РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 августа 2010 г. г.Северобайкальск Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Баторовой Ж.Б., при секретаре Кузнецовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «...» о признании незаконным бездействия по неорганизации утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территорий поселений, понуждении организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, УСТАНОВИЛ: Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО «...» о признании незаконным бездействия по неорганизации утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территорий поселений, понуждении организовать утилизацию и переработку бытовых отходов. В судебном заседании прокурор ФИО2 пояснила, что Северобайкальской межрайонной прокуратурой в апреле- мае 2010 г. совместно со специалистами Бурприроднадзора проведена проверка по соблюдению законодательства об отходах производства и потребления в деятельности МО «...». В ходе проверки установлено, что на межпоселенческой территории МО «...» имеется 6 свалок, которые оборудованы в бывших карьерах, а также специально вырытых котлованах за территориями поселков, часть свалок находится на лесных землях. В местах складирования бытовых отходов установлено, что на свалках, расположенных: за ...; за ...; на автодороге ... Уоян; на 2-м км. автодороги ... –Кичера; за пос. Ангоя; за пос. Новый Уоян отсутствуют минерализованные полосы, уплотнения не производятся, лес за свалками замусорен легкими фракциями -мешками, пластиковыми бутылками бумагой, обваловка территории свалок не производится, знака шлагбаума не имеется. Просит признать незаконным бездействие органов местного самоуправления МО «...» по неорганизации утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территории поселений, на 6 свалках, расположенных на межпоселенческих территориях ..., обязать администрацию МО «...» организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории поселений, на 6 свалках, расположенных на межпоселенческих территориях района. Представитель ответчика администрации МО «...» в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания,просит рассмотреть дело в их отсутствие. Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к выводу,что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Установлено, что Северобайкальской межрайонной прокуратурой в апреле – мае 2010 года совместно со специалистами Бурприроднадзора проводилась проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности МО «...». Обследованием мест складирования бытовых отходов было установлено следующее: на свалке, расположенной за ..., минерализованная полоса отсутствует, уплотнение не произведено, бытовые и производственные отходы размещаются рядом с котлованом, лес за свалкой замусорен легкими фракциями мусора: мешками, пластиковыми бутылками, бумагой.Свалка, расположенная за ... во вновь вырытом котловане, не заполнена, однако обваловка территории свалки не произведена, вследствие чего мусор раздувается ветром по лесу, знак шлагбаума отсутствует.Свалка на автодороге ...- Новый Уоян переполнена, регулярно не уплотняется, не обвалована, минерализованная полоса отсутствует, знак шлагбаума отсутствует, легкие фракции мусора раздуваются ветром по лесу. На 2- ом км. автодороги ...- Кичера в бывшем карьере производится складирование бытовых отходов, вывозимых из .... Свалка не обвалована, минерализованная полоса отсутствует, мусор не уплотняется, знака шлагбаума нет. Бытовые отходы до карьера не довозятся, размещаются недалеко от дороги, ведущей в карьер, раздуваются ветром по лесу. Свалка ... расположена за 1,5 км.до ... в сторону от поселка в лесу, переполнена, регулярно не уплотняется, не обвалована, минерализованная полоса отсутствует, знака шлагбаума не имеется, легкие фракции отходов раздуваются ветром по лесу. Свалка в ... – Уоян расположена за пределами поселка в лесу, переполнена, отходы не уплотняются, раздуваются ветром по лесу, свалка не обвалована, минерализованная полоса отсутствует,знака шлагбаума не имеется, что видно из акта составленного помощником прокурора ФИО2 и госинспектором Бурприроднадзора ФИО3 л.д. 8-11.Указанные свалки находятся на межселенной территории ..., что видно из ответа администрации МО «...» Номер обезличен от Дата обезличенаг. л.д.17).Из ответа администрации МО «...» от Дата обезличенаг. работы по утилизации, переработке бытовых и промышленных отходов в 2010г. на свалках не производились. л.д.18). Согласно п.14 ст.15 Федерального Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 13 ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Законодательством Российской Федерации. Нормами ст.ст.4,22 Федерального Закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 8 Закона Республики Бурятия №1254-1V от 09 марта 2010 года «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» создание, эксплуатация и вывод из эксплуатации объектов размещения отходов осуществляются в соответствии с федеральным законодательством. Частью 2 данной статьи установлено, что объекты размещения отходов должны быть огорожены или обозначены иными способами, ограничивающими вход, проход, проезд посторонних лиц, животных. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №80 от 30 апреля 2003 года «О введении в действие санитарно –эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.1.7.1311-03 утверждены нормативы «2.1.7.Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Данные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов). В соответствии с п. 2.1. указанных Правил полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований САНПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – эпидемиологического заключения, не организован производственный контроль за эксплуатацией свалок, отсутствуют подъездные пути с твердым покрытием, отсутствуют ограждения вокруг свалок, не осуществляется послойная засыпка и утрамбовка отходов, не имеется обваловки, вследствие чего мусор раздувается по лесу, захламляются земли. Согласно ст.ст.9,139,140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субсидий из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. По информации МО «...» на 2010 год в бюджете района предусмотрено финансирование в сумме 300000 рублей на обустройство санкционированных свалок в ..., ...,однако финансирование работ по утилизации отходов и их переработке не производилась. Суд считает обоснованными доводы прокурора о том,что в связи с неисполнением ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления возникает угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию неопределенного круга граждан, проживающих на территории района, отсутствие минерализованной полосы может привести к переходу пожара от свалки на лесной массив, а окружающей среде причинен вред в виде замусоривания и захламления земель. В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком суду не представлены доказательства того,что МО «...» принимаются меры по организации утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территории поселений, на 6 указанных свалках, расположенных на межпоселенческих территориях .... Поэтому с учетом изложенных обстоятельств суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконным бездействие администрации МО «...» по неорганизации утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территории поселений, на 6 свалках, расположенных на межпоселенческих территориях .... Обязать администрацию МО «...» организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории поселений, на 6 свалках, расположенных на межпоселенческих территориях Северо- .... Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Северобайкальский городской суд РБ. Судья Ж.Б.Баторова