РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2011 г. г.Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Баторовой Ж.Б.,при секретаре Казаковой О.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам Шохина Д.В., Пановой Ш.Х, Акуловой Е.В., Назаровой Д.О., Панова Д.М., Чирнинова З.В., Смирновой О.Я., Истомина Е.С., Ребенковой С.А., Тархановой Е.Л., Большаковой О.В., Дашацыреновой А.С., Туровой С.Л., Чирниновой Р.А., Седовой И.А., Старковой Ж.В., Шигаевой О.Н., Новолодской О.А., Панова В.М., Буртоновой М.М., Бондарь О.В., Хамагдаевой Е.Л., Таюрской Н.В., Дельхман С.А., Батуева М.Б., Пермяковой О.А., Ердековой А.С., Дроздовой Л.П., Урбоковой Н.В., Болдовского В.Г., Долгошеева Д.В, Кривогорницына Н.В., Бояршина А.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Бурятия о признании незаконными действий по изменению существенных условий труда, выразившихся в изменении оплаты труда в сторону уменьшения, понуждении выплачивать заработную плату с применением коэффициента 1.7
Установил:
Истцы обратились в суд с указанными исками о признании незаконными действий по изменению существенных условий труда, выразившихся в изменении оплаты труда в сторону уменьшения, понуждении выплачивать заработную плату с применением коэффициента 1.7.Иски мотивированы тем,что Межрайонная ИФНС России № по РБ ДД.ММ.ГГГГ вручила истцам уведомление об изменении существенных условий труда, выразившееся в изменении оплаты труда в сторону уменьшения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ о начислении заработной платы с применением коэффициента 1.3 вместо 1.7. С ДД.ММ.ГГГГ истцы получают заработную плату с применением коэффициента 1.3.Продолжая работать с ДД.ММ.ГГГГ за пониженную заработную плату истцы были вынуждены согласиться с предложенными условиями труда, т.к. в случае отказа будут уволены с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации Российской Федерации».Считают, что действия работодателя не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором в соответствии со ст.135 ТК РФ, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты в Межрайонной ИФНС России № по РБ установлены служебным контрактом и коллективным договором. В пункте 1 ст.4 Коллективного договора указано, что оплата труда работников Межрайонной ИФНС России № по РБ осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 4 этой же статьи установлено, что месячная оплата труда работников, отработавших полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности, не может быть ниже установленной тарифной ставки по занимаемой должности с учетом гарантируемых законодательством повышений гарантий и льгот. Об изменениях условий оплаты труда, а также о введении, замене и пересмотре норм труда работники извещаются не позже чем за 2 месяца. При этом обязательным является экономическое обоснование предлагаемых изменений норм и условий труда. Постановлением ФИО33 № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено применение коэффициента 1.7, а нормативных актов, которые бы отменяли его, либо устанавливали новый коэффициент, не имеется.Работодатель самостоятельно, вопреки закону принял решение уменьшить размер оплаты труда, т.е. допустил нарушение ст. 135 ТК РФ. Так же работодателем не соблюдено условие об экономическом обосновании предлагаемых изменений условий труда. Кроме того, служебным контрактом «О прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе» предусмотрено, что размеры процентной надбавки, районного коэффициента за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и порядок их выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.Имеется не отмененное Постановление ФИО33 № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом иных правовых актов Правительством РФ не принималось. Письмо УФНС по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №@ «О размере районного коэффициента» не является нормативно-правовым актом.
Представитель истцов Кувшинов И.А. иски поддержал по указанным в исках основаниям и пояснил,что коэффициент 1.7 был установлен Постановлением Совета Министров СССР № 561 от 08.07.1974г. «О строительстве Байкало-Амурской Железнодорожной магистрали».С 13 октября 2010г. истцы получают заработную плату с применением коэффициента 1.3.Продолжая работать с 13.10.2010г. за пониженную заработную плату истцы были вынуждены согласиться с предложенными условиями труда, так как в случае отказа будут уволены с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации Российской Федерации».Полагает, что действия работодателя не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы истцов.Условия оплаты труда, определенные трудовым договором в соответствии со ст.135 ТК РФ, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Согласно ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, состоящего из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.В соответствии с подпунктами 9 и 10 пункта 2 ст.50 закона о госслужбе к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.Условия оплаты в Межрайонной ИФНС России № 4 по РБ установлены служебным контрактом и коллективным договором. В пункте 1 ст.4 Коллективного договора указано, что оплата труда работников Межрайонной ИФНС России №4 по РБ осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 4 этой же статьи установлено, что месячная оплата труда работников, отработавших полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности, не может быть ниже установленной тарифной ставки по занимаемой должности с учетом гарантируемых законодательством повышений гарантий и льгот. Об изменениях условий оплаты труда, а также о введении, замене и пересмотре норм труда работники извещаются не позже чем за 2 месяца. При этом обязательным является экономическое обоснование предлагаемых изменений норм и условий труда. Постановлением Совета Министров СССР № 561 от 08.07.1974г. предусмотрено применение коэффициента 1.7, а нормативных актов, которые бы отменяли его, либо устанавливали новый коэффициент, не имеется.Ответчик вопреки закону принял решение уменьшить размер оплаты труда, т.е. допустил нарушение ст. 135 ТК РФ.Так же работодателем не соблюдено условие об экономическом обосновании предлагаемых изменений условий труда.Экономические условия в Северо-Байкальском и Муйском районах и г.Северобайкальск за последнее время не изменились для их жителей в лучшую сторону. Наоборот, наблюдается рост рыночных цен на товары народного потребления. Климатические условия северных районов Республики Бурятия также не изменились и продолжают оставаться суровыми.Имеется не отмененное Постановление Совета Министров СССР № 561 от 08.07.1974г., при этом иных правовых актов Правительством РФ не принималось. Письмо УФНС по РБ от 04.08.2010г. № 02-10/07220@ «О размере районного коэффициента» не является нормативно-правовым актом. Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" исходя из статьи 56 ГПК РФ работодатель обязан представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. Поскольку ч. 1 статьи 29 Закона о госслужбе возможность изменения определенных сторонами существенных условий служебного контракта связывает со строго определенными причинами, представитель нанимателя обязан представить доказательства, подтверждающие, что такое изменение явилось следствием изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности государственного органа. В данном случае доказательств существенного изменения условий профессиональной служебной деятельности государственного органа работодателем не приведено. Никаких реорганизаций и изменений технологических условий труда не происходило. Ссылку работодателя на завершение строительства БАМа считает несостоятельной, поскольку данный факт не относится к изменениям организационных или технологических условий труда. Кроме того, как уже было сказано ранее, отсутствует его официальное подтверждение соответствующими документами. Кроме того, в настоящее время имеется не отмененное решение мирового судьи судебного участка № 1 Северобайкальского района Дубейко С.В. от 23.10.2002г., которое не обжаловалось и не пересматривалось по вновь открывшимся обстоятельствам, а следовательно действует и по сегодняшний день.Просит признать действия Межрайонной ИФНС России №4 по Республике Бурятия по изменению существенных условий труда, выразившихся в изменении оплаты труда в сторону уменьшения незаконными,обязать ответчика выплачивать истцам заработную плату с применением коэффициента 1.7 (70 %).
Представитель ответчика Чебаевский А.А. иски не признал и пояснил,что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" до установления районных коэффициентов к заработной плате в порядке, предусмотренном ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» к денежному содержанию государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти применяются районные коэффициенты, централизованно установленные нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР для работников непроизводственных отраслей.В соответствии с Постановлением Госкомтруда Совета Министров СССР и Президиума ВЦСПС 01 4 сентября 1964г. N380/11-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" к заработной плате работников, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, применяется районный коэффициент в размере 1.3. В дальнейшем в соответствии с п.1 приложения 9 к Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» №561 от 08.07.1974 г. на период строительства БАМа установлен районный коэффициент1.7 к заработной плате работников, занятых на изыскательских и проектных работах, строительстве, в промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте,в хозяйствах и организациях,обслуживающих непосредственно строительство и строителей БАМа и железнодорожной линии БАМ-Тында-Беркакит. На территории г.Северобайкальск и Северобайкальского района,а также Муйского района РБ проходило строительство западного участка БАМа в направлении «Усть-Кут-Тында»,который введен в постоянную эксплуатацию в 1989 г.Строительство последнего объекта на Бурятском участке БАМа-Северомуйского тоннеля завершено в 2003 г.Данные выводы следуют из письма Дирекции по капитальному строительству ВСЖД филиала ОАО «РЖД» от 22.07.2010 г. Поскольку установление районного коэффициента Постановлением №561 в размере 1,7 носило временный и определенный по срокам характер, он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются и действуют в централизованном порядке. В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.На основании письма УФНС по РБ от 04.08.2010г. работодателем принято решение об изменении существенных условий труда в виде оплаты труда с применением коэффициента 1.3, о чем работники инспекции были уведомлены в письменном виде за 2 месяца.Просит в исках отказать.
Изучив материалы дела,выслушав участников процесса,суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Установлено,что истцы являются работниками Межрайонной ИФНС России № 4 по РБ. На основании письма УФНС по РБ от 04.08.2010г. работодателем принято решение об изменении существенных условий труда в виде оплаты труда с применением коэффициента 1.3, о чем работники инспекции были уведомлены в письменном виде за 2 месяца.13.08.2010г. ответчик вручил истцам уведомление об изменении существенных условий труда, выразившееся в изменении оплаты труда в сторону уменьшения, начиная с 13.10.2010г. о начислении заработной платы с применением коэффициента 1.3 вместо 1.7. С 13 октября 2010г. истцы получают заработную плату с применением коэффициента 1.3.
Согласно ст.10 Закона РФ от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются законодательным органом РФ по представлению Правительства РФ. Лицам,работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.Федеральный закон, устанавливающий единый районный коэффициент и порядок его выплаты не принят до настоящего времени, поэтому продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4.09.1964 г. «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения,здравоохранения,жилищно-коммунального хозяйства,торговли и общественного питания,других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население,занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»,которым установлен единый районный коэффициент по Северобайкальскому району Республики Бурятия в размере 1,3. Районный коэффициент 1,7 к зарплате был установлен Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8.07.1974 г. №561, указанный коэффициент подлежал применению лишь на время строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ-Тында-Беркакит. То есть установление повышенного коэффициента носило временный характер и устанавливалось на определенный указанный период с учетом сложности условий строительства,повышенный коэффициент применялся для увеличения заработной платы.Данный коэффициент не является районным, который устанавливается в централизованном порядке к зарплате работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат граждан, проживающих в этих районах.
Доводы истцов в исках о том,что имеется не отмененное решение мирового судьи судебного участка № 1 Северобайкальского района от 23.10.2002г., которое не обжаловалось и не пересматривалось по вновь открывшимся обстоятельствам о понуждении ответчика выплачивать заработную плату с учетом районного коэффициента в размере 70%,начиная с 1.10.2002 г.,суд считает необоснованными,поскольку указанное решение было принято в 2002 г.,в период,когда строительство на Бурятском участке БАМа еще не было завершено.
Суд считает обоснованными возражения представителя ответчика на иски о том,что коэффициент 1,7 был установлен на период строительства БАМа, носил временный характер и не относится к тем районным коэффициентам,которые устанавливаются в централизованном порядке органами государственной власти СССР, федеральными органами госвласти,строительство Байкало-Амурской магистрали уже завершено. На территории г.Северобайкальск и Северобайкальского района РБ,а также Муйского района РБ проходило строительство западного участка БАМа в направлении «Усть-Кут-Тында»,который введен в постоянную эксплуатацию в 1989 г.Строительство последнего объекта на Бурятском участке БАМа-Северомуйского тоннеля завершено в 2003 г.Данные выводы следуют из письма Дирекции по капитальному строительству ВСЖД филиала ОАО «РЖД» от 22.07.2010 г. Действительно, в централизованном порядке в Северобайкальском и Муйском районах установлен и применяется к зарплате работников непроизводственных отраслей районный коэффициент 1,3, что подтверждается также информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития РФ от 9.06.2003 г.,Департамента доходов населения и уровня жизни Министерства труда и соцразвития РФ от 19.05.2003 г., Пенсионного фонда РФ от 9.06.2003 г.Поэтому с учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу,что законно и обоснованно ответчиком был снижен размер коэффициента до 1,3 к заработной плате работникам инспекции,то есть приведен в соответствие с действующим законодательством и не находит оснований для удовлетворения исков в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Шохину Д.В., Пановой Ш.Х., Акуловой Е.В., Назаровой Д.О., Панову Д.М., Чирнинову З.В., Смирновой О.Я, Истомину Е.С., Ребенковой С.А., Тархановой Е.Л., Большаковой О.В., Дашацыреновой А.С., Туровой С.Л, Чирниновой Р.А., Седовой И.А., Старковой Ж.В., Шигаевой О.Н., Новолодской О.А., Панову В.М., Буртоновой М.М., Бондарь О.В., Хамагдаевой Е.л., Таюрской Н.В., Дельхман С.А., Батуеву М.Б., Пермяковой О.А, Ердековой А.с., Дроздовой Л.П., Урбоковой Н.В., Болдовскому В.Г., Долгошееву Д.В.,Кривогорницыну Н.В., Бояршину А.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Бурятия о признании незаконными действий по изменению существенных условий труда, выразившихся в изменении оплаты труда в сторону уменьшения, понуждении выплачивать заработную плату с применением коэффициента 1.7 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Северобайкальский горсуд.
Судья Ж.Б.Баторова