решением от 22.05.2012 г. иск удовлетворен



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2012г. г.Северобайкальск

    Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Баторовой Ж.Б., при секретаре Багадаеве Э.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «город Северобайкальск» о признании незаконным постановления главы администрации МО «город Северобайкальск» № 443 от 30.03.2012 г.

Установил:

Северобайкальский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «город Северобайкальск» о признании незаконным постановления главы администрации МО «город Северобайкальск» №443 от 30.03.2012 г.

В судебном заседании прокурор Ушакова С.В. иск поддержала и пояснила,что межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки по обращению ФИО3 об отказе ему администрацией МО «город Северобайкальск» в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства установлено несоответствие постановления главы администрации муниципального образования «город Северобайкальск» №443 от 30.03.2012г. «О закреплении земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства многоквартирных домов» требованиям действующего законодательства.

В соответствии с ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Из смысла данной статьи следует, что муниципальное образование вправе закрепить за собой земельный участок и не предоставлять его гражданам и юридическим лицам только в случае резервирования данного земельного участка и изъятия его из оборота.Кроме того, в соответствии со ст.30.1 ч.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.30.2 Земельного кодекса РФ земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 Земельного Кодекса.Таким образом, ст.30.2 Земельного кодекса РФ, регламентирующая предоставление земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, а также ст. 30.1 ч.1 Земельного кодекса РФ не предусматривают возможности закрепления данного земельного участка за муниципальным образованием, осуществляющим право собственности, а определяют порядок предоставления собственником, земельного участка иным лицам. АМО не внесены изменения размещения объектов капстроительства в генплан города.Следовательно, постановление №443 от 30.03.2012г. вынесено в нарушение требований ст.28, ст.30.2 Земельного кодекса РФ. Ч.3 ст.23 Градостроительного кодекса РФ определяет,что генеральный план должен содержать карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа. Согласно ч.3 ст.44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для муниципальных нужд.Если будут внесены изменения в генплан города размещения объектов кап.строительства,то нет необходимости в резервировании земельного участка. Указанным постановлением нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц,данный земельный участок не может быть выделен гражданам по их заявлениям. До внесения изменений в генплан об изменении жилой застройки ЗК РФ, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено закрепление земельного участка за АМО.Создание ответчиком объектов местного значения возможно путем внесения изменений в генеральный план города относительно планируемого размещения объектов капитального строительства.На данный момент генплан не содержит карту планируемого размещения объектов капитального строительства. Администрацией МО принято решение о закреплении за собой земельного участка без внесения изменений в документы территориального планирования,что является нарушением Градостроительного кодекса РФ,Просит признать незаконным постановление главы администрации муниципального образования «город Северобайкальск» Рыбальченко С.Н. №443 от 30.03.2012г. «О закреплении земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства многоквартирных домов».

Представитель ответчика Градунцева Л.М. иск не признала и пояснила,что оспариваемым постановлением за администрацией муниципального образования «город Северобайкальск» закреплены земельные участки в пределах земельного участка, ограниченного проспектом 60 лет СССР, <адрес>, проспектом Ленинградский, территорией больницы, д. 19 по пр. Ленинградский г.Северобайкальск площадью 9,03 га., расположенные в кадастровых кварталах 03:23:010566, 03:23:010561 по адресу: гор. Северобайкальск, для комплексного освоения в целях жилищного строительства -строительства многоквартирных домов. Закрепление земельных участков осуществлено в целях реализации подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015 годы, утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 апреля 2011 года № 185 путем строительства многоквартирных домов на территории муниципального образования «город Северобайкальск» и комплексного освоения земельного участка. Право на обращение в интересах неопределенного круга лиц прокурором не подтверждено.Указанный довод подтверждается теми мерами прокурорского реагирования, которые были предприняты межрайонной прокуратурой в отношении указанного земельного участка. Протест на постановление главы МО «город Северобайкальск» от 15.12.2011 года № 1651 от 15.12.2011 года «О резервировании земель» был принесен прокурором в интересах гражданина ФИО3 Представление об устранении нарушений ст. 28 Земельного кодекса РФ, Федеральных законов № 59-ФЗ, № 8-ФЗ вынесено с целью устранения причин, послуживших основанием для оставления рассматриваемого заявления без движения, направлено в администрацию города также в интересах гражданина ФИО3 Вывод о возможности строительства индивидуального жилья в зоне малоэтажной застройки является неверным. Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов. Статьей 49 ГрК РФ определено, что отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, относятся к объектам индивидуального жилищного строительства. Из смысла градостроительных норм видно, что многоквартирные дома могут быть малоэтажные (т.е. этажностью не менее трех), среднеэтажные, многоэтажные.Закрепление земельного участка для освоения его в целях жилищного строительства именно для муниципальных нужд не предусмотрено ЗК РФ, но и не запрещено земельным законодательством.В виду того, что администрацией города, как органом местного самоуправления, принято решение о самостоятельном комплексном освоении земельного участка без привлечения иных инвесторов; закрепление земельного участка не запрещено для органа местного самоуправления. Проведение торгов (аукциона) органом МСУ для самого органа МСУ не предусмотрено действующим законодательством, торги в данном случае не проводятся. Считает,что оспариваемое закрепление земельного участка не запрещено и возможно, поскольку оно направлено на решение вопросов местного значения - обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями муниципального фонда, и не противоречит смыслу земельного законодательства. По мнению прокурора, закрепление земельного участка для строительства, в том числе и путем резервирования земли невозможно,что отражено в протесте от 14.03.2012 года, иные способы закрепления участка для строительства муниципального жилья истец не приводит.В данном случае речь идет о строительстве двух многоквартирных домов общей площадью 9 тыс. кв.м., с количеством квартир - около 184. Указанное количество помещений позволит обеспечить жильем около 184 семей, или примерно 506 человек. В настоящее время разрабатывается проектная документация в отношении двух МКД.Оспариваемое постановление направлено на реализацию жилищных прав многих граждан, около 506 человек. Из приведенной схемы земельного участка видно, что на нем также планируется строительство еще трех многоквартирных домов исходя из среднего количества квартир в МКД - около 300 квартир, что позволит дополнительно расселить около 825 человек.Согласно разделу 15.1 Подпрограммы «Характеристика проблемы» в г.Северобайкальске подлежат переселению 7725 граждан.Реализация оспариваемого постановления позволит решить жилищную проблему около 1330 граждан города, или 1/6 доли от числа граждан, проживающих в ветхом жилье.Прокурором в заявлении не указано, какие конкретные права и законные интересы неопределенного круга лиц были нарушены постановлением, или созданы препятствия к осуществлению прав и свобод неопределенного круга, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Просит отказать в удовлетворении заявления.

Изучив материалы дела,выслушав стороны,свидетеля,суд считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

Свидетель ФИО6,начальник отдела земельно-архитектурных отношений администрации МО «город Северобайкальск»,показала,что в отделе имеется проект детальной планировки жилых кварталов Левобережного района г.Северобайкальск, разработанный АО «Бурпроект» в 1996 г.,которая является частью генплана, разработанного в 1988 г., и скорректированного в 1991 г. специалистами из г.Ленинграда. В старом генплане города это место указано как место застройки малоэтажных многоквартирных домов, а не индивидуальных домов.План города разбит по кварталам,микрорайонам, это относится к 4 кварталу,микрорайону.В 1992 г. был разработан проект застройки 4 микрорайона, предусмотрено строительство дороги и инженерных сетей по спорному земельному участку.При проектировании генплана в 2010 г. произошла ошибка и не отражено строительство дороги и инженерных сетей в данном месте. Необходимо произвести корректировку плана,для чего заявка направлена в г.Читу в НИИ территориального планирования и управления для проведения частичной корректировки зонирования. После чего должны быть проведены публичные слушания. Генплан содержит карту размещения объектов капитального строительства.Сами объекты капитального строительства не указаны на карте планируемого размещения объектов кап.строительства,указаны места их размещения,зонирования.Форма и размеры объектов капитального строительства должны быть указаны в проекте планировки города в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.Не нужно резервирование земли,если будут внесены изменения в отдельные карты,схемы планирования границ функциональных зон с отображением параметров их планируемого развития.Однако проект планировки города не разработан.На этот 4 микрорайон генплан скорректируют, но для этого необходимо время около полугода.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании 4.05.2012 г., директор бюро учреждения «Северобайкальскстройзаказчик»,пояснил,что спорным оказался данный земельный участок из-за недоработки администрации МО. Участок отведен в 2006 году МУП «Северобайкальскстройзаказчик» для строительства и реализации программы под снос ветхого жилья и переселения его граждан. В 2011 году поступило указание Министерства для реализации данного проекта. На проект были затрачены государственные денежные средства в сумме 5 миллионов рублей. Разработан проект, по генеральному плану данная территория должна быть застроена многоквартирными жилыми домами. Жилые дома обозначены в схеме генерального плана. Будут комплексные постройки, по другую сторону находятся двухквартирные дома. В отмеченных границах могут быть построены дома, магазины, детские сады. Вся градостроительная документация делалась без учета,он не принимал в этом участия, отказался, так как посмотрел,что там все сырое. Могли быть ошибки в генеральном плане. Если появится человек, который будет строить, он будет лично помогать ему в строительстве. У него по 16 местам указаны адреса домов, находящихся в ветхом состоянии. Заказчик- администрация, на торгах определится организация, которая будет строить дома. Изначально генеральный план города разработан в 1976 году «Лендорпроект», затем вносились изменения. В 90-х годах отсутствовало финансирование. С 2006 года участок находился в аренде до преобразования МУП до 14.09.2011 года в бюджетную организацию. Заказчик должен иметь лицензию, сейчас администрация сама может находить строительную организацию,имеет право быть заказчиком, застройщиком и объявлять аукцион. Должна быть в наличии лицензия на выполнение конкретных строительных работ, осуществляться строительный контроль.Генплан сдали в 2009- 2010 годах.

Свидетель ФИО6,начальник отдела архитектуры и земельных отношений, в судебном заседании 4.05.2012 г. пояснила,что генеральный план города 2010 года предусматривает строительство малоэтажных домов. Они разработали проектировку генерального плана. Зонирование- это схемы, раскрашенные разными цветами с условными обозначениями. В генеральном плане не показано количество домов, там отмечено только зонирование. На земельном участке указано строительство многоквартирных малоэтажных домов. В генеральный план вносятся изменения, зоны были не точно размечены. В 2006 году в плане было указано резервирование земель для строительства многоквартирных домов. Примерно 5-7 соток предназначено для ИЖС, которые входят в спорный земельный участок, эта земля необходима для строительства многоквартирных домов. В 2010 году не было учтено, что эта земля станет необходима для строительства многоквартирных домов. К 15.05.2012 г. они должны выставить на аукцион для подбора кандидата – строительной организации, 2-3 месяца понадобится на корректировку, затем необходимо провести общественное слушание.Не приняли меры для изменения генерального плана,так как в бюджете 2011 года на это не было денег, сейчас имеются денежные средства, которые решили направить на корректировку генерального плана.Возможно уменьшить границы земельного участка, но они потеряют место для проектирования дороги. Считает законным оставление за МО земельного участка, так как после строительства многоквартирного жилья они обеспечат жильем 100 человек и удовлетворят интересы не одного лица. Они должны соблюдать интересы общества. Если они отдадут этот кусочек земли, то построят на один подъезд меньше. Участок не предназначен под индивидуальное жилищное строительство, там можно расположить площадки для отдыха, дороги, детские сады и прочее.

Установлено,что межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки по обращению ФИО3 об отказе ему администрацией МО «город Северобайкальск» в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства установлено, что главой администрации муниципального образования «город Северобайкальск» вынесено постановление №443 от 30.03.2012г. «О закреплении земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства многоквартирных домов», из которого следует,что за АМО «город Северобайкальск» закреплены земельные участки в пределах земельного участка, ограниченного <адрес>, проспектом Ленинградский, территорией больницы, <адрес> площадью 9,03 га., расположенные в кадастровых кварталах 03:23:010566, 03:23:010561 по адресу: гор. Северобайкальск, для комплексного освоения в целях жилищного строительства -строительства многоквартирных домов.

В силу ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота (в соответствии со ст.49 Кодекса), установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (в соответствии со ст.70.1 кодекса). Суд считает обоснованными доводы истца о том,что муниципальное образование вправе закрепить за собой земельный участок и не предоставлять его гражданам и юридическим лицам только в случае резервирования данного земельного участка и изъятия его из оборота, в соответствии со ст.30.1 ч.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.30.2 Земельного кодекса РФ земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 Земельного Кодекса. То есть нормы ст.30.2 Земельного кодекса РФ, регламентирующей предоставление земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, а также ст. 30.1 ч.1 Земельного кодекса РФ не предусматривают возможности закрепления данного земельного участка за муниципальным образованием, осуществляющим право собственности, а определяют порядок предоставления собственником земельного участка иным лицам.

Согласно ч.3 ст.23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план должен содержать карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа.

В соответствии с ч.3 ст.44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для муниципальных нужд.

Поскольку в судебном заседании установлено,что ответчиком не внесены изменения в схемы размещения объектов капитального строительства в генеральный план г.Северобайкальск на указанном в оспариваемом постановлении земельном участке, форма и размеры объектов капитального строительства должны быть указаны в генеральном плане города в соответствии с указанными требованиями Градостроительного кодекса РФ, однако они не нашли отражение в нем, до внесения изменений в генплан об изменении жилой застройки нормами ЗК РФ, Градостроительного кодекса РФ не предусмотрено закрепление земельного участка за АМО «город Северобайкальск», суд считает обоснованными доводы истца о том,что постановление №443 от 30.03.2012г. вынесено в нарушение требований ст.28, ст.30.2 Земельного кодекса РФ,является незаконным и подлежит отмене. Суд полагает,что данным постановлением нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц,поскольку указанный земельный участок не может быть выделен гражданам по их заявлениям.

Руководствуясь ст.ст.194,198ГПК РФ,суд

Решил:

Признать незаконным и отменить постановление главы администрации муниципального образования «город Северобайкальск» №443 от 30.03.2012г. «О закреплении земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства многоквартирных домов».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца через Северобайкальский городской суд РБ.

Судья Ж.Б.Баторова