решение по иску Северобайкальского межрайонного прокурорак МО `город Северобайкальск` о понуждении создать единую дежурно диспетчерскую службу и обеспечсить метриально техническую базу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2010 г.г.Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Баторовой Ж.Б.,при секретаре Казаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора к администрации МО «город Северобайкальск» о понуждении создать единую дежурно-диспетчерскую службу и обеспечить материально-техническую базу

Установил:

Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО «город Северобайкальск» о понуждении создать единую дежурно-диспетчерскую службу и обеспечить материально-техническую базу:технические средства управления, средства связи,оповещения и жизнеобеспечения,поддерживаемые в состоянии постоянной готовности к использованию.Иск мотивирован тем,что Федеральным Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 28 ст. 16) в полномочия органов местного самоуправления (городского округа ) входит организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Этот вопрос местного значения закреплен в статье 8 Уставе муниципального образования «город Северобайкальск».Согласно ст. 4 ФЗ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах; организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации и др.Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимые сила и средства для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании прокурор Бочарова Е.Н. иск поддержала по указанным в иске основаниями пояснила,что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности населения города Северобайкальск от последствий чрезвычайных ситуаций.Федеральным Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полномочия органов местного самоуправления (городского округа ) входит организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Этот вопрос местного значения закреплен в статье 8 Уставе муниципального образования «город Северобайкальск».Постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003г. утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Пунктом 2 Положения установлено, что Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно п. 3 Положения Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.Пунктами 11-12 установлено, что на каждом уровне единой системысоздаются координационные органы (на муниципальном уровне в пределахтерритории муниципального образованияэто комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечениюпожарной безопасности органа местного самоуправлении), постояннодействующие органы управления (органы, специально уполномоченные нарешение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций и (или) гражданской обороны при органах местногосамоуправления), органы повседневного управления (на муниципальномуровнеединые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований). Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию единых дежурно-диспетчерских служб, материально-технической базы для осуществления ДДС своей деятельности-технические средства управления, средства связи и оповещения, жизнеобеспечения, поддерживаемые в состоянии постоянной готовности.Как установлено проверкой, в муниципальном образовании «город Северобайкальск» единая дежурно-диспетчерская служба не создана по причине отсутствия технических заданий и проектов, отсутствия нормативных актов, регулирующих вопросы финансирования создания и функционирования ЕДДС.Отсутствие ЕДДС является нарушением прав населения муниципального образования «город Северобайкальск» на безопасность, влечет за собой невозможность управления силами и средствами в период чрезвычайной ситуации, не позволяет своевременно реагировать на изменение обстановки. Бездействие администрации МО «город Северобайкальск» по созданию ЕДДС ставит под угрозу конституционные права граждан на охрану здоровья, обеспечения безопасности их жизни, в связи с чем прокурор обращается в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц в целях обеспечения безопасности граждан и предотвращения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и их опасных факторов. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Викулова И.Ю. иск не признала и пояснила,что ЕДДС в МО не создана в связи с отсутствием правовой базы,методик, не разработанных Управлением МЧС России по РБ, не разработаны типовые соглашения между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов.Создание ДДС должно быть софинансировано,АМО не имеет возможности создать ЕДДС из-за отсутствия финансирования.Функции единой дежурно-диспетчерской службы на 90% осуществляет служба «01»,отдел ГО и ЧС, экстренные службы: 01,02,03. В МО на период праздников осуществляется дежурство специалистами АМО.Развертывание единой системы «112» должно быть окончено в 2012 г., ни в одном нормативном акте не указан срок создания ЕДДС.ФЗ №131-ФЗ не предполагает создание органа ЕДДС.АМО самостоятельно осуществляет свои полномочия.Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по РБ в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания.Из отзыва представителя Главного управления МЧС России по РБ следует,что иск прокурора поддерживают. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от угроз техногенного, природного характера и актов терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы, является одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из способов решения этой проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «ОбобщихпринципахорганизацииместногосамоуправлениявРоссийской Федерации» организация и осуществление мероприятий по защите населения итерритории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения городскогоокруга. Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Одной из основных задач РСЧС является сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п.п. «в»ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»органы местного самоуправления осуществляют в установленном порядке сбор и обменинформациейвобластизащитынаселенияитерриторийот чрезвычайных ситуаций. Во исполнение Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.12.2003 № 794 «Об утверждении Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Согласно п. 11 указанного Положения о РСЧС органами повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы (далее -ЕДДС) муниципальных образований. ЕДДС муниципальных образований, согласно Концепции создания системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 25.08.2008 №1240-р, должны входить в соответствующие организационно-штатные структуры органов местного самоуправления. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 09.11.1999 г. №400-ст, устанавливает состав решаемых задач, структуру и порядок функционирования ЕДДС города, района. Положения данного ГОСТа обязательны для органов местного самоуправления.В соответствии с п. 3.7 ГОСТа ЕДДС города создается при городском органе управления ГОЧС. В небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС может создаваться при органе местного самоуправления. ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или на нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов управления). Согласно п.п. 3.9-3.10 ГОСТа ЕДДС города должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения. В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждую смену должны быть включены старший оперативный дежурный и его помощник, а в крупных городах также специалисты-аналитики по направлениям (для обобщения поступающей из различных источников информации) и операторы-диспетчеры (для приема и распространения сообщений от населения и организаций).Кроме того, в соответствии с п. 3.11.2 вышеуказанного ГОСТа для приема и передачи экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях в городах Российской Федерации предусматривается использование единого общеевропейского телефонного номера (кода 112) доступа к ЕДДС. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 894 «Об утверждении Перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб», начиная с 2008 года номер «112» определен в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб. Разделом VI Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1240-р, определено, что система-112 является территориалъно-распределенной информационной системой на основе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб. ЕДДС входят в соответствующие организационно-штатные структуры органов местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, безопасности государства, обеспечения правопорядка, безопасности жизни и здоровья граждан.В соответствии с Положением о порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий Республики Бурятия от чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.07.2001 № 266, дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований незамедлительно передают информацию о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Бурятия (далее ЦУКС ГУ МЧС России по РБ). При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований осуществляют ежедневный сбор, обработку и передачу в ЦУКС ГУ МЧС России по РБ информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.В соответствии с действующим законодательством ЕДДС должны входить в соответствующие организационно-штатные структуры органов местного самоуправления, осуществлять круглосуточное дежурство и находиться в постоянной готовности к организации экстренного реагирования на вызовы от населения и сообщения о происшествиях, возникающих на территории муниципального образования, а также предоставлять информацию в ЦУКС МЧС России по РБ, при этом для приема и передачи экстренных сообщений о ЧС должен быть использован единый общеевропейский телефонный номер кода 112 доступа к ЕДДС.Согласны на рассмотрение дела в их отсутствие,просят иск удовлетворить.

Изучив материалы дела,выслушав стороны,свидетеля,суд считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

Свидетель <данные изъяты>начальник отдела по делам ГО и ЧС,пояснил,что основными функциями ЕДДС являются сбор и обработка информации,оповещения руководящего состава города и сбор комиссии по чрезвычайным ситуациям о сложившейся ситуации.ЕДДС является органом повседневного управления. В настоящее время функции ЕДДС выполняет ГУ 9 пожарная часть ФПС,также диспетчер МП «Северобайкальскэнерго». Сведений о размере материальных затрат на создание ЕДДС не имеется Головная организация ЕДДС должна предоставить в АМО смету и проект создания ЕДДДС,штат должен состоять не менее чем из пяти человек, не менее 1 000 000 рублей необходимо только на выплату заработной платы работникам ЕДДС, необходимы денежные средства на организацию междугородней телефонной связи, на Интернет, на оборудование рабочих мест.Нет нормативных документов,обязывающих создать ЕДДС в определенные сроки.Права граждан АМО не нарушены.

Установлено,что Северобайкальской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности населения города Северобайкальск от последствий чрезвычайных ситуаций,в ходе которой установлено, что в муниципальном образовании «город Северобайкальск» единая дежурно-диспетчерская служба не создана.П.28 ст.16 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает,что в полномочия органов местного самоуправления (городского округа) входит организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Указанные положения закреплены в статье 8 Устава муниципального образования «город Северобайкальск».Постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003г. утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,которое определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно п. 2 Положения единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно п. 3 Положения Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.Пунктами 11-12 Положения установлено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы (на муниципальном уровне в пределахтерритории муниципального образования-это комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления),постоянно действующие органы управления (органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местногосамоуправления), органы повседневного управления (на муниципальномуровне единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. Согласно п. 11 указанного Положения о РСЧС органами повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы (далее -ЕДДС) муниципальных образований. ЕДДС муниципальных образований согласно Концепции создания системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 25.08.2008 №1240-р, должны входить в соответствующие организационно-штатные структуры органов местного самоуправления. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 09.11.1999 г. №400-ст, устанавливает состав решаемых задач, структуру и порядок функционирования ЕДДС города, района. Положения данного ГОСТа обязательны для органов местного самоуправления.В соответствии с п. 3.7 ГОСТа ЕДДС города создается при городском органе управления ГО ЧС. Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования,поскольку действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию единых дежурно-диспетчерских служб, материально-технической базы для осуществления ДДС своей деятельности-технические средства управления, средства связи и оповещения, жизнеобеспечения, поддерживаемые в состоянии постоянной готовности,однако в нарушение указанных норм действующего законодательства ЕДДС до настоящего времени ответчиком не создана.Суд принимает во внимание доводы истца о том,что отсутствие ЕДДС является нарушением прав населения муниципального образования «город Северобайкальск» на безопасность, влечет за собой невозможность управления силами и средствами в период чрезвычайной ситуации, не позволяет своевременно реагировать на изменение обстановки.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,суд

Решил:

Обязать администрацию МО «город Северобайкальск» создать единую дежурно-диспетчерскую службу и обеспечить материально-техническую базу:технические средства управления, средства связи,оповещения и жизнеобеспечения,поддерживаемые в состоянии постоянной готовности к использованию.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Северобайкальский горсуд.

СудьяЖ.Б.Баторова