Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 мая 2010 года г. Северобайкальск Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Бочарова С.А., при секретаре Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску К. к МО «Северо-Байкальский район», МО ГП «Поселок Янчукан» о взыскании ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, понуждении выплачивать доплату к трудовой пенсии, взыскании судебных издержек, У С Т А Н О В И Л: К. обратилась в суд с иском, в котором просит взыскать с муниципального образования «Северо-Байкальский район» ежемесячную доплату к трудовой пенсии в связи с работой на выборной должности в администрации поселка Янчукан Северо-Байкальского района Республики Бурятия в период с 1983 года по 2002 год в размере 1 048 225 рублей 62 копейки согласно приложенных расчетов от 15.10.2008 г. л.д. 3-4) и от 08.12.2008 г. л.д. 73), понудить МО «Северо-Байкальский район» выплачивать ежемесячную надбавку к трудовой пенсии, начиная с 01.01.2009 года, взыскать судебные издержки. В судебном заседании истица поддержала исковые требования и пояснила, что с 1983 года до октября 1992 года она работала секретарем исполнительного комитета Совета народных депутатов в пос. Янчукан. В 1992 году была назначена на должность заместителя главы администрации пос. Янчукан, а с октября 1992 года до 25.12.2002 г. работала главой МО ГП «Янчукан». 25.12.2002 года уволилась с указанной должности по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по возрасту. Ей была назначена трудовая пенсия в размере 5 229 рублей. Общий стаж на выборной должности составил 19 лет. На основании Закона Республики Бурятия «О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах РБ и органах местного самоуправления в РБ» от 29.09.2001 г. № 808-11 ей полагалась доплата к трудовой пенсии. Решением сессии Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления второго созыва «О порядке постановления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности» от 29.11.2002 года № 164 ей была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 2 722 рубля 05 копеек с 17.01.2003 г. Распоряжение главы администрации Северо-Байкальского района РБ о назначении доплаты к трудовой пенсии ей не выдавалось. О начислении доплаты к трудовой пенсии ей стало известно из письма главы администрации С. от 19.03.2004 г. № 247, а также из письма заместителя Председателя Комитета госслужбы, кадровой политики и по работе с местным самоуправлением Правительства РБ М. от 30.03.2004 г. № 262. В связи с отсутствием финансов в бюджете Северо-Байкальского района на выплату доплаты к трудовой пенсии, такая выплата была приостановлена. В апреле 2008 года она обратилась к вновь избранному главе администрации Северо-Байкальского района РБ П., который предложил ей написать новое заявление, так как все архивные документы администрации Северобайкальского района РБ были уничтожены в результате пожара здания администрации в апреле 2005 года. 01.04.2008 г. она обратилась с повторным заявлением к главе Северо-Байкальского района РБ П. о доплате к трудовой пенсии, но ей было отказано и предложено обратиться в администрацию поселка Янчукан, с чем она категорически не согласна, так как в 2002 году она была уволена с должности главы поселка Янчукан на основании распоряжения главы Северо-Байкальского района С., поэтому считает, что доплату к трудовой пенсии ей должны выплачивать в МО «Северо-Байкальский район» и просит взыскать с ответчика в ее пользу 1 048 225 рублей 62 копейки с января 2003 года по декабрь 2008 г., понудить выплачивать ежемесячную надбавку к трудовой пенсии, начиная с января 2009 года, взыскать расходы по госпошлине. Представитель истицы Г. поддержал исковые требования в полном объеме, указывая на то, что представитель ответчика не опроверг доводы истицы о том, что в 2003 году ей была начислена доплата к трудовой пенсии в размере 2 722 рубля 05 копеек, а это подтверждается письмами бывшего главы Северо-Байкальского района РБ С. и заместителя председателя Правительства РБ М. о начислении ей пенсии в размере 2 722 рубля 05 копеек с 17.01.2003 г., показаниями С., допрошенного в качестве свидетеля по судебному поручению, и собственноручным объяснением С. о том, что К. в конце 2002 года обращалась с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с Законом РБ № 808-11 от 29.09.2001 г., и им был утвержден проект распоряжения о доплате К. надбавки к трудовой пенсии. Просил иск удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Г. исковые требования не признал и пояснил, что: - во-первых: истица не работала на выборной должности в МО «Северо-Байкальский» район и не имеет стажа муниципальной службы в МО «Северо-Байкальский район» более 15 лет, дающего право на получение надбавки к трудовой пенсии на основании Закона РБ от 29.09.2001 г. № 808-11 «О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия»; - во-вторых: ею неправильно определен ответчик, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» после принятия вышеуказанного Федерального закона она должна была обратиться с соответствующим заявлением о начислении доплаты к трудовой пенсии в муниципальное образование городского поселения «Поселок Янчукан»; Не признавая исковые требования в части понуждения выплаты доплаты к трудовой пенсии, начиная с октября 2008 г., представитель ответчика Г. пояснил, что представительным органом МО «Северо-Байкальский район» РБ порядок доплат к трудовым пенсиям устанавливался трижды, а именно: решением от 29.11.2002 г. № 164, которое было отменено решением от 31.10.2005 г. № 195; решением от 06.12.2007 г. № 490, которым было отменено решение № 195 от 31.10.2005 г.. Решением 40 сессии 3-го созыва Совета депутатов МО «Северобайкальский района» РБ № 716 от 27.02.2009 г. решение № 490 отменено, и в настоящее время в МО «Северо-Байкальский район» никому не производятся доплаты к трудовым пенсиям. Кроме того, в бюджете МО «Северо-Байкальский район» РБ не предусмотрены расходы на выплату доплат к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности в сельских и поселковых органах местного самоуправления Северо-Байкальского района РБ, поскольку в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. эти средства должны быть заложены в бюджеты соответствующих муниципальных образований, а порядок доплат к трудовым пенсиям должен утверждаться представительным органом этих муниципальных образований. Представитель ответчика МО «Северо-Байкальский район» РБ по доверенности С. просил отказать в удовлетворении исковых требований по тем же основаниям. Представитель МО ГП «Поселок Янчукан» по доверенности Х. просила в иске отказать, указывая на то, что истица не имеет стажа, дающего право на получение доплаты к пенсии, поскольку не имеет стажа работы, дающего право на получение такой доплаты. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. К такому выводу суд пришел, исходя из следующего. Согласно представленной истицей в суд трудовой книжке 25.12.1984 года она была назначена исполняющей обязанности секретаря Янчуканского поссовета. 30.12.1984 года она избрана секретарем исполкома Янчуканского поселкового Совета. 17.02.1992 года назначена заместителем главы администрации п. Янчукан. 12.10.1992 года распоряжением главы администрации Северо-Байкальского района № 131 назначена на должность главы администрации МО ГП «Поселок Янчукан». 29.09.2001 г. вступил в законную силу Закон Республики Бурятия «О доплате к трудовой пенсии и пенсиях за выслугу лет отдельным категориям граждан» № 808-11, статьей 12 которого предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать ежемесячные доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальным служащим, замещавшим в аппаратах этих органов муниципальные должности муниципальной службы в Республике Бурятия, предусмотренные реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Республики Бурятия. 29.11.2002 г. решением 17-й сессии 2-го созыва Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления на основании Закона РБ № 808-11 от 29.09.2001 г. утверждено Положение № 164 «О порядке установления и выплаты ежемесячной надбавки к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления «Северобайкальский район». Согласно пункта 4 указанного Положения право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имели выборное должностное лицо муниципального образования «Северо-Байкальский район», выборные должностные лица районного Совета депутатов, лица, замещавшие должности председателя исполнительного комитета районного Совета народных депутатов и лица, замещавшие не менее года высшие муниципальные должности Раздела 1 Закона РБ «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Бурятия». В соответствии с пунктом 5 Положения, кроме указанных в пункте 4 Положения, ежемесячная доплата к пенсии устанавливалась лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «Северо-Байкальский район» при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет. Согласно пункту 6 Положения стаж муниципальной службы, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, включает в себя периоды муниципальной службы на муниципальных должностях муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «Северо-Байкальский район», их аппаратах, а также учитывает предшествующие муниципальной службе периоды муниципальной и гражданской службы согласно Закону РБ «О стаже государственной, муниципальной службы в Республике Бурятия». Стаж работы для получения права на доплату к пенсии за выслугу лет определяется комиссией. Состав комиссии утверждается главой муниципального образования «Северо-Байкальский район». 25.12.2002 года на основании приказа главы администрации Северо-Байкальский район № 238 от 20.12.2002 г. К. была уволена с должности главы администрации п. Янчукан по собственному желанию на основании ч.3 ст. 80 ТК РФ в связи с выходом на пенсию. В марте 2004 года истице стало известно о начислении ей доплаты к трудовой пенсии с 17.01.2003 г., что подтверждается показаниями свидетеля С., допрошенного по судебному поручению 07.10.2009 г. Советским районным судом г. Улан-Удэ, и пояснявшего, что действительно в 2002 году, когда он являлся главой муниципального образования «Северо-Байкальский район» РБ, К. обращалась с заявлением о выплате ей надбавки к трудовой пенсии, представляла необходимые документы – справку о средней заработной плате, справку о выходе на пенсию и т.д.. Факт извещения истицы о начислении доплаты к трудовой пенсии подтверждается представленными истицей письмами главы МО «Северо-Байкальский район» РБ С. № 247 от 19.03.2004 г. и заместителя председателя Правительства РБ М. Номер обезличен от Дата обезличена г. о начислении ей пенсии в размере 2 722 рубля 05 копеек с 17.01.2003 г.. Вместе с тем, суд считает недоказанным истицей факт обращения истицы в соответствии с требованиями Положения о доплате к трудовым пенсиям, утвержденным решением 17-й сессии 2-го созыва Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления № 164 от 29.11.2002 г., и назначения ей соответствующей доплаты поскольку в соответствии с пунктом 10 Положения решение об установлении ежемесячной доплаты принимается правовым актом местной администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» и оформляется согласно приложению № 3, то есть, распоряжением главы муниципального образования. Из показаний свидетеля С. от 07.10.2009 г. следует, что отдельного правового акта по заявлению К. о назначении ей доплаты к трудовой пенсии администрацией района не принималось. Свидетель П. пояснила в суде, что работает в администрации МО «Северо-Байкальский район» РБ с 1986 года и входила в состав комиссии по определению стажа, дающего право на получение доплаты за выслугу лет определенной категории граждан. С момента принятия Закона РБ № 808-11 от 29.09.2001 г. и утверждения 17-й сессией 2-го созыва Северобайкальского районного Совета местного самоуправления Положения № 164 от 29.11.2002 г. комиссия по определению стажа, дающего право на получение доплаты к трудовой пенсии в МО «Северо-Байкальский район» РБ не собиралась и никому не устанавливался стаж, дающий право на получение доплаты. В 2003 году действие решения № 164 было приостановлено. Первое заседание комиссии по определению стажа, дающего право на получение доплат к трудовым пенсиям, было проведено только 17 июня 2008 г., где рассматривалось заявление К., но в этот момент не действовало Положение, утвержденное 17-й сессией 2-го созыва Северобайкальского районного Совета местного самоуправления № 164 от 29.11.2002 г. и было отменено, в связи с чем К. было отказано в начислении доплаты. Кроме того, при рассмотрении заявления К.возникли сомнения о наличии у нее стажа работы на выборной должности, дающего право на получение доплаты в МО «Северо-Байкальский район», и было предложено обратиться в администрацию п. Янчукан, где она постоянно работала до ухода на пенсию, в том числе на должности секретаря исполнительного комитета поселкового Совета. Свидетель Ш. – председатель районного Совета местного самоуправления «Северо-Байкальский район» РБ пояснила в суде, что с 1996 года она работала в должности заместителя председателя районного Совета местного самоуправления МО «Северобайкальский район». 29 ноября 2002 года 17 сессией 2-го созыва Совета депутатов МО «Северо-Байкальский район» было принято решение № 164 «О порядке установления и выплаты доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления МО «Северо-Байкальский район». Было разработано соответствующее Положение, но оно фактически не действовало, так как в бюджете района не было денежных средств, а затем было вообще приостановлено до 2005 года. В 2005 году было разработано и утверждено новое Положение, но оно также не действовало из-за отсутствия в бюджете района денежных средств. Впервые доплаты стали производиться в 2008 году на основании Положения, утвержденного 28-й сессией 3-го созыва Совета депутатов от 06.12.2007 г. № 490, и было выплачено в 2008 году около 300 000 рублей, в 2009 году около 1 000 000 рублей. До 2008 года комиссия по назначению дополнительной пенсии не работала. Согласно решению 23-й сессии 2-го созыва районного Совета местного самоуправления «Северо-Байкальский район» РБ от 18.09.2003 г. № 275 «О временном приостановлении действия 17-й сессии районного Совета от 29.11.2002 г. № 164 в части выплаты ежемесячной надбавки к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления «Северо-Байкальский район» в связи с сокращением доходной базы местного бюджета и передислокацией основных налогоплательщиков, до решения вопроса о выделении финансовой помощи из Республики Бурятия было временно приостановлено действие решения 17-й сессии районного Совета от 29.11.2002 г. № 164. Доказательств, свидетельствующих о том, что в 2003 г. по заявлению К. о доплате за выслугу лет к трудовой пенсии принималось правовое решение, а также о том, что до июня 2008 года производились кому-либо доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет, в суд не представлено. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований, в связи с чем, суд признает неубедительными доводы истицы и ее представителя о том, что ответчик не опроверг их доводы об издании главой местного самоуправления 17.01.2003 г. распоряжения о начислении и выплате ей надбавки к трудовой пенсии за выслугу лет, как это указано в письмах бывшего главы администрации МО «Северобайкальский район» РБ С. № 247 от 19.03.2004 г. и заместителя председателя Правительства РБ М. № 262 от 30.03.2004 г. о начислении ей надбавки к пенсии в размере 2 722 рубля 05 копеек с 17.01.2003 г.. Положение о порядке установления доплат к трудовым пенсиям не предусматривает такой формы решения о назначении доплаты к пенсии, как письма главы муниципального образования и заместителя председателя Правительства РБ. В судебном заседании истица пояснила, что с 2003 года она никогда не получала доплату к трудовой пенсии, и до апреля 2008 года не обращалась за начислением доплаты. Также ей не известны факты выплаты доплат другим лицам до июня 2008 года. Во исполнение указания определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 03.03.2010 г. судом принимались меры истребованию доказательств о начислении истице доплаты в 2003 году и был направлен соответствующий запрос в Администрацию Президента и Правительства Республики Бурятия, откуда получен ответ, что вся переписка, в том числе с истицей в 2004 году уничтожена как не имеющая научно-исторической ценности и утратившая практическое значение в связи с истечением срока хранения. В судебном заседании установлено, что доплата к трудовым пенсиям на основании Положения о порядке доплат к трудовым пенсиям, утвержденного 17-й сессией районного Совета от 29.11.2002 г. № 164, никому не назначалась и не выплачивалась, исполнение Положения было приостановлено, а решение сессии в 2005 году отменено. Кроме того, в 2003 году действовал Закон Республики Бурятия от 21.10.1998 г. № 49-11 «О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Бурятия», согласно которому муниципальной должностью признавались должности главы администрации поселка, сельсовета, сомона, города в районе. Следовательно, К., имела стаж муниципальной службы менее 15 лет, в связи с чем, право на доплату к трудовой пенсии, как муниципальный служащий в соответствии с Положением 2002 года не имела. Доводы истицы и ее представителя о том, что с 1984 года по 1992 год она занимала выборную должность секретаря исполнительного комитета Янчуканского поссовета, в связи с чем, у нее имелся стаж работы на выборной должности, входящий в стаж для получения доплаты, суд находит необоснованными, поскольку выборным должностным лицом местного самоуправления в соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. В 1984 году К. не избиралась секретарем исполкома Янчуканского поселкового Совета на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, а была избрана на указанную должность решением 6-й сессии 1-го созыва Янчуканского поссовета от 30.07.1984 года, что подтверждается соответствующей записью в ее трудовой книжке. По смыслу абзаца первого части пятой статьи 40 Федерального Закона № 131 от 06.10.2003 г. избрание лица из состава депутатов представительного органа муниципального образования не влечет за собой приобретение им статуса выборного должностного лица местного самоуправления, так как в соответствии с нормой абзаца 15 части 1 статьи 2 указанного Федерального закона такой статус им может быть приобретен только при тайном голосовании на муниципальных выборах. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что доплата к трудовой пенсии К. в 2003 году на основании Положения, утвержденного 17-й сессией районного Совета от 29.11.2002 г. № 164, не назначалась, комиссией по определению стажа, дающего право истице на получение доплаты, какое-либо решение не принималось, отсутствует соответствующее распоряжение главы МО «Северо-Байкальский район», являющееся единственным правовым актом, дающим право для начисления такой доплаты. Не подлежит удовлетворению исковое заявление К. и в части понуждения администрации МО «Северо-Байкальский район» РБ о выплате ей ежемесячной надбавки к трудовой пенсии, начиная с октября 2008 г. по следующим основаниям. 01.04.2008 года К. обратилась с заявлением к главе МО «Северо-Байкальский район» РБ П. об установлении ей ежемесячной надбавки к трудовой пенсии. На момент подачи истицей заявления 01.04.2008 г. Положение о порядке установления доплат к трудовым пенсиям, утвержденное решением сессии районного Совета № 164 от 29.11.2002 г., было признано утратившим силу. На этот период действовало новое Положение, утвержденное решением 28-й сессии 3-го созыва районного Совета МО «Северо-Байкальский район» от 06.12.2007 г. № 490. В соответствии с пунктом 1 указанного Положения право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гарантируется: лицам, замещавшим на 22 мая 1996 г. и позднее не менее одного года на постоянной основе должность главы муниципального образования «Северо-Байкальский район» и освобожденным от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев, связанных с виновными действиями (бездействиями); лицам, замещавшим на 22 мая 1996 года и позднее не менее одного года на постоянной основе высшие должности в представительном органе муниципального образования «Северо-Байкальский район», замещаемые в порядке избрания и освобожденным от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев, связанных с виновными действиями (бездействиями), председатель и заместитель Совета депутатов; муниципальным служащим, замещавшим на 22 мая 1996 года и позднее должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Северобайкальский район», предусмотренные Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в муниципальном образовании «Северобайкальский район», имеющим стаж муниципальной службы не менее 15 лет. К. не занимала должности главы муниципального образования «Северо-Байкальский район», председателя либо заместителя председателя Совета депутатов МО «Северо-Байкальский район» и не являлась муниципальным служащим, замещавшим должности в органах местного самоуправления МО «Северо-Байкальский район», а, следовательно, не имела право на получение в МО «Северо-Байкальский район» надбавки к трудовой пенсии на основании действовавшего по состоянию на 01.04.2007 г. Положения о порядке начисления доплат к трудовым пенсиям, утвержденного решением 28-й сессии 3-го созыва Совета депутатов муниципального образования «Северо-Байкальский район» РБ от 06.12.2007 г. № 490. Представленный истицей и ее представителем протокол комиссии АМО «Северо-Байкальский район» по определению стажа от 02.06.2008 г. № 2, согласно которому К. установлен стаж в размере 21 год 1 месяц, дающий право на получение доплаты к трудовой пенсии, не является достаточным доказательством, свидетельствующим о наличии у истицы права на получение доплаты в МО «Северо-Байкальский район». Представитель ответчика С. в суде пояснил, что стаж К. в протоколе № 2 от 02.06.2008 г. указан ошибочно. Свидетель П. – председатель комиссии по определению стажа, пояснила в суде, что при проверке представленных К. документов для определения стажа, возникли сомнения, в связи с чем ей было отказано в назначении доплаты. Свидетель К. – секретарь комиссии по определению стажа, пояснила в суде, при проверке представленных К. документов для определения ей стажа, дающего право на надбавку, истицей были представлены не все необходимые документы. В судебном заседании истица пояснила, что ее стаж работы в администрации пос. Янчукан составляет 19 лет, что соответствует данным ее трудовой книжки. В судебном заседании установлено, что по Положению о порядке доплат к трудовым пенсиям, утвержденному решением Совета депутатов от 06.12.2007 г. № 490 К. не имела стажа, дающего право на получение доплаты к трудовой пенсии в МО «Северо-Байкальский район» В ходе судебного разбирательства истица пояснила, что не обращалась за доплатой к трудовой пенсии в МО ГП «Поселок Янчукан» и не желает получать доплату за счет средств бюджета данного муниципального образования. При таких обстоятельствах суд не входит в обсуждение вопроса о понуждении к назначению доплаты ответчика администрации МО ГП «Поселок Янчукан». На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования К. к МО «Северо-Байкальский район» МО ГП «Поселок Янчукан» о взыскании ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, понуждении выплачивать доплату к трудовой пенсии оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд РБ в течение 10 суток со дня его вынесения. Судья Бочаров С.А. Копия верна, сверена с оригиналом. Судья Бочаров С.А.