В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона об ООПТ государственное управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 4 Закона об ООПТ государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Согласно ст. 6 Закона об ООПТ на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации. Таковым органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 5.2.35 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 года № 404). Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира и среду их обитания, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы (п. 1). Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию (п. 2). Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением (п. 3). Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (п. 5.17). Пунктом 4 Положения о Федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» предусмотрено, что на Заповедник возлагается осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов. Согласно п. 1 ст. 19 ЛК мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами. Согласно ст. 23 ЛК основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: 1) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса; 3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным Пунктом 26 статьи 81 ЛК проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства отнесено к ведению органов государственной власти Российской Федерации. Согласно ст. 67 ЛК лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 68 ЛК лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) проектирование лесных участков; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5) таксацию лесов; 6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов. В соответствии с п. 3 Правил проведения лесоустройства (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 года № 377) проектирование лесничеств и лесопарков осуществляется в целях установления количества лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ. В ходе проектирования осуществляется деление территорий лесничеств и лесопарков на лесные кварталы. При проектировании лесничеств и лесопарков составляются: ведомости и схемы проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки, а территорий лесничеств и лесопарков - на лесные кварталы с указанием номеров лесных кварталов; пояснительная записка с обоснованием соответствующего деления. Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Положения о Федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» следует, что проектирование лесничества проведено. В частности, закреплено на местности местоположение границ Заповедника, как единого лесничества, Заповедник разбит на лесные кварталы с указанием их номеров, территориальных изменений в заповеднике не произошло, в связи с чем нет оснований для удовлетворения иска в данной части. В соответствии с п. п. 4 и 5 вышеуказанных Правил, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов в указанных лесах. Подразделение лесов на виды по целевому назначению осуществляется путем отнесения: а) к эксплуатационным лесам лесов, которые подлежат освоению в целях обеспечения устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов; б) к защитным лесам лесов, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями; в) к резервным лесам лесов, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей в границах лесничеств и лесопарков, закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указываются на картах лесов. Проектирование особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах и резервных лесах осуществляется в целях выделения относительно небольших участков леса, имеющих важное значение для выполнения берегозащитных, почвозащитных и других функций. Их границы устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей, а также по лесотаксационным выделам, закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указываются на картах лесов. По результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов составляются: а) ведомости и схемы проектируемого деления лесов на эксплуатационные леса, защитные леса и резервные леса в пределах лесничеств и лесопарков с указанием номеров лесных кварталов; б) пояснительная записка с обоснованием соответствующего подразделения лесов; в) ведомости проектируемых особо защитных участков лесов с указанием номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов; г) пояснительная записка с обоснованием выделения особо защитных участков лесов. В силу ст. 6 Закона об ООПТ, леса, находящиеся на территории заповедника, освоению не подлежат. В п. 1.1.6 Лесохозяйственного регламента лесничества «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» (утв. директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России 02.11.2009 года) указано, что на территории заповедника находятся только леса ООПТ, приведены номера кварталов, совпадающие с указанными в Положении о Федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Денежкин камень». То есть оснований для удовлетворения иска в данной части также не имеется. Согласно п.п. 7 и 8 Правил, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в пределах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других показателей, характеризующих лесные ресурсы. По результатам проведения таксации лесов составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам, лесничествам и лесопаркам. Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется по результатам проведения таксации лесов. По результатам проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов составляются соответствующие ведомости по лесным участкам, лесничествам и лесопаркам. Согласно п. 10 Правил Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов. Поскольку представителями ответчиков не представлено суду доказательств наличия проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, иск в данной части подлежит удовлетворению. Ссылка представителя Заповедника на п. 2.16 лесохозяйственного регламента необоснованна, поскольку данный регламент составлен по материалам лесоустройства от 1984 года. Кроме того, как указано в п.п. 1.1.1 регламента, лесоустройство на территории заповедника «Денежкин камень» не проводилось. Таким образом, с учетом размера исковых требований, суд приходит к выводу о том, что в заповеднике необходимо провести лесоустройство в виде проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Поскольку в состав лесохозяйственного регламента входят требования к охране, защите и воспроизводству лесов (п. 6.16 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений, утв. приказом Минприроды от 19.04.2007 года № 106), после проведения лесоустройства потребуется разработка нового лесохозяйственного регламента лесничества «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» либо внесения изменений в действующий лесохозяйственный регламент лесничества «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» на основе материалов проведенного лесоустройства. Доводы представителей ответчиков об отсутствии финансирования и, следовательно, отсутствии вины, не принимаются судом во внимание, поскольку это не освобождает их от исполнения обязанностей, предусмотренных законом. Суд принимает во внимание данные доводы только при определении окончания срока проведения вышеуказанных мероприятий, учитывая, что для их выполнения необходим значительный объем работ, в том числе полевых и аналитических. Суд полагает, что окончание выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, разработке новый лесохозяйственного регламента либо внесения изменения в действующий на основе материалов проведенного лесоустройства, должно быть датировано ДД.ММ.ГГГГ включительно. Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить частично. Возложить на Федеральное государственное учреждение «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно: - провести проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; - разработать новый лесохозяйственный регламент лесничества «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» либо внести изменения в действующий лесохозяйственный регламент лесничества «Государственный природный заповедник «Денежкин камень» на основе материалов проведенного лесоустройства. В оставшейся части в иске отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Североуральский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Разъяснить о том, что в соответствии со ст. 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неподача кассационной жалобы лишает возможности подать надзорную. СУДЬЯ А.С.АКСЁНОВ
вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
минерализованных полос;
содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов,
вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов,
прокладка просек, противопожарных разрывов;
лесопатологической угрозы);
насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);
поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного
негативного воздействия;
проведения выборочных или сплошных санитарных рубок;
усыхания, загрязнения) и лесопатологическом состоянии лесов (степень повреждения (поражения)
вредными организмами) проводятся в ходе лесопатологического обследования и
лесопатологического мониторинга;
санитарном и лесопатологическом состоянии лесов;
воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными
организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом указанные в подпункте «б» пункта 3 настоящих Правил органы государственной власти (в данном случае Федеральную службу по надзору в сфере природопользования) или органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов (далее -заинтересованные органы);
Правил, обязаны организовать лесопатологическое обследование с целью уточнения состояния
лесных насаждений;
ликвидации очагов вредных организмов заинтересованными органами обеспечивается учет
численности вредных организмов;
пункте 14 настоящих Правил, определяют с учетом результатов лесопатологического обследования необходимые мероприятия по защите лесов;
лесопатологического мониторинга.
отражено в пункте 1.1.6 Лесохозяйственного регламента лесничества «Государственный
природный заповедник «Денежкин Камень», утвержденного директором Департамента
государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и
экологической безопасности Минприроды России 02.11.2009 года. Все земли отнесены к защитным лесам, а именно к землям ООПТ.
2.16 Лесохозяйственного регламента лесничества «Государственный природный
заповедник «Денежкин Камень», утвержденного директором Департамента
государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и
экологической безопасности Минприроды России 02.11.2009 года.
расположенные на территориях государственных природных заповедников,
национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных
природных заказников и иных установленных федеральными законами особо
охраняемых природных территориях.
лесоустроительных работ устанавливаются государственным органом управления
лесным хозяйством РФ.
органом исполнительной власти.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.