Дело №2-473/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2012 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Цэдашиева Б.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трескиной Т.С. к администрации муниципального образования «город Северобайкальск» о признании незаконным распоряжения № 57 от 16.02.2012 года, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Трескина Т.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «город Северобайкальск» о признании незаконным распоряжения № 57 от 16.02.2012 года, взыскании судебных расходов.
Исковое заявление мотивировано тем, что согласно Акта обследования помещения от 18.02.2009 г. межведомственная комиссия, утвержденная распоряжением № 198 от 05.06.2006 г., выдала Заключение от 24.03.2010 г. о признании жилого дома по <адрес>, в котором в квартире № проживает истец с семьей, непригодным для постоянного проживания. Администрация МО «г.Северобайкальск» подала иск о признании указанных документов недействительными. Решением суда от 09.11.2011 г. в иске отказано. Кассационным определением от 21.12.2011 г. решение суда оставлено без изменения и вступило в законную силу. Администрация МО «г. Северобайкальск» своим распоряжением № 57 от 16.02.2012 г. распорядилась считать Акт обследования помещения от 18.02.2009 г. и Заключение от 24.03.2010 г. недействительными и отменила их. Дом сборно-щитовой, 161 серии, 1970-х годов сборки (постройки), срок эксплуатации дома истек, дом ветхий, в аварийном состоянии, подлежит сносу. Это отражено в Акте от 18.02.2009 г. и Заключении от 24.03.2010 г. Дом включен в программу финансирования «Ветхое жилье». Кассационным определением от 21.12.2011 г. установлено, что дом <адрес> в г. Северобайкальск обоснованно признан аварийным и не подлежащим восстановлению. В определении указано, что имеет место злоупотребление правом со стороны органа местного самоуправления, а также то, что дом находится в аварийном состоянии, заключения специализированной организации на момент осмотра и составления акта не требовалось. Указанный вывод кассационной коллегии Верховного суда РБ имеет преюдициальный характер при разрешении всех вопросов по деятельности межведомственной комиссии и оценке состояния данного жилого дома. Просит признать незаконным распоряжение № 57 от 16.02.2012 года, взыскать судебные расходы.
В судебном заседании истец Трескина Т.С. исковые требования поддержала в полном объеме, при этом пояснила, что проживает по <адрес> на основании ордера с дочерью. Дом в котором они проживают, признан непригодным для постоянного проживания, и внесен в списки аварийных домов. Решением суда от 21.12.2011 г. соответствующие Акт и Заключение межведомственной комиссии признаны действительными. Считает, что оспариваемое Распоряжение ущемляет ее жилищные права. Просит удовлетворить иск.
Представитель истца Богданов Ю.В. в судебном заседании поддержал требования истца по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил признать незаконным распоряжение № 57 от 16.02.2012 года, взыскать судебные расходы.
Представитель ответчика администрации МО «г. Северобайкальск» Панова К.И. в судебное заседание не явилась, предоставила отзыв на исковое заявление, из которого следует, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Оспариваемым распоряжением отменены акт и заключения комиссии б/н от 18 февраля 2009 года. Согласно заключению дом <адрес>, г. Северобайкальск, признан аварийным. В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В случае если указанный порядок нарушен, администрация города имеет правовую возможность по отмене незаконно принятых актов. Основания для признания недействительными акта и заключения имеются. Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 (далее Положение) установлено Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. Распоряжением администрации города от 05.06.2006 года № 198 в состав включены М.. (председатель комиссии), Ц., К., Ж., К., Ф., И., Т.. Распоряжение от 05.06.2006 года отменено распоряжением администрации от 31.01.2011 года № 18. В вводной части акта поименованы председатель комиссии М., П., К., Ф., И., Т.. Также в качестве члена комиссии указан депутат Северобайкальского городского Совета К. С 13.03.2009 года К.. избран председателем Северобайкальского городского Совета депутатов, то есть он не мог принимать участие в работе межведомственной комиссии. Вызывает сомнение факт проведения обследования жилья в указанную дату, поскольку даже ошибочно «Кутузов» не мог быть поименован в заключении МВК, Так как К. был избран в качестве депутата 01.03.2009 года на местных выборах. 18.02.2009 года К.. в качестве члена комиссии не мог принимать участие в работе комиссии, в связи с отсутствием у него статуса депутата на 18.02.2009 года, ошибочно в заключении указан быть не мог, следовательно заключение не выносилось 18.02.2009 года, осмотр не производился. Кроме того, при осмотре жилого помещения отсутствовали следующие члены комиссии: Ц., К., Ж., К. что составляет 50 % от численного состава комиссии, утвержденного распоряжением от 05.06.2006 года № 198. Пунктами 42-45 Положения регламентирован порядок проведения обследования жилого помещения. В связи с фактической невозможностью Кутузова принимать участие в комиссии на дату составления акта и заключения, следовательно, фактическое обследование жилья указанными лицами не проводилось, порядок обследования жилого помещения нарушен, заключение специализированной организации о признании дома аварийным заявителем Трескиной на момент принятия заключения представлено не было. Таким образом, основания для признания недействительными акта и заключения имеются, что было оформлено соответствующим распоряжением. Кроме того, для принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу в обязательном порядке необходимо заключение специализированной организации, проводившей обследование дома. В период вынесения акта и заключения комиссии такое заключение специализированной организации отсутствовало, не было представлено заявителем. Распоряжением администрации муниципального образования «город Северобайкальск» от 16.02.2012 года № 57 акт и заключение МВК б/н от 18.02. 2009 года были отменены, как вынесенные с нарушением. Заключение и акт комиссии носят рекомендательный характер, то каких-либо прав и обязанностей для заявителя не порождают. Кроме того, оспариваемый акт не влечет нарушений прав и законных интересов заявителя. Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Заявитель Трескина Т.О. имеет возможность реализовать свое право на обращение в межведомственную комиссию, имеет право использовать дополнительные документы (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) требованиям. Просит отказать в удовлетворении требований Трескиной Т.С., дело рассмотреть в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав доводы истца и его представителя, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Трескина Т.С. проживает по <адрес>. Распоряжением № 198 от 05.06.2006 г. в целях достижения единого порядка по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания на основании Постановления Правительства РФ от 04 сентября 2003 г., главой МО «г.Северобайкальск» Б. был создан состав межведомственной комиссии. Указанной межведомственной комиссией был обследован дом <адрес> г. Северобайкальск, в котором проживает истец с семьей, и по результатам обследования составлен акт обследования жилого помещения б\н от 18.02.2009 года и заключение межведомственной комиссии от 24.03.2010 года, согласно которым дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением №18 главы МО «г.Северобайкальск» от 31 января 2011 г. был утвержден новый состав межведомственной комиссии, также был признан утратившим силу Распоряжение №198 от 05.06.2006 г. Распоряжением главы МО «г.Северобайкальск» Р. от 27.02.2012 г. №74 были отменены и признаны недействительными Акт обследования и заключение комиссии от 10.07.2009 г. о признании аварийным и подлежащим сносу дома <адрес>.
В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно п. 7. Положения следует, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Орган местного самоуправления, которым является администрация МО «г.Северобайкальск» в соответствии с требованиями законодательства, наделен полномочиями по созданию межведомственной комиссии. Такая межведомственная комиссия была создана Распоряжением №198 от 05.06.2006 г., которая и обследовала дом 10 <адрес> г.Северобайкальск, в котором проживает истец с семьей, и по результатам обследования составила акт обследования и заключение, согласно которым дом был признан аварийным и подлежащим сносу.
Вместе с тем, в указанном п.7 Положения не предусмотрено, что орган местного самоуправления обладает полномочиями по признанию вынесенных межведомственной комиссией акта и заключения о признаний жилого помещения аварийным и подлежащим сносу недействительными, и последующей их отмене.
Кроме того, суд при принятии правового решения учитывает, что решением Северобайкальского городского суда РБ от 09 ноября 2011 года оставлено без удовлетворения заявление администрации МО «г.Северобайкальск» о признании недействительным акта от 18.02.2009 года и заключения межведомственной комиссии от 24.03.2010 г. о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома, расположенного по <адрес>.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 21.12.2011 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
При указанных обстоятельствах, суд полагает исковые требования о признании Распоряжения и.о.главы МО «г.Северобайкальск» Ф. от 16.02.2012 г. № 57 незаконным, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Истцом оплачена госпошлина в сумме 200 рублей, что подтверждается квитанцией об оплате, и которая подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Трескиной Т.С. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Распоряжение администрации муниципального образования «город Северобайкальск» № 57 от 16 февраля 2012 года.
Взыскать с администрации муниципального образования «город Северобайкальск» в пользу Трескиной Т.С. судебные расходы в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Б.Г. Цэдашиев