Дело № Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Североуральск 31 января 2011 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сармановой Э.В.,
с участием истца - Скаредновой Н.А.,
ответчиков - Бирюковой Н.М., Хрипуновой О.М.,
при секретаре - Рассохиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Скаредновой Н.А. к Бирюковой Н.М., Хрипуновой О.М., Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №21 по Свердловской области о включении в наследственную массу 1/4 доли квартиры,
у с т а н о в и л :
Скареднова Н.А. обратилась в Североуральский городской суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №21 по Свердловской области (далее по тексту МИФНС №21), Бирюковой Н.М., Хрипуновой О.М. о включении в наследственную массу, открывшуюся после смерти ее мужа, 1/4 доли квартиры, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ умер её муж - ФИО9. Наследственное имущество, оставшееся после его смерти состоит из личных вещей и 1/4 доли в праве собственности на квартиру под № № расположенную в <адрес>.
Наследниками после смерти ФИО1 является она (Скареднова Н.А.) и дочери -Бирюкова Н.М. и Хрипунова О.М.
Указанная 1/4 доли в праве собственности на квартиру под №<адрес> принадлежала ФИО1 на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному нотариусом г.Североуральска.
После смерти мужа - ФИО1 она попыталась оформить надлежащим образом право собственности на 1/4 доли квартиры, обратившись к нотариусу г.Североуральска.
Для оформления наследственных прав на 1/4 доли в квартире в числе прочих документов ею (Скаредновой Н.А.) нотариусу был представлен договор мены квартиры.
Из представленных документов нотариусом было установлено, что ФИО1 надлежащим образом не зарегистрировал переход права собственности и договор в учреждении юстиции.
Поскольку он документально не оформил переход права собственности, не обратились в учреждение юстиции после совершения сделки, то 1/4 доли в праве собственности на квартиру под №№ расположенный в городе Североуральске по <адрес> не вошла в наследственную массу. Отсутствие государственной регистрации на квартиру не является препятствием для обращения лица в суд о признании права собственности, возможность такого обращения основана на ст. 11, 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется путем их признания.
Она (Скареднова Н.А.) пыталась узаконить переход права собственности на квартиру № <адрес> в Учреждении юстиции. Однако в этом её было отказано по причине того что, оформить право собственности на квартиру и в последствии получить свидетельство о праве на наследство не представляется возможным в связи с тем, что для регистрации перехода права собственности необходимо личное присутствие ФИО1, который на данный момент умер.
В качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей ГК РФ (подп.9 ч.2 ст.8) называет событие, с которым закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Смерть гражданина (в данном случае ФИО1) как раз и является тем событием, вследствие которого право собственности на принадлежавшее им имущество переходит по наследству к другим лицам (п.2 ст.218 ГК РФ).
В силу ч.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как следует из указанной нормы, в данном случае имеет место переход собственности по закону (ст. 1111 ГК РФ).
В силу ст. 1153 ГК РФ одним из способов принятия наследства является фактическое его принятие.
Действия по фактическому принятию наследства ею (Скаредновой Н.А.) были совершены в течение срока, установленного для принятия наследства - в течение 6 месяцев со дня открытия наследства, фактическое вступление во владение хотя бы частью наследственного имущества рассматривается как фактическое принятие всего наследственного имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Как следует из свидетельства о браке она (Скареднова Н.А.) является женой ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, а следовательно, является наследником по закону имущества ФИО1
Просит включить 1/4 доли в праве собственности на квартиру под №№ расположенную в <адрес> наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1 последовавшего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец Скареднова Н.А. поддержала заявленные требования и доводы искового заявления, просила включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти её мужа - ФИО1, 1/4 долю квартиры, право собственности на которую мужем при жизни не было зарегистрировано.
Представитель ответчика МИФНС №21 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, от МИФНС №21 поступило заявление, в котором указано, что МИФНС №21 не возражает против удовлетворения заявленных требований и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.
Ответчики Бирюкова Н.М. и Хрипунова О.М. суду пояснили, что истец приходится им матерью, умерший ФИО1 - отцом. Они (Бирюкова Н.М. и Хрипунова О.М.) не возражают против удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд, выслушав объяснение истца, ответчиков, изучив материалы дела, находит требования Скаредновой Н.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из договора мены квартир от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрел в собственность 1/4 долю двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В последнем пункте указанного договора отражено, что договор подлежит государственной регистрации в Учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно ст.165 ГК РФ.
Однако договор мены квартир в Учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрирован.
Как следует из справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ ООО «Северное жилье», ФИО2 на день смерти был зарегистрирован по адресу: <адрес>, где и проживал совместно с женой - Скаредновой Н.А.
Согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти № в отделе ЗАГС <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что на момент смерти ФИО1 владел недвижимым имуществом - 1/4 долей квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Право собственности на указанную недвижимость ФИО1 при жизни в установленном законом порядке не зарегистрировал.
Законодательство РФ предусматривает обязательность проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п.2 ст.4). Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество вытекает и из ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п.1 ст.2), государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Однако в настоящее время осуществить государственную регистрацию прав умершего ФИО1 на недвижимое имущество - в виде 1/4 доли квартиры - невозможно.
После смерти ФИО1 открылось наследство. Согласно ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей Гражданского кодекса Российской Федерации (подп.9 ч.2 ст.8) называет событие, с которым закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Смерть гражданина (в данном случае ФИО1) как раз и является тем событием, вследствие которого право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам (п.2 ст.218 Гражданского кодекса российской Федерации).
Поскольку переход права собственности на имущество по наследству происходит вследствие события, а не вследствие сделки, то и обязательной государственной регистрации ранее возникших прав у наследодателя не требуется.
Судом установлено, что истец Скареднова Н.А. является наследницей по закону имущества умершего ФИО1 Факт брачных отношений с умершим подтверждается представленным истцом свидетельством о заключении брака.
Право собственности на недвижимое имущество - 1/4 долю <адрес>, после смерти ФИО7 должно перейти по наследству к его наследникам, для чего указанное недвижимое имущество необходимо включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1
Помимо истца наследниками умершего ФИО1 являются его дочери - Бирюкова Н.М. и Хрипунова О.М., которые в судебном заседании пояснили, что не возражают против того, чтобы 1/4 доли квартиры была включена в наследственную массу, открывшуюся после смерти отца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1, последовавшего ДД.ММ.ГГГГ, 1/4 долю в праве собственности на <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Североуральский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что данное решение было обжаловано в кассационном порядке.
Решение изготовлено в печатном виде.
СУДЬЯ: САРМАНОВА Э.В.
СОГЛАСОВАНО: Судья Сарманова Э.В.