решение от 30.05.2012г. об отказе в удовлетворении иска Оржеховского С.М. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом,АМО `Северобайкальский район`, ФГУП `РТРС` о признании незак. безд. по передаче в собственность земельн.участка



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2012г. г.Северобайкальск

    Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Лебедевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Оржеховского С.М. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, администрации муниципального образования «Северобайкальский район» республики Бурятия, Федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» о признании незаконным бездействия по передаче в собственность земельного участка, понуждении совершить действия по передаче земельного участка в собственность,

Установил:

    Истец обратился в суд с вышеуказанным иском.

В судебном заседании Оржеховский С.М. иск поддержал, пояснил суду, что он является собственником объекта недвижимости –дизельной ( нежилого здания), расположенного о адресу:г. Северобайкальск, ул. Ольхонская,19, приобретенного им у администрации МО «Северобайкальский район» РБ по договору купли-продажи от 22.11.2010г. №21. По данным ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним собственником земельного участка, расположенного под объектом его недвижимости является российская Федерация. 05.09.2011г. он обратился к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, расположенный под принадлежащим ему объектом недвижимости и необходимый для его использования. Однако ему было предложено обратиться в орган местного самоуправления. Таким образом действия, необходимые в соответствии с законодательством для приватизации земельного участка, госорганом и органом местного самоуправления не совершены. Просит признать незаконным бездействие ответчиков по передаче ему в собственность земельного участка, расположенного под объектом недвижимости по адресу "адрес обезличен", обязать ответчиков совершить предусмотренные законодательством действия о передаче ему в собственность земельного участка, расположенного под объектом недвижимости по "адрес обезличен", и необходимого для использования данного объекта.

Представитель ответчика ФГУП «РТРС» Смышляев П.И. исковые требования не признал, пояснил, что только в связи с рассмотрением данного дела им стало известно, что по договору купли-продажи № 21 от 22.11.2010 г. гр. Оржеховский С.М. приобрел в собственность у администрации МО «Северобайкальский район» нежилое здание «дизельная» площадью 65,3 кв.м., расположенное по адресу: "адрес обезличен".Между тем, на земельном участке с этим адресом, на площади 14802 кв. м. исторически размещается объект телерадиовещания станция «Орбита», обеспечивающий телевизионным и радиовещанием, ранее строителей БАМа, а сейчас- г. Северобайкальск, и Северобайкальский район. Данный земельный участок, как следует из архивной копии Решения исполнительного комитета Северо-Байкальского аймачного Совета депутатов трудящихся Бурятской АССР № 61 22.04.1975 г. был отведен для строительства телевизионной станции «Орбита-2» в г. Нижнеангарск-1 (так ранее именовался населенный пункт, ставший ныне г. Северобайкальск).Заказчиком строительства выступало Министерство связи СССР.С момента ввода ст. «Орбита - 2» в эксплуатацию в 1976 году объект находился в ведении Бурятского ПТУС. Непосредственной эксплуатацией занимался Северобайкальский РУС из которого в марте 1982 года был выделен Северобайкальский Радиотелевизионный передающий центр, просуществовавший в составе ПТУСа до ликвидации в 1985 году. С 01.02.1985 года обслуживающий персонал Северобайкальского РТПЦ был переведен в штат республиканского РТПЦ, с передачей обслуживаемого имущества нашему предприятию.На земельном участке, предоставленном для строительства ст. «Орбита-2» в 1979 году было построено спорное помещение. Заказчиком строительства, вероятно, выступил ПТУС. До 2005 года оно использовалось как аппаратный зал радиорелейной линии, обслуживаемой первоначально работником ПТУС,а с 1993 года, работником ОАО «Ростелеком». До 2005 года телевизионный сигнал, принятый со спутника на ст. «Орбита», по Северобайкальскому району распространялся по радиорелейной линии связи, используемой в том числе и для телефонного сообщения, поэтому, вероятно, спорное помещение находилось на балансе ОАО Ростелеком». После модернизации оборудования, перехода на передачу телерадиосигнала по спутнику, радиорелейная линия была выведена из эксплуатации как морально и физически устаревшая. Оборудование из помещения было вывезено, а помещение заброшено. Видимо, по причине отсутствия правоустанавливающих документов на строение. Права на земельный участок или его часть, использованного под помещением ни ПТУСом, ни ОАО «Ростелекомом'' никогда не оформлялись.Так как на баланс нашему предприятию спорное помещение не передавалось нами оно неиспользовалось. Сохранилось это помещение лишь благодаря тому, что находится на огороженной и охраняемой территории нашего цеха.После 1975 года на основании распорядительных документов Правительства РФ, Министерства связи РБ и Государственного комитета по имуществу РБ Радиотелевизионный передающий центр» Республики Бурятия неоднократно реорганизовывался. Однако, имущество предприятия всегда оставалось в государственной собственности. В Приложении № 1 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 1.12.1991 года, в разделе 4 п.6 было установлено, что «предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры» относятся исключительно к федеральной собственности. Это требование закона соблюдается до настоящего времени.Последняя реорганизация была проведена по Указу Президента РФ № 1031 от 13.08.2001. в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1760-р от 17.11.2001 г., филиал ФГУП «ВГТРК» реорганизован в филиал ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». В настоящее время «Радиотелевизионный передающий центр РБ» статусом юридического лица не наделён и является филиалом Федерального Государственного Унитарного Предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», сокращенно -РТРС.В ходе этих преобразований, по сути, менялось лишь наименование предприятия, а имущество всегда оставалось в государственной собственности, вновь образованный правопреемник получал его в пользование, а также все имущественные и неимущественные права и обязанности своего предшественника. Согласно п.3.1. Устава РТРС «Имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым, не может быть распределено по вкладам.. . принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества Предприятия не может включаться имущество иной формы собственности».В соответствии с реестром федерального имущества, балансом нашего предприятия и по учетам БТИ на объекте «станция Орбита» в г. Северобайкальск числится 5 объектов недвижимого имущества: «Техническое здание станции «Орбита», «Гараж» и «Дизельная», построенные в 1976 т.. «Проходная» и «Антенно-мачтовое сооружение», построенные в 1981 году. Все 5 объектов оформлены технические и кадастровые паспорта, зарегистрировано право собственности РФ и право хозяйственного ведения РТРС на все объекты. Более того, в соответствии с Указом Президента РФ № 715 от 24.06.2009 г. «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» на этой площадке размещен пока объект цифрового телевидения, планируется размещение объекта цифрового радиовещания, что обеспечивает целевую эксплуатацию участка в обозримом будущем. Лишь из документов, поступивших с исковым заявлением в 2012 году, нам стало известно, что в 2007 году, по договору безвозмездной передачи в муниципальную собственность Северобайкальского района от 11.09.2007 г. в числе прочих объектов, расположенных в разных поселках Северобайкальского района, ОАО «Ростелеком» передал и спорный, значащийся в договоре в п. 1.1.9. как «дизельная» нежилое одноэтажное здание литера Д инв.№ 3543, общей площадью 65,3 кв.м. по адресу: "адрес обезличен". Однако, по этому адресу, согласно технического паспорта того же БТИ с 1976г.находится объект недвижимости, именуемый «гараж», литер Д, инв. № 2032, общей площадью 135,6 кв.м., стоящий на балансе нашего предприятия, вплотную к задней стене этого объекта и было построено помещение, названное по документам истца «дизельной». Таким образом, полагаем, что передача помещения, как самостоятельного объекта недвижимости администрации МО «Северобайкальский район» была незаконной. Расположено спорное имущество на территории г. Северобайкальск. который по исторической справке возник в 1974 году как одна из баз Байкало-Амурской магистрали. Статуе города Северобайкальск получил в 1980 году. Административно Северобайкальск входит в состав Республики Бурятия. В связи с указанным правовым статусом, бесхозяйное имущество в черте города должно передаваться не администрации Северобайкальского района (п. Нижнеангарск), а администрации города Северобайкальск. Именно в силу существующего раздела полномочий, по нашему обращению распоряжением МО «Город Северобайкальск» № 201 от 26.03.2004 г.. в рамках переоформления ранее предоставленного права, РТРС был предоставлен земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования площадью 14802 кв.м.. по "адрес обезличен". ОАО «Ростелеком» участия в оформлении прав на данный земельный участок не принимал. Претензий с его стороны на часть участка, занятого ранее используемым им помещением не было. Материальных претензий со стороны РТРС на использование ОАО Ростелеком» помещения на данном земельном участке также не было в силу того, что пользовалось оно ими по целевому назначению (для распространения телевизионного сигнала), а РТРС до 2006 года в соответствии со ст. 12 Закона РСФСР № 1738-1 от 11.10.1991 г. «О плате за землю» был освобожден от уплаты земельного налога. Рабочего места у ОАО Ростелеком» на объекте не было. Обслуживание и ремонт оборудования проводились приходящим специалистом. Ещё 28.12.2005 г. при проверке соблюдения земельного законодательства специалистом «Роснедвижимости» нарушений земельного законодательства не было выявлено, о чем свидетельствует акт проверки. Участок прошел процедуру межевания, т.е. его границы согласованы с соседями-правообладателями, поставлен на кадастровый учет и право собственности Российской Федерации было зарегистрировано в установленном законом порядке. Данный земельный участок в силу ст. 27 п.5 ЗК РФ ограничен в обороте, его разрешенное использование/назначение - «Под объекты связи радиовещания, телевидения и информатики». Поэтому согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ он не может быть предоставлен в частную собственность. Согласно ч.З ст. 129 ГК РФ земельный участок не может быть передан и на праве аренды, учитывая его целевое назначение для лицензируемого вида деятельности. Это исключает возможность использования земельного участка и прочего имущества иначе, чем для обеспечения работоспособности объекта связи.Согласно Решению МАП России от 20.02.2002 г. № 3/03-2-р «РТРС является объектом естественной монополии. В соответствии с Указом Президента РФ № 1009 от 04.08.2004 г. «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» РТРС отнесено к предприятиям, осуществляющим производство продукции (работ, услуг), имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. В связи с особенностями уставной деятельности предприятия, объект станция «Орбита» в г. Северобайкальск круглосуточно охраняется ФГУП «Связь-безопасность» и соблюдается пропускной режим объекта. Поэтому полагаем, что передача права собственности на строение Оржеховскому СМ., была совершена с нарушением ст. 35 Земельного кодекса РФ, где сказано, что «Отчуждение строения, сооружения, находящихся па ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юрлиц. В нашем случае закон такую передачу не разрешает.На основании изложенного просим в иске отказать.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ Понамарчук Г.Н. пояснила, что исковые требования истца не могут быть удовлетворены, поскольку оснований к понуждению ответчиков к передаче в собственность истца земельного участка, расположенного под объектом недвижимости принадлежащему истцу не имеется, поскольку законом такая передача не разрешается, указанный земельный участок ограничен в обороте. При условии изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка будет возможна передача истцу в собственность земельного участка.Просит в иске отказать.

Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ОАО междугородной и международной связи «Ростелеком» просило рассмотреть дело без их участия, администрация МО «Северобайкальский район» извещенная о времени и месте судебного заседания не явилась, суд учитывая мнение участников процесса, считает возможным рассмотреть дело.

Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) Подпругин М.О. просил рассмотреть дело без их участия. Согласно представленного отзыва следует, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, ознакомившись с иском Оржеховского СМ., определением Северобайкальского городского т 05.12.2011г. поясняет. Полномочия и компетенция ТУ Росимущества по РБ определены гнием о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия, согласно п.п.4, 5, 6, 10, 13, 14 ст. 2 Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности; осуществляет учет федерального имущества, введение реестра федерального имущества; контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества; проводит проверки использования имущества, находящегося в федеральной собственности, а также осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке, по вопросам, относящимся к его компетенции. В соответствии с п.4 ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса. Данный земельный участок в силу ст.27 п.5 Земельного кодекса РФ ограничен в обороте, согласно пункту 2 данной статьи земельные отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Согласно п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового паспорта на необходимый земельный участок. Последний в свою очередь в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия по площади в должной пропорции относительно здания дизельной и в соответствии с видом разрешенного использования представлен не был. Также сообщаем что кадастровые работы в соответствии с данной статьей выполняются за счет заявителя. На основании изложенного просим в иске отказать.

Представитель третьего лица ОАО междугородной и международной связи «Ростелеком» Кобылкина О.В. опрошенная по судебному поручению пояснила, что ОАО «Ростелеком» дизельную (нежилое здание) по адресу "адрес обезличен", передали 11.07.2007 г. в безвозмездное пользование муниципальному образованию «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия, однако никаких документов, подтверждающих данный факт они предоставить не могут, поскольку в апреле 2011 г. была реорганизация, в связи с этим архивы были утеряны. Только работники, которые занимались передачей в безвозмездное пользование, подтверждают, что в г. Северобайкальске было два объекта, один на ул. Ленинградской и второй на ул. Ольхонской, где находилась дизельная. Тот объект, который на ул. Ленинградской продан Оржеховскому, а тот объект, где дизельная находилась, был передан безвозмездно в муниципальную собственность, в связи с тем, что радиорелейные линии были списаны. Документы о передаче не сохранились, потому что с баланса это имущество было списано и бухгалтерии эти документы были незачем. А в подразделении, которое занималось передачей этого объекта документы были утеряны в связи с реорганизацией. Она подтверждает, что данный объект недвижимости - дизельная (нежилое здание) по адресу:"адрес обезличен". 19, был передан в безвозмездное пользование администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия, но документы, подтверждающие данный факт были утеряны. На дату заключения договора - 11.09.2007 года правом собственности на дизельную ОАО Междугородной и международной связи «Ростелеком» обладало. Согласно плану приватизации дизельная по адресу "адрес обезличен", вошла в уставный капитал при приватизации. Был пообъектный перечень имущества, в который входила дизельная по адресу "адрес обезличен". Так как подразделений много, весь план приватизации в наше пдразделение не направлен. В каждое территориальное подразделение высылаются только тома, которые касаются имущества, находящегося в управлении данного территориального подразделения. Дизельная по адресу "адрес обезличен" в то время находилась в зоне действия те5рриториального управление № 11, которое находилось в г. Усть-Куте. Позже оно было ликвидировано, а данное имущество передано на баланс территориального управления № 8 в г. Иркутске. И этот план приватизации, скорее всего, был в г. Усть-Куте. Он есть в электронном виде.Подлинника пообъектного перечня зданий приватизации у них нет, есть только выписка из электронной базы. Подлинник находится в генеральной дирекции в Москве. На дату заключения договора от 11.09.2007 года правом собственности на земельный участок, находящийся под объектом недвижимости - дизельной по адресу "адрес обезличен". ОАО Междугородной и международной связи «Ростелеком» не обладало, соответствующих документов нет. Эти земли выделялись Министерством связи под нужды связи. Об отводе в 2004 году земельного участка по адресу: "адрес обезличен", ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» на основании распоряжения администрации МО «город Северобайкальск» об отводе земельных участков № 201 от 26.03.2004 года им не было известно, только на сегодняшний день нам это известно. В дизельной по адресу "адрес обезличен" располагался генератор, который использовался в случае, например, когда электричества не было, для резервного питания станции. Просят дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Специалист Храмцов Э.А. пояснил, что необходимо разграничить земельные участки, вывести земельный участок под зданием истца из земель ограниченных в обороте, т.е изменить вид разрешенного использования земельного участка и продать Оржеховскому. Когда на спорном земельном участке производились кадастровые работы, почему –то не учли здание Оржеховского, что оно чужое, считает, что это было рейдерство государства. У него в практике уже было с железной дорогой, мы просто разделили участок на несколько и изменили вид разрешенного использования и все.

Установлено, что 22.1.2010г. Оржеховский С.М. приобрел у администрации МО«Северобайкальский район» дизельную( нежилое здание), общей площадью 65,30 кв.м, расположенное по адресу: "адрес обезличен".

Из свидетельства о государственной регистрации права от 23.08.2006г., следует, что право собственности на земельный участок, площадью 148902 кв.м по адресу "адрес обезличен" зарегистрирован за Российской Федерацией.

Согласно свидетельства о госрегистрации права от 10.05.2011г. следует, что оформлено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП «РТРС» на земельный участок из категории земель населенных пунктов-под объекты связи, радиовещания, телевидения и информатики, площадью 14 802 кв. м. по адресу: "адрес обезличен".

В соответствии с Указом Президента РФ № 1009 от 04.08.2004 г. «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» РТРС отнесено к предприятиям, осуществляющим производство продукции (работ, услуг), имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.

Согласно п. 1,2 ст. 27 ЗК РФ Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п.4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота;установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п.п. 1,2 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

В соответствии с п.4 ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка; 2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.

Согласно п.5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Учитывая, что объект недвижимости принадлежащий истцу находится на земельном участке который в силу ст.27 п.5 Земельного кодекса РФ ограничен в обороте, согласно пункту 2 данной статьи земельные участки отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

При установленных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований истца.

Ссылки истца на ч.1 ст. 36 ЗК РФ что граждане и юрлица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом суд находит необоснованными, поскольку в данном случае, право истца должно осуществляться в порядке и на условиях, которые также установлены настоящим Кодексом.

Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

    Исковые требования Оржеховского С.М. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, администрации муниципального образования «Северобайкальский район» республики Бурятия, Федеральному государственному унитарному предприятию «российская телевизионная и радиовещательная сеть» о признании незаконным бездействия по передаче в собственность земельного участка, понуждении совершить действия по передаче земельного участка в собственность, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 04 июня 2012 года.

Судья: