РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 апреля 2010 года г. Северобайкальск Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Гармаеве Ч.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Р. к МОУ «...» г. Северобайкальск, Управлению образования МО «...», Министерству образования и науки Республики Бурятия о взыскании задолженности по заработной плате за выполнение функций классного руководителя, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с вышеуказанным иском. В судебном заседании истец Р. исковые требования поддержала и пояснила, что она работала учителем начальных классов в МОУ «...» с 1995г., расположенной в местности приравненной к районам Крайнего Севера. Приказом по школе №63\1 от 01.09.2005г. была назначена классным руководителем 2 «б» класса 20 учащихся, который довела до выпуска. В соответствии со ст.ст. 316,317 ТК РФ, Законом РФ №1525-111 от 09.03.2006г. «О районных коэффициентах и процентных надбавках к заработной плате работников государственных учреждений РБ» размер моей заработной платы соответственно повышен на 70% и 50 % за все виды работ,которые выполняла в школе(ведение часов, проверка тетрадей, заведование кабинетом, классное руководство) Постановлением Правительства РФ № 854 от 30.12.2005 г. с 01.01.2006 г. введена дополнительная ежемесячная выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя. Однако ответчик в нарушение указанного постановления и требований ТК РФ выплачивают вознаграждение с применением районного коэффициента 30% вместо 70 % и без учета 50 %. Просит суд взыскать с ответчиков образовавшуюся задолженность в сумме 21 983,24 рубля. Представители Управления образования МО «...», МО « ...» в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени судебного разбирательства. Суд с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель Министерства образования и науки Республики Бурятия в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Из отзыва Минобразования и науки РБ на исковое заявление следует, считаем требования истцов обоснованными, исковые требования признаем частично. В целях разрешения данной проблемы, Правительством РБ внесены изменения в Постановление Правительства РБ от 18 января 2008 года № 13 «О Порядке предоставления в 2008-2009 годах средств на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия» на основании Закона РБ от 06.07.2009г. №963-IV «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в РБ отдельными государственными полномочиями в области образования» в части учета в сумме выплат районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Средства, предусмотренные республиканским бюджетом на выплату вознаграждения за классное руководство увеличены с 01.01.2009г. Проблемным моментом являются суммы задолженности за 2006-2008г.г. Выплата указанной задолженности производится в судебном порядке. Истец требует задолженности за калассное руководство с 01.01.2006г. по 01.01.2009г. В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Истец получая выплаты за классное руководство с 2006г. без учета районных коэффициентов и надбавок за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, знала( должна была знать) о нарушении своего права на выплату средств в полном объеме. На основании ст. 199 ГК ходатайствуем о применении исковой давности. В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование», инициированного В.В. Путиным начиная с 2006г., постановлением Правительства РФ от 30.12.2005г. №854 «О порядке предоставления в 2006г. финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений» была введена дополнительная мера поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, осуществляющим функции классного руководства в виде выплаты вознаграждения в размере 1000 рублей. При этом возникли проблемы с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В постановлении Правительства РФ отсутствовало упоминание о том, что в объеме субсидий на выплату вознаграждения за классное руководство учтены средства на выплату процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данная проблема имеет место не только в Республике Бурятия, но также во всех других регионах РФ, в которых имеются указанные районы. Изучив материалы дела, выслушав истца,, суд считает необходимым отказать в исковых требованиях по следующим основаниям. Установлено, что истец работала в должности учителя в МОУ «...» г. Северобайкальск, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Р. была назначена классным руководителем – 2 «б» класса приказом №63\1 от 01.09.2005г., далее, назначалась классным руководителем 3 «б», 4 «б» классов, что подтверждается приказами №63\1 от 01.09.2006г., №68\1 от 01.09.2007г. Согласно расчетов, выданных МОУ «...» задолженность вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в отношении Р. составляет 21 983,24 рублей. Согласно письма и.о. директора МОУ «...»Г., следует, что Р. за период с 2006г. по 2008г. было начислено и выплачено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя без учета районного коэффициента 70 % и северной надбавки 50 %. Вознаграждение в сумме 21 983,24 рублей просим взыскать с Министерства образования и науки Республики Бурятия. В соответствии со ст.3 Закона Республики Бурятия «О районных коэффициентах и процентных надбавках к заработной плате работников государственных учреждений Республики Бурятия» от 9 марта 2006 г. установлен районный коэффициент в Северобайкальском районе и г.Северобайкальск в размере 1,7, районный коэффициент начисляется на заработную плату работников государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета. Выплаты по районным коэффициентам к заработной плате производятся с первого дня работы в данной местности. Согласно ст.4 указанного Закона лицам, работающим в государственных учреждениях, финансируемых из республиканского бюджета, и проживающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных местностях. Процентная надбавка к заработной плате в Северобайкальском районе и г.Северобайкальск начисляется в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждый последующий год работы, но не свыше 50%. Процентная надбавка начисляется на весь заработок. На основании п.2 Порядка предоставления в 2006 г. субвенций местным бюджетам на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений в Республике Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 27.01.2006 г. № 33 и Порядка предоставления в 2008-2009 г.г. средств на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений в Республике Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 18.01.2008 г. № 13 при определении размера субвенций, средств учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов госвласти СССР или федеральных органов госвласти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также средства для предоставления педагогическим работникам гарантий, установленных ст.114, ч.4 ст. 139, ст.167, 183 и 187 ТК РФ. В силу п.3 Правил предоставления в 2006 г. финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 854 размер субсидии, предоставляемой каждому субъекту РФ, определяется в пределах сумм, утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год», из расчета 1000 рублей за классное руководство в классе с наполняемостью не менее наполняемости, установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях. Для классов с наполняемостью меньше установленной наполняемости расчет размера субсидии осуществляется с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся. При определении размера субсидии учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов госвласти СССР или федеральных органов госвласти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Согласно с п.3 Правил предоставления в 2008-2009 г.г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 г. № 860 размер субсидии, предоставляемой субъекту РФ, определяется в пределах сумм, утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», из расчета 1000 рублей за классное руководство в классе с наполняемостью не менее наполняемости, установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях. Для классов с наполняемостью меньше установленной наполняемости расчет размера субсидии осуществляется с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся. При определении размера субсидии учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов госвласти СССР или федеральных органов госвласти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также средства для предоставления педагогическим работникам гарантий, установленных ст.114, ч.4 ст.139, ст.ст.167, 183 и 187 ТК РФ. Статьей 315 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. На основании ст.316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы госвласти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями. Согласно ст.317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст.316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание, что заработная плата истцу выплачивается с учетом районного коэффициента 1,7, выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя является составной частью заработной платы, суд приходит к выводу, что выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическому работнику также должна производиться с учетом районного коэффициента, установленного Законом Республики Бурятия «О районных коэффициентах и процентных надбавках к заработной плате работников государственных учреждений Республики Бурятия» от 9 марта 2006 г. в Северобайкальском районе в размере 1,7 и процентной надбавки к заработной плате за работу в Северобайкальском районе в размере 50%, которая имеется у истца. Надлежащим ответчиком по данному требованию суд считает Министерство образования и науки Республики Бурятия, принимая во внимание, что заработная плата начисляется учителям школ из средств, выделенных Министерством образования РБ, однако представителем Министерства образования и науки заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд. В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев,когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении- в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Учитывая,что истец знала о нарушении своих прав на выплату вознаграждения за классное руководство в полном объеме с 2006 г., истцом не представлено каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд за разрешением трудового спора, суд считает необходимым применить исковую давность и отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Р. к МОУ «...» г. Северобайкальск, Управлению образования МО «...», Министерству образования и науки Республики Бурятия о взыскании задолженности по заработной плате за выполнение функций классного руководителя, оставить без удовлетворения Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Северобайкальский городской суд. Судья: