решение о признании противоречащим федеральному законодательству решения о нормативах расхода энерги



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2010г. г.Северобайкальск

 Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Гармаеве Ч.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня принятия приложение 1,2,3, п.2 решения Северобайкальского городского Совета местного самоуправления № 115 от 26.11.2009 года «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных ресурсов и тарифов на жилищно-коммунальные услуги на территории МО «г. Северобайкальск» на 2010 год» в части установления нормативов расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение (подогрев), нормативов вывоза твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

            Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением.

 В судебном заседании помощник прокурора Бочарова Е.Н. поддержала заявленное требование, пояснила, что Северобайкальской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по обращению и.о. руководителя Республиканской службы по тарифам РБ о неправомерности решения представительного органа местного самоуправления г. Северобайкальск при утверждении нормативов на вывоз ТБО, тепловую энергию на горячее водоснабжение. В ходе проверки было установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в муниципальном образовании «город Северобайкальск» на 2010 год установлены решением Северобайкальского городского Совета местного самоуправления № 115 от 26.11.2009 года «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных ресурсов и тарифов на жилищно-коммунальные услуги на территории муниципального образования «город Северобайкальск» на 2010 год».Норматив на вывоз ТБО и норматив расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение (подогрев) Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, не предусмотрен. Такие услуги, как вывоз твердых бытовых отходов, расход тепловой энергии на горячее водоснабжение (подгорев) не являются коммунальными услугами, на которые подлежат регулированию тариф (цена) и норматив потребления. Решение № 115 принято с превышением предоставленных полномочий, поскольку действующим законодательством право регулирования нормативов на указанные услуги органам местного самоуправления не предоставлено. Установление органом местного самоуправления нормативов потребления услуг- вывоза ТБО противоречит Жилищному кодексу РФ, Федеральному закону от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года, и по этому основанию не подлежит применению. Таким образом, решением № 115 незаконно установлены указанные выше нормативы потребления, чем нарушены права потребителей указанных услуг на начисление платы за услуги в соответствии с действующим законодательством. Решение № 115 опубликовано в газете «Северный Байкал» от 11.12.2009 года № 95 (9623), фактически применяется. В соответствии с ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, просит заявление удовлетворить, признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня принятия приложение № 1, приложение № 2, приложение. №3, а также пункт 2 решения Северобайкальского городского Совета местного самоуправления № 115 от 26.11.2009 года «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных ресурсов и тарифов на жилищно-коммунальные услуги на территории муниципального образования «город Северобайкальск» на 2010 год» в части установления нормативов расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение (подогрев), нормативов вывоза твердых бытовых отходов.

             Председатель Северобайкальского городского Совета депутатов И.В. Кутузов в судебном заседании пояснил, что протест прокурора получили, не смогли поставить указанный вопрос на разрешение сессии в августе, поскольку им не были представлены необходимые документы, для рассмотрения указанного вопроса. Считает, что поставленный вопрос достаточно сложный, и действительно необходимо его тщательно проработать. А так не возражает против удовлетворения заявления.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в МО «г. Северобайкальск» на 2010 год установлены решением Северобайкальского городского Совета местного самоуправления № 115 от 26.11.2009 года «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных ресурсов и тарифов на жилищно-коммунальные услуги на территории муниципального образования «город Северобайкальск» на 2010 год». П. 2 решения № 115 утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг на 2010 год для населения, проживающего в домах постоянного исполнения, переданных в управление ООО «УК
«Теплоэнергосервис» и находящихся на обслуживании МП «Северобайкальскэнерго» согласно приложениям № 1, 2, 3 и 4.Приложением № 1 к решению № 115 утверждены нормативы потребления воды, водоотведения и тепловой энергии на горячее водоснабжение для населения, проживающего в жилых домах, переданных в управление ООО Управляющей компании «Теплоэнергосервис» на 2010 год, в том числе норматив расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение (подогрев) из расчета Гкал на 1 человека в месяц и Гкал на 1 м3.Приложением № 2 к решению № 115 утверждены нормативы потребления воды, водоотведения и тепловой энергии на горячее водоснабжение для населения (без индивидуальных приборов учета) МП «Северобайкальскэнерго», в том числе норматив тепловой энергии на горячее водоснабжение (подогрев) из расчета Гкал на 1 человека в месяц.Приложением № 3 к решению № 115 утвержден норматив вывоза твердых бытовых отходов (м3 на 1 чел.). Решение № 115 опубликовано в газете «Северный Байкал» от 11.12.2009 года № 95 (9623), фактически применяется.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Пунктом 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, установлены виды коммунальных услуг, нормативы которых подлежат определению. К ним отнесены следующие коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Нормативом потребления коммунальных услуг согласно п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, является месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Норматив на вывоз ТБО и норматив расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение (подогрев) Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, не предусмотрен.

Согласно письма Министерства регионального развития РФ от 23.05.2008 года № 12529-АД/07 следует, что установление норматива теплопотребления на горячее водоснабжение на 1 человека (Гкал на человека в месяц) при централизованном теплоснабжении Правилами установления и     определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, не предусмотрено.

Применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./Гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м) приложением №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, не предусмотрено.

В силу подп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов включается в содержание общего имущества дома. При этом в силу ч. 2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения. В то же время приложением № 3 к решению № 115 плата рассчитывается, исходя из объема ТБО на 1 человека, а не исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.

Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520, определены тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые подлежат регулированию. В число таких услуг не включены услуги по вывозу твердых бытовых отходов, предоставлению тепловой энергии на горячее водоснабжение (подгорев).

 Таким образом, установленные органом местного самоуправления нормативы потребления указанных выше услуг противоречат Жилищному кодексу РФ, Федеральному закону от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года, суд приходит к выводу, что решением № 115 незаконно установлены указанные выше нормативы потребления, чем нарушены права потребителей указанных услуг на начисление платы за услуги в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соответствие законам правовых актов, издаваемых в том числе органами местного самоуправления. В соответствии с п. 3 ст. 22 указанного Федерального закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона имеет право обращения в суд с требованием о признании таких актов недействительными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия приложения,1,2,3, п. 2  решения Северобайкальского горсовета местного самоуправления №115 от 26.11.2009г. № Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных ресурсов и тарифов на жилищно-коммунальные услуги на территории МО «г. Северобайкальск»  на 2010г.» в части установления нормативов расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение(подогрев), и нормативов вывоза твердых бытовых отходов. 

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Северобайкальский горсуд.

Судья