О взыскании денежных средств



Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Дело № год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Североуральск 25 января 2011 года

Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Аксёнова А.С.,

при секретаре Русаковой В.П.,

с участием: представителя МУЗ ЦГБ Североуральского городского округа по доверенности ФИО4; Новоселова В.А., Новоселовой Н.В., представителя Новоселова В.А. ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Североуральске гражданское дело по иску Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница Североуральского городского округа» к Новоселову В.А. о возмещении денежных средств, затраченных на обучение Новоселовой Н.В., встречному иску Новоселова В.А. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная городская больница Североуральского городского округа» о признании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Центральная городская больница Североуральского городского округа» (ЦГБ - по тексту), Уральская государственная медицинская академия и Новоселова Н.В. заключили трехсторонний договор на подготовку врачебных кадров. По условиям договора его стороны приняли на себя следующие обязательства:

- Уральская государственная медицинская академия - обучить Новоселову Н.В.;

- ЦГБ - оплатить обучение Новоселовой Н.В.;

- Новоселова Н.В. - успешно закончить академию и приступить к работе в ЦГБ.

Свои обязательства ЦГБ выполнило в полном объёме, оплатив обучение в размере <данные изъяты> рубля. Новоселова Н.В., окончила основной курс обучения. В связи с необходимостью обучения в интернатуре, был заключен другой договор от ДД.ММ.ГГГГ на углубленную специализацию врача-интерна. ДД.ММ.ГГГГ, до окончания интернатуры, ЦГБ, Уральская государственная медицинская академия и Новоселова Н.В. заключили договор на подготовку врача в клинической ординатуре. И по данному договору ЦГБ обязалось оплатить учёбу Новоселовой Н.В., Уральская государственная медицинская академия - обучить её, а Новоселова Н.В. - пройти подготовку и приступить к работе в ЦГБ.

В 2006 году Новоселова Н.В. успешно окончила интернатуру, а в 2007 году - ординатуру, но трудоустраиваться в ЦГБ не стала, вследствие чего обязана возместить ЦГБ затраты на её обучение.

ДД.ММ.ГГГГ ЦГБ и отец ответчика Новоселов В.А. заключили соглашение, по условиям которого он обязался возместить ЦГБ затраты на обучение дочери в размере <данные изъяты> рубля. Новоселов В.А. также не выполнил свои обязательства, уплатив ЦГБ только <данные изъяты> рублей.

Просили взыскать с Новоселовой Н.В. расходы на обучение в размере <данные изъяты> рубля и сумму судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рубля.

Впоследствии истец ЦГБ изменил исковые требования, указанные суммы просил взыскать с Новоселова В.А., основывая иск на невыполнении им обязательств по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

По ходатайству истца судом была произведена замена ответчика на Новоселова В.А., а Новоселова Н.В. привлечена к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика.

В свою очередь Новоселов В.А. подал встречный иск о признании недействительным соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Не оспаривая факта заключения соглашения, в обоснование указал, что нормы трудового законодательства (ст. ст. 207 и 249 Трудового кодекса Российской Федерации) связывают возмещение средств, затраченных на обучение, лишь с учеником, т.е. с лицом, нарушившим условия договора. Действующее законодательство, по его мнению, не предусматривает оснований, при наличии которых такой долг может быть взыскан с другого лица, в том числе родителя. Именно поэтому он не исполнил обязательства по соглашению. Ссылаясь на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. ст. 167 и 168), просил данное соглашение признать недействительным в силу его ничтожности.

В судебном заседании представитель ЦГБ ФИО4, действующий по доверенности, настаивал на иске к Новоселову В.А. и пояснил суду, что в 1998 году был заключен договор об оказании образовательных услуг. Иск к ФИО5 они основывают на имеющемся соглашении от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого он обязался погасить задолженность по обучению дочери за неё (Новоселову Н.В.). В ЦГБ имеется штатное расписание. Больница финансируется за счёт средств бюджетов различного уровня, в том числе местного. В штате ЦГБ врачебные специальности врача-неонатолога имеются. Штатное расписание составляется с учетом нормативов по каждой должности, утверждается главным врачом. С бюджетом, из которого выплачивается заработная плата, оно не согласовывается. Они знали, какую именно врачебную специальность получает Новоселова Н.В. в ординатуре. Нормативы носят рекомендательный характер. Можно было ввести дополнительную ставку. Встречный иск не признал.

Новоселов В.А. и его представитель ФИО6 в судебном заседании иск ЦГБ не признали по доводам, изложенным во встречном иске. Настаивали на удовлетворении встречного иска.

ФИО6 пояснила, что отказа от работы со стороны Новоселовой Н.В. не было, т.к. со стороны ЦГБ не последовало предложений о трудоустройстве. Сам договор на подготовку врачебных кадров, ни последующие договоры не содержат указания на срок, в течение которого Новоселова Н.В. должна быть трудоустроена в ЦГБ. Считает, что срок исполнения обязательства Новоселовой Н.В. не истек. Само соглашение не соответствует действующему законодательству, поэтому оснований для взыскания с Новоселова В.А. денежных средств нет.

Новоселова Н.В. в судебном заседании иск возражала против удовлетворения иска ЦГБ, была не против встречного иска. Суду пояснила, что она окончила медицинскую академию в 2005 году. После её окончания она не имела права работать врачом, т.к. такого права не имеет никто из лиц, окончивших академию. Для этого необходимо окончить интернатуру либо ординатуру и получить сертификат специалиста. В 2005 году она получила диплом об окончании академии. В интернатуре она училась в течение недели, после чего была переведена в клиническую ординатуру, где училась в течение 2 лет до августа 2007 года. По результатам обучения она получила сертификат специалиста врача-неонатолога. Это - реанимация новорожденных детей. Ставки врача-неонатолога в ЦГБ не было, нет её и по настоящее время. Если бы такая ставка была, то она стала бы работать в ЦГБ. Врач-неонатолог - узкая специализация. Никаким другим врачом она не может работать, т.к. для это также необходим сертификат.

Согласия на перевод долга от неё к отцу она не давала и не дала бы. Она совершеннолетний человек и способна отвечать за себя сама. Этот вопрос решался без её участия.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ) установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56).

По условиям трехстороннего договора (без даты) на подготовку врачебных кадров, Уральская государственная медицинская академия (УрГМА), предприятие (наименование не указано) и Новоселова Н.В. заключили договор об оказании образовательных услуг. По условиям договора УрГМА обязалась обеспечить высокий уровень подготовки студента ФИО7 по дневной форме обучения на педиатрическом факультете по специальности врач, а предприятие обязалось ежегодно оплачивать обучение студента. Новоселова Н.В. обязалась в полном объёме пройти теоретический курс обучения, овладеть всеми видами профессиональной деятельности, предусмотренной соответствующей квалификационной характеристикой специалиста, проработать на предприятии после окончания академии не менее (не указано) лет. Срок действия договора установлен с момента его заключения и до окончания обучения Новоселовой Н.В. в академии.

По данному договору ЦГБ оплачено <данные изъяты> рублей (л.д. 14, 16, 20).

По договору от ДД.ММ.ГГГГ на углубленную специализацию врача-интерна УрГМА обязалась провести одногодичную углублённую специализацию Новоселовой Н.В. на базе клинической кафедры неврологии детского возраста и неонатологии по специальности неонатолог, выдать сертификат с указанием присвоенной квалификации, направить её в распоряжение ЦГБ для использования на работе по полученной специальности, ЦГБ обязалась оплатить расходы по обучению, а Новоселова Н.В. - полностью выполнить учебный план и программу углубленной специализации по избранной специальности, по окончанию подготовки в интернатуре сдать выпускной экзамен по специальности. В случае неявки на работу или отказа от работы согласно заключенному договору без уважительных причин, увольнения до установленного срока за нарушение трудовой дисциплины или иных виновных действий Новоселова Н.В. возмещает ЦГБ все расходы по договору. В случае непредоставления ЦГБ работы по договоренной специальности Новоселова Н.В. не несет ответственности по возмещению расходов, связанных с обучением. Срок действия договора установлен с момента его подписания сторонами и до окончания интернатуры.

По данному договору ЦГБ оплачено <данные изъяты> рублей (л.д. 22, 23).

По договору от ДД.ММ.ГГГГ на подготовку врача в клинической ординатуре УрГМА обязалась провести двухгодичную углублённую специализацию Новоселовой Н.В. на базе клинической кафедры неврологии детского возраста и неонатологии по специальности неонатолог, выдать сертификат с указанием присвоенной квалификации, направить её в распоряжение ЦГБ для использования на работе по полученной специальности, ЦГБ обязалась оплатить расходы по обучению, а Новоселова Н.В. - выполнить учебный план и программу подготовки по избранной специальности, своевременно проходить аттестацию. В случае неявки на работу или отказа от работы согласно заключенному договору без уважительных причин, увольнения до установленного срока за нарушение трудовой дисциплины или иных виновных действий Новоселова Н.В. возмещает ЦГБ все расходы по договору. В случае непредоставления ЦГБ работы по договоренной специальности Новоселова Н.В. не несет ответственности по возмещению расходов, связанных с обучением. Срок действия договора установлен с момента его подписания сторонами и до окончания ординатуры.

По данному договору ЦГБ оплачено <данные изъяты> рублей (л.д. 22, 23).

Таким образом, представленными ЦГБ документами подтверждается факт оплаты образовательных услуг на сумму <данные изъяты> рублей.

По условиям соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЦГБ и Новоселовым В.А., он обязался возместить средства, затраченные на обучение Новоселовой Н.В. путем внесения в кассу ЦГБ до 20 числа каждого месяца денежных средств наличными деньгами по установленному соглашением графику. Соглашение подписано Новоселовым В.А. и главным врачом ЦГБ.

В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Исходя из смысла договора, можно сделать вывод, что договор возмездного оказания образовательных услуг - это соглашение между образовательным учреждением и потребителем о предоставлении последнему возможности получения объёма знаний по соответствующей образовательной программе, сопровождающейся проведением контрольных мероприятий за определенную плату в течение определённого периода времени. Из такого определения договора следует, что он совершается между специальными субъектами, что его предмет выражает специфику соответствующего обязательства, возникающего в последствии и содержит указание на временной промежуток, в течение которого должна оказываться услуга.

Обязательство, вытекающее из договора об оказании образовательных услуг, является денежным, не связанным с личностью должника, в силу чего к рассматриваемому случаю могут быть применены нормы ГК РФ, регулирующие вопросы перевода долга.

В п. 1 ст. 391 ГК РФ зафиксировано правило, согласно которому перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. То есть, перевод долга предполагает наличие волеизъявления трёх сторон - двух должников и кредитора, поскольку личность должника имеет для кредитора существенное значение. Из этого следует, что такая сделка является трёхсторонней, при совершении которой каждый из участников выражает своё волеизъявление относительно её условий.

Согласно п. 1 ст. 389 ГК РФ уступка требования, основанного на сделке, совершённой в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме.

Поскольку сделка о переводе долга (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ) основана на договорах об оказании образовательных услуг, совершённых в простой письменной форме, то и она сама должна быть совершена в простой письменной форме.

Несмотря на то, что такая форма сделки в данном случае соблюдена, при её совершении было нарушены требования п. 1 ст. 391 ГК РФ. При заключении соглашении должник Новоселова Н.В. не участвовала и не выражала волю по вопросу о переводе долга. Суду она пояснила, что согласия на перевод долга от неё к отцу она не давала и не дала бы. Её объяснение по этому поводу суд находит убедительным. Суду не представлено доказательств того, что при совершении сделки мнение Новоселовой Н.В. по вопросу о переводе долга учитывалось, и при этом было получено её согласие.

Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Сделка, о которой идёт речь, суд признаёт недействительной в силу её ничтожности т.к. при ёе заключении были нарушены требования, предъявляемые законом к такому роду сделок.

В связи с этим иск ЦГБ удовлетворению не подлежит, а встречный иск Новоселова В.А. должен быть удовлетворен.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная городская больница Североуральского городского округа» отказать в иске к Новоселову В.А. о возмещении денежных средств, затраченных на обучение Новоселовой Н.В..

Встречный иск удовлетворить.

Признать недействительным соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между Муниципальным учреждением здравоохранения «Центральная городская больница Североуральского городского округа» и Новоселовым В.А., о возмещении средств, затраченных на обучение.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Североуральский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Разъяснить о том, что в соответствии со ст. 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неподача кассационной жалобы лишает возможности подать надзорную.

СУДЬЯ А.С.АКСЁНОВ

СОГЛАСОВАНО: Судья Аксенов А.С.