РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2011 г.г.Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Баторовой Ж.Б.,при секретаре Копыловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Серых М.Х. к РГУ «Центр социальной поддержки населения» в лице Северного филиала РГУ «Центр социальной поддержки населения» о признании права на сохранение льготы в виде бесплатного пользования квартирой с отоплением и освещением с 1 января 2008 г.
Установил:
Серых М.Х. обратилась в суд с иском к РГУ «Центр социальной поддержки населения» в лице Северного филиала РГУ «Центр социальной поддержки населения» о признании права на сохранение льготы в виде бесплатного пользования квартирой с отоплением и освещением с 1 января 2008 г.
В судебном заседании Серых М.Х. иск поддержала и пояснила,что более 22 лет проработала акушеркой в Байкальской участковой больнице с.Байкальское Северобайкальского района РБ.С 1.10.1992 г. уволилась по уходу за ребенком.В настоящее время находится на пенсии по старости.Более трех лет назад без ее согласия отделом социального обеспечения Северобайкальского района она была переведена с получения социальной поддержки как медицинский работник на получение льгот как ветеран труда.О переводе ее на льготы для ветеранов труда она узнала в начале 2010 г., т.к. точных сумм льгот по обоим основаниям не знала, каких-либо уведомлений на этот счет не получала. По данному вопросу она обратилась с заявлением в Северный филиал РГУ «Центр социальной поддержки населения» и получила ответ от 29.04.10 года, подписанный руководителем Печкиным А.Н. о том, что ей предоставлены льготы, предусматривающие более высокий размер,также ей поясняли ранее, что она не имеет права на получение льготы как медработник. 11 января 2011 года она была вынуждена обратиться в Северный филиал РГУ «Центр социальной поддержки населения» с повторным заявлением. В ответ она получила без каких-либо объяснений на факсовой бумаге «Информацию о выплате», подписанную специалистом Новолоцкой.Получала меры соцподдержки от РГУ как ветеран труда с 2007 г. до февраля 2011 г.С февраля 2011 г. льгота ответчиком ей предоставляется как медработнику.Ранее данная льгота ей предоставлялась работодателем Нижнеангарской центральной районной больницей.С 2008г. льготы предоставляются РГУ«Центр социальной поддержки населения».Проживает в с.Ангоя в жилом помещении с центральным отоплением с супругом,который получает льготу от РГУ как ветеран труда.То есть ранее льгота им предоставлялась как медработникам в полном объеме с бесплатным отоплением и освещением. П.50 ст.35 Федерального Закона № 122 от 22 августа 2004 года не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и освещения, получаемых проживающими в сельской местности медицинскими работниками организаций здравоохранения.Кроме того, имеется решение Северобайкальского городского суда РБ от 11 августа 2009 года по аналогичному спору группы медработников к МО «Северобайкальский район»,Совету депутатов муниципального образования «Северобайкальский район» о признании права на сохранение льгот в виде бесплатного пользования квартирой с отоплением и освещением, которым требования работников были удовлетворены.Просит признать за ней и членами ее семьи право на сохранение льготы в виде бесплатного пользования квартирой с отоплением и освещением с 1 января 2008 г.
Представитель ответчика Клименко С.М. иск не признала и пояснила,что в соответствии со ст.1 и п.2.ст.З Закона Республики Бурятия №1047-111 «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия» меры соцподдержки по оплате коммунальных услуг также предоставляются лицам, вышедшим на пенсию, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности не менее десяти лет, проживают там и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в организациях здравоохранения. Согласно трудовой книжки.Серых М.Х имеется запись: «уволена по собственному желанию по уходу за ребенком до 14 лет». Льготная пенсия была назначена спустя 5 лет.Функции по предоставлению мер соцподдержки переданы РГУ с января 2006 г.Истец пользовалась льготой как медработник до сентября 2007 г. Руководствуясь письмом Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» от 27.08.2007 № 2555, в котором прописано, что перерыв между увольнением и назначением пенсии является основанием для отказа в назначении мер соцподдержки как медицинскому работнику,Серых М.Х была переведена на получение мер соцподдержки по категории «Ветеран труда» с сентября 2007 года.Более заявлений от Серых М.Х. не поступало.В декабре 2010 года истец обратилась с заявлением о восстановлении мер соцподдержки (МСП) как медицинскому работнику. На основании рекомендаций РГУ «ЦСПН» от 08.05.2008 № 669/1, в которых прописано, что наличие временного перерыва между увольнением и назначением пенсии не является основанием для отказа, меры соцподдержки выплачиваются истцу как медицинскому работнику с февраля 2011 года. Также в феврале - марте 2011 года истцу произведена доплата разницы в размере 2584,13 руб., возникшая в результате предоставления МСП по категории «Ветеран труда» за период с января 2008 г. по январь 2011 г. С 1 января 2005 года в соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данная норма утратила силу. В настоящее время ст. 63 Основ предусматривает, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (ч.б ст.63 Основ).В соответствии со ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Следовательно, в соответствии с нормами федерального законодательства субъект вправе сам определять круг лиц и размер льгот.В связи с этим Законом Республики Бурятия от 24.03.2005г. № 1047-III медицинским работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории РБ, работающим в организациях, финансируемых из республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований, были установлены следующие меры социальной поддержки:1)бесплатные коммунальные услуги (электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных действующим законодательством),2)работникам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, бесплатное обеспечение топливом в пределах норм, установленных Правительством РБ.3)Нормативы потребления коммунальных услуг и нормы обеспечения топливом были установлены постановлением Правительства РБ от 25.05.2005 № 176 «О временных нормах предоставления коммунальных услуг квалифицированным работникам, работающим и проживающим с сельской местности» (постановление № 176) в следующих размерах:1.по обеспечению освещением жилых помещений - в размере 215 кВтч электрической энергии в год.2.Для лиц, проживающих в домах (квартирах) с печным отоплением, независимо от форм собственности на занимаемые жилые помещения: обеспечение топливом (дрова, уголь) в размере 7,0 мЗ дров в год или 2,5 т угля плюс 2,0 мЗ дров на растопку на одно жилое помещение.В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, нормы обеспечения топливом составляют 9,0 мЗ дров в год или 3,3 т угля плюс 2,5 мЗ дров на растопку на одно жилое помещение. Для лиц, проживающих в домах (квартирах) с центральным отоплением, независимо от форм собственности на занимаемые жилые помещения:оплата отопления осуществляется по социальной норме площади жилья для семьи, но не более 18 м2 общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 м2 общей площади - на семью из двух человек и 33 м2 общей площади - на одиноко проживающего человека.Но указанные меры социальной поддержки предоставляют собой дополнительные меры социальной поддержки со стороны Республики Бурятия, поскольку меры социальной поддержки медицинским работникам должны устанавливаться органами местного самоуправления.При этом согласно определения Конституционного суда РФ от 07.02.2008г. № 383-0-П органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения должны вводить эффективные механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня предоставления социальных гарантий в жилищно-коммунальной сфере.Кроме того, решение Северобайкальского городского суда от 11.08.2009 года, на которое ссылается истец, вынесено в отношении администрации МО «Северобайкальский район» и Совета депутатов МО «Северобайкальский район».100% льготы мер соцподдержки РГУ никогда никому не предоставляло и не предоставляет.Считает,что РГУ «Центр социальной поддержки населения» является ненадлежащим ответчиком по иску о признании права на сохранение льготы в виде бесплатного пользования квартирой с отоплением и освещением.Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела,выслушав стороны,суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Установлено,что Серых М.Х. 22 года проработала акушеркой в Байкальской участковой больнице с.Байкальское Северобайкальского района РБ,с 1.10.1992 г. уволилась по уходу за ребенком.В настоящее время находится на пенсии по старости. Функции по предоставлению мер соцподдержки были переданы РГУ«Центр социальной поддержки населения» с января 2006 г.Истец пользовалась льготой как медработник до сентября 2007 г. На основании письма Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» от 27.08.2007 № 2555, в котором указано, что перерыв между увольнением и назначением пенсии является основанием для отказа в назначении мер соцподдержки как медицинскому работнику,Серых М.Х была переведена на получение мер соцподдержки по категории «Ветеран труда» с сентября 2007 года. В декабре 2010 года истец обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении мер соцподдержки (МСП) как медицинскому работнику. На основании рекомендаций РГУ «ЦСПН» от 08.05.2008 № 669/1, в которых предусмотрено, что наличие временного перерыва между увольнением и назначением пенсии не является основанием для отказа,истцу меры соцподдержки выплачиваются как медицинскому работнику с февраля 2011 года. В феврале - марте 2011 года истцу произведена ответчиком доплата разницы в размере 2584 рубля 13 копеек, возникшая в результате предоставления мер соцподдержки по категории «Ветеран труда» за период с января 2008 г. по январь 2011 г.
Согласно Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ФЗ-122 от 22.08.2004 года часть 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья была признана утратившей силу, и с момента вступления в силу ФЗ-122 от 22.08.2004 года – с 01.01.2005 года истцу прекращено предоставление льготы в полном объеме.Указанная льгота была заменена мерами социальной поддержки в пределах нормативов потребления указанных услуг.
Из определения Конституционного Суда РФ от 07.02.2008г. №383-О-П, Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ следует,что решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.Согласно статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности. Закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а напротив обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Законом РБ «Об установлении размера, условий, порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия» № 1047 - III от 24.03.2005 года (изм. от 16.11.2006 года №1948 Закона РБ) установлен размер, условия предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения расходов, связанных с их предоставлением по оплате коммунальных услуг специалистам, а также лицам, указанным в ч.2 ст.2 настоящего Закона, проживающим в сельской местности, рабочих поселках на территории Республики Бурятия,работающим в организациях, финансируемых из республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований, но указанная мера представляет собой дополнительную меру социальной поддержки со стороны субъекта Российской Федерации, поскольку меры социальной поддержки должны им устанавливаться органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, имеющихся средств принимать решения о дополнительных мерах социальной поддержки, не предусмотренных Законом РБ, для указанных категорий граждан, обеспечивающих сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере, недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности.
То есть в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, муниципальные образования обязаны осуществлять надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
Суд принимает во внимание доводы сторон о том,что меры социальной поддержки должны быть определены актом местного самоуправления,однако учитывает,что МО«Северобайкальский район», райсовет народных депутатов не принимали такие акты.
Учитывая,что ответчик не нарушает права истца, не оспаривает ее права,не лишало истца права на получение бесплатных коммунальных услуг(отопления и освещения).Ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья предусматривает предоставление квартир с отоплением и освещением, имея в виду предоставление благоустроенного жилья, а не предоставление бесплатного освещения и отопления, незаконных действий со стороны ответчика в отношении истца не произведено,обоснованно ответчиком истцу предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Бурятия №1047-111 «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия», суд не находит оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Серых М.Х. к РГУ «Центр социальной поддержки населения» в лице Северного филиала РГУ «Центр социальной поддержки населения» о признании права на сохранение льготы в виде бесплатного пользования квартирой с отоплением и освещением с 1 января 2008 г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Северобайкальский городской суд.
СудьяЖ.Б.Баторова