РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2010 г. г.Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Баторовой Ж.Б.,при секретаре Кузнецовой А.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора к ООО «...» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства
Установил:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «...» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства.
В судебном заседании прокурора Русакова Г.Г. иск поддержала и пояснила,что в
течение февраля-марта 2010г. Северобайкальской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Бурприроднадзора проводилась проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ООО «...».Основными видами деятельности предприятия являются производство пара и горячей воды котельными, деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта, управление эксплуатацией жилфонда, удаление сточных вод, отходов и другое.Основное производство располагается по адресу: ... и ... в котельной временного поселка работает 7 котлов «Братск», установлено 2 пылезологазоулавливающих установки, из которых работает две.В новом поселке Кичера на котельной функционирует 3 котла марки КЕ-6,5-14с, установлено 3 пылезологазоулавливающие установки, из которых работает две.В ... функционирует котельная возле школы, в которой установлены 3 котла «Энергия», пылезологазоулавливающих установок нет.Вторая котельная ... работает на 2-х котлах «Универсал», пылезологазоулавливающих установок нет.В ... на котельной,расположенной в районе ПМК,работают два котла марки КВс-09 и 2 котла марки «Энергия», пылезологазоулавливающих установок нет.Котельная возле промбазы функционирует на 1 котле марки КВС и 4 котлах марки «Энергия», пылезологазоулавливающих (далее ПЗОУ) установок нет.Котельная в районе МК-161 функционирует на 4 котлах марки «Энергия»,ПЗОУ нет.Санитарно-защитная зона не установлена, но рядом с котельной жилых домов нет.В результате проверки установлено, что ответчик эксплуатирует ряд котельных без пылегазоулавливающих устройств, что запрещено законом. Закон «Об охране атмосферного воздуха» возлагает обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства именно на лиц, осуществляющих эксплуатацию данных объектов, а не на собственников.Ответчик не имеет разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без очистки. Около каждой котельной должна быть санитарно-защитная зона.Мероприятия по установлению санитарно-защитных зон должны быть приняты для обеспечения благополучия людей,проживающих недалеко от котельных. Статьей 39 указанного Закона установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Просит обязать ответчика устранить нарушения природоохранного, санитарно-эпидемилогического законодательства следующим образом:прекратить выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без очистки и оборудовать котельные пылезологазоулавливающими устройствами;разработать проект образования отходов;разработать и утвердить лимит на размещение отходов;получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;установить санитарно-защитные зоны около каждой котельной.
Представитель ответчика ФИО3 иск не признал и пояснил,что 19.06.2009 г. между ООО «...» и Комитетом по управлению муниципальным хозяйством МО «...» был заключен договор аренды муниципального имущества №15 для предоставления муниципальным имуществом коммунальных услуг для физических и юридических лиц поселений района.Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно п.2.2.7 Договора арендатор не вправе без письменного разрешения арендодателя производить улучшения арендованного имущества.10.02.2010 г. в адрес МО «...» было направлено письмо о произведении улучшений на объектах арендованного имущества ООО «...» на общую сумму 531000 рублей,ответ на письмо не получен до настоящего времени. Установка ПЗОУ без письменного согласия собственника имущества будет являться улучшением,они не являются по данному требованию надлежащими ответчиками.Требования по разработке проекта образования отходов, а также утверждение лимита на их размещение будут разработаны при наличии денежных средств.На разработку и утверждение указанных требований необходимо 92000 рублей.При утверждении тарифов на оплату коммунальных услуг данные виды проектов Республиканской службой по тарифам утверждены не были. Для их предприятия это затруднительно,отсутствуют денежные средства.При строительстве котельных была предусмотрена санитарно-защитная зона от 50 до 300 метров от жилых домов.Котельные были построены в 1978-1987 г.г. Просит в иске отказать.
Изучив материалы дела,выслушав стороны,суд считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
Установлено,что в течение февраля-марта 2010г. Северобайкальской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Бурприроднадзора проводилась проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ООО «...».В ходе которой выявлено,что основными видами деятельности предприятия являются производство пара и горячей воды котельными, деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта, управление эксплуатацией жилфонда, удаление сточных вод, отходов и другое.Основное производство располагается по адресу: ... и ... в котельной временного поселка работает 7 котлов «Братск», установлено 2 пылезологазоулавливающих установки (далее ПЗОУ), из которых работает две.В новом поселке Кичера на котельной функционирует 3 котла марки КЕ-6,5-14с, установлено 3 пылезологазоулавливающие установки, из которых работает две.В ... функционирует котельная возле школы, в которой установлены 3 котла «Энергия», пылезологазоулавливающих установок нет.Вторая котельная ... работает на 2-х котлах «Универсал», пылезологазоулавливающих установок нет.В ... на котельной,расположенной в районе ПМК,работают два котла марки КВс-09 и 2 котла марки «Энергия», пылезологазоулавливающих установок нет.Котельная возле промбазы функционирует на 1 котле марки КВС и 4 котлах марки «Энергия», ПЗОУ нет.Котельная в районе МК-161 функционирует на 4 котлах марки «Энергия»,ПЗОУ нет.Санитарно-защитная зона не установлена, но жилых домов рядом с котельной нет.В результате проверки установлено, что ответчик эксплуатирует ряд котельных без пылегазоулавливающих устройств, что запрещено законом.
В соответствии со ст. 3 Закона «Об охране атмосферного воздуха» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана и воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Ст. 14 Закона предусмотрено,что одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды является установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст. 34 Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ст. 39 указанного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Согласно требованиям статьи 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Установлено,что в нарушение требований ст. 14 Закона ООО «...» не имеет разрешения на выброс в атмосферу загрязняющих веществ, предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха, ответчиком не установлены.
Пунктом 7 статьи 16 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно ст. 30 закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Статьей 11 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на юридических лиц возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Статьей 20 Закона № 52-ФЗ установлены санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях. Согласно данной нормы атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Статьей 22 Закона №52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 мая 2001 г. N 14 «О введении в действие санитарных Правил "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01", утверждены указанные Санитарные правила.Указанные Санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов,
Согласно п.3.1.1Правил при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, при техническом перевооружении действующих объектов граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны осуществлять меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Аналогичные требования предусмотрены п.3.1.6. вышеуказанных санитарных Правил.
Согласно п. 3.16 Правил для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача от 25 сентября 2007 г. N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических Правил и нормативов САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 N 25, Изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 N 61) утверждены указанные Правила и нормативы.
В соответствии с п.1.4 Правил Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).Указанными санитарными Правилами ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью 200 Гкал и выше, работающие на угольном и мазутном топливе, отнесены ко 2-ому классу опасности, для них установлена санитарно-защитная зона 500 м.
В ходе проведенной проверки установлено, что санитарно-защитные зоны котельных, которые эксплуатируются указанным предприятием, не установлены.
По результатам проверки постановлением инспектора Бурприроднадзора от 26.02.2010г. главный инженер ООО «...» ФИО5 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 4 тыс.руб.
27.02.2010г. в адрес директора ООО «...» ФИО6 прокурором было направлено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха. Представление прокурора рассмотрено. Из ответа на представление следует, что предельно-допустимые выбросы загрязняющих веществ не установлены,разрешение на выбросы не получено в связи с отсутствием финансовых средств у предприятия.
Учитывая,что ответчиком указанные требования не выполняются, мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов не выполняются, на котельных, которые эксплуатируются ответчиком,не установлены пылезологазоулавливающие установки; согласно п.2.2.15 Договора аренды муниципального имущества №15 от 19.06.2009 г. ответчик обязан соблюдать в арендуемых помещениях санитарно-эпидемиологические требования к видам деятельности арендатора и арендуемому имуществу, согласно п.2.2.16 договора аренды муниципального имущества №15 от 19.06.2009 г. ответчик обязан выполнять в установленные сроки предписания органов государственного пожарного надзора и иных контролирующих органов о принятии мер по ликвидации ситуаций,возникших в результате деятельности арендатора,ставящих под угрозу экологическую санитарную обстановку и сохранность имущества,суд приходит к выводу,что иск обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,суд
Решил:
Обязать ООО «...» устранить нарушения природоохранного, санитарно-эпидемилогического законодательства следующим образом:прекратить выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без очистки и оборудовать котельные пылезологазоулавливающими устройствами; разработать проект образования отходов; разработать и утвердить лимит на размещение отходов; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу; установить санитарно-защитные зоны около каждой котельной.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Северобайкальский городской суд РБ.
Судья Ж.Б.Баторова