решение об устранении нарушений природоохранного законодательства



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2010 года г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Ринчино Ц.В., при секретаре Даниловой О.П. , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «...» о понуждению к устранению нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, просит обязать МУП «...» устранить нарушения природоохранного, санитарно – эпидемиологического законодательства: прекратить выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без очистки и оборудовать котельные пылезологазоулавливающими устройствами; разработать проект образования отходов; разработать и утвердить лимит на размещение отходов; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу; установить санитарно-защитные зоны около каждой котельной.

Исковые требования прокурора мотивированы тем, что в течении февраля- марта 2010 г. Северобайкальской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Бурприроднадзора проводилась проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности МУП «...», в ходе которой выявлены нарушения природоохранного законодательства. Основными видами деятельности предприятия являются производство пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение воды, удаление сточных вод, отходов и др. По договору аренды от 01.12.2009г. ответчику передано муниципальное имущество, в том числе 4 котельных в пос. Нижнеангарск: в микрорайоне БТС, МК-142, «ВГСО», «Геология» и 1 котельная в с. Холодное. В результате проверки установлено, что МУП ...» эксплуатирует ряд котельных без пылегазоулавливающих устройств, что запрещено законом. Так, на котельной в с. Холодное, микрорайоне «ВГСО» не имеется пылезологазоулавливающие установок, а также разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Проект предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ был разработан для МУП «Комитет по коммунальному хозяйству, строительству и имуществу в 2005г., а для МУП «...» ПДВ не разработан. Закон «Об охране атмосферного воздуха» возлагает обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства именно на лиц, осуществляющих эксплуатацию данных объектов. Ответчик не имеет разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без очистки. Возле котельных не предусмотрена санитарно-защитная зона, что является нарушением ст. 39 вышеуказанного Закона. Просит в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства удовлетворить исковые требования.

В ходе судебного заседания помощник прокурора Б. исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания. Суд считает возможным по ходатайству стороны истца рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

Установлено, что в течение февраля-марта 2010г. Северобайкальской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Бурприроднадзора проводилась проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в отношении МУП «...». Основными видами деятельности предприятия являются производство пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение воды, удаление сточных вод, отходов и другое.

По договору аренды от 01.12.2009 г.МО «Северобайкальский район» передало МУП «...» муниципальное имущество, в том числе: 4 котельных в п. Нижнеангарск: в микрорайоне БТС, МК -142, «ВГСО», «Геология» и 1 котельная в с. Холодное. В результате проверки установлено, что ответчик эксплуатирует ряд котельных без пылегазоулавливающих устройств, что запрещено законом. Так, на котельной в с. Холодное, микрорайоне «ВГСО» не имеется пылезологазоулавливающих установок, также не имеется разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что является нарушением требований ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» согласно которой выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Проект предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ для МУП «...» не разработан.

В соответствии со ст. 3 Закона «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту Закон) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана и воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Ст. 14 Закона предусмотрено, что одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды является установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу ст. 39 Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также соблюдать нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Пунктом 7 статьи 16 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно ст. 30 закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Статьей 11 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на юридических лиц возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Статьей 20 Закона № 52-ФЗ установлены санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях. Согласно данной нормы атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Статьей 22 Закона №52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 мая 2001 г. N 14 «О введении в действие санитарных Правил "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01", утверждены указанные Санитарные правила. Указанные Санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов,

Согласно п. 3.16 вышеназванных Правил для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача от 25 сентября 2007 г. N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических Правил и нормативов САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 N 25, Изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 N 61) утверждены указанные Правила и нормативы.

В соответствии с п.1.4 Правил Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).Указанными санитарными Правилами ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью 200 Гкал и выше, работающие на угольном и мазутном топливе, отнесены ко 2-ому классу опасности, для них установлена санитарно-защитная зона 500 м.

В ходе проведенной проверки установлено, что санитарно-защитные зоны вокруг котельных МУП «...» отсутствуют.

По результатам проверки постановлением инспектора Бурприроднадзора от 11.03.2010г. директор предприятия А. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 4 тысячи рублей.2.03.2010г. в адрес директора МУП «...» А. прокурором было направлено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха. Из ответа на представление следует, что принято решение подготовить пакет документов на разработку проекта ПДВ и дальнейшего получения разрешения на выброс загрязняющих веществ, провести переговоры с собственником арендуемого имущества о финансировании расходов на разработку проекта ПДВ, приобретения золоулавливающих установок, их установки в котельной «Пристань» после окончания отопительного сезона.

Исходя из вышеизложенного следует, что ответчиком нарушаются нормы санитарно- эпидемиологического и природоохранного законодательства, а именно не выполняются, мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов, на котельных; не установлены пылезологазоулавливающие установки; разрешения на предельно допустимый выброс в атмосферу загрязняющих веществ не имеется; не предусмотрены санитарно –защитные зоны вокруг эксплуатируемых котельных; ответчиком нарушается пункт п.5.2.6 Договора аренды муниципального имущества от 01.12.2009 г. в соответствии, с которым ответчик обязан соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные нормы эксплуатации нежилых помещений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.234,235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать МУП «...» устранить нарушения природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства: прекратить выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без очистки и оборудовать котельные пылезологазоулавливающими устройствами; разработать проект образования отходов; разработать и утвердить лимит на размещение отходов; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу; установить санитарно-защитные зоны около каждой котельной.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Северобайкальский городской суд РБ.

Ответчик имеет право подать заявление об отмене заочного решения в Северобайкальский городской суд в течение 7 дней со дня получения копии решения.

... Судья Ц.В. Ринчино

...

...