Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2010 года город Орёл
Северный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Шеломановой Л.В.
с участием старшего помощника прокурора
Северного района г. Орла Леоновой Т.А.
при секретаре Иванищевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Залуцкой Марии Дорофеевны к ООО «<данные изъяты>» о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда и заработной платы за время вынужденного прогула,
У С Т А Н О В И Л :
Залуцкая М.Д. обратилась в суд с иском к ООО «<данные изъяты>» о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда и заработной платы за время вынужденного прогула. В обоснование заявленных требований Залуцкая М.Д. указала, что состояла в трудовых отношениях с ответчиком, а именно с Дата обезличена г. работала в ООО «<данные изъяты>» (до реорганизации НУ «<данные изъяты>») в должности медицинской сестры реабилитационного отделения. Приказом от Дата обезличенаг. Номер обезличен она была уволена с Дата обезличенаг. на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением (пенсия инвалидности <данные изъяты> группа). Истец считает увольнение незаконным, так как с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. включительно она находилась находилась на больничном. С Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. истец проходила медицинское освидетельствование, по результатам которого ей была установлена вторая группа инвалидности со второй степенью ограничения к трудовой деятельности, в связи с чем Дата обезличенаг. была выдана индивидуальная программа реабилитации. Дата обезличенаг. истец выйти на работу не смогла в связи с прохождением медицинских процедур, о чем предупредила работодателя. Дата обезличенаг. истец уведомила работодателя о намерении уволится по собственному желанию по состоянию здоровья, о чем написала заявление. Однако, Дата обезличенаг. при ознакомлении истца с приказом о прекращении трудового договора она обнаружила, что ее уволили не по собственному желанию, а в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы, необходимой Залуцкой М.Д. в связи с медицинским заключением. Таким образом, истца уволили с Дата обезличенаг. (в период нахождения на больничном и до установления группы инвалидности) приказом от Дата обезличенаг. (задним числом), с которым ознакомили Дата обезличенаг. (спустя неделю после увольнения). На основании изложенного истец просит восстановить ее на работе в должности медицинской сестры, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей.
В судебном заседании истец Залуцкая М.Д. заявленные исковые требования поддержала, приведя доводы изложенные в иске, при этом суду пояснила, что при прохождении медицинского освидетельствования ее никто не предупредил, что при второй группе инвалидности возможно работать, не зная этого, она высказала намерение уволиться. Дата обезличенаг. она (Залуцкая) заявление не писала, а написала его Дата обезличенаг. так как ей сказали это сделать. Ее заявление необоснованно зарегистрировали Дата обезличенаг. Никто ей никакую другую работу не предлагал, после стольких лет работы она (Залуцкая) стала не нужной работодателю. При увольнении истец испытала значительную нервную и моральную нагрузку, которая в последующем привела к обострению хронических заболеваний. Кроме того, истец считает, что работодатель причинил ей моральный вред, отказав в материальной помощи в которой она нуждалась до увольнения.
Представитель ответчика по доверенности Ветрова О.В. в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, в обоснование возражений, что в соответствии с трудовым законодательством увольнение работника по собственному желанию допускается в период его нахождения на больничном. Залуцкая М.Д. подала письменное заявление в котором просила ее уволить с Дата обезличенаг. по состоянию здоровья, в связи с получением инвалидности. Заявление Залуцкой М.Д. работодатель расценил как отказ работника от продолжения работы с Дата обезличенаг. Работодатель в день подачи заявления, т.е. Дата обезличенаг. издал приказ по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Довод истца об увольнении до установления группы инвалидности не соответствует действительности, так как на Дата обезличенаг. Залуцкая М.Д. являлась инвалидом третьей группы и была направлена на очередное переосвидетельствование. Из справки серии МСЭ - Номер обезличен следует, что Дата обезличенаг. истице повторно присвоена вторая группа инвалидности. На Дата обезличенаг. у работодателя имелись документы, подтверждающие инвалидность и ИПР. Должность истца не соответствует условиям труда по ИПР. Требования ИПР являются обязательными для работодателя. Предоставить работу с сокращенным рабочем временем (не более 35 часов) в неделю и отсутствием работы в ночное время, работодатель не может в связи с отсутствием вакансий (в этом случае увольнение допускается п. 8 ст. 77 и ч. 3 ст. 73 ТК РФ). В соответствии со ст. 178 ТК РФ работодатель выплатил истице выходное пособие в сумме двухнедельного среднего заработка в сумме 3282, 44 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск - 5 976,53 руб., при увольнении были полностью оплачены все больничные листы за счет средств ФСС - 2 070,27 рублей. При этом период прохождения медицинского освидетельствования с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. не подлежит оплате и соответственно не оплачивался.
Старший помощник прокурора Леонова Т.А. полагала исковые требования Залуцкой М.Д. подлежащими удовлетворению по причине того, что истец была уволена задним числом, в период нетрудоспособности, и до даты получения медицинского заключения, послужившего основанием для увольнения. Кроме того, расчет и приказ об увольнении были получены спустя неделю, а не в день увольнения.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются: … отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы…
Согласно ст. 73 ТК РФ работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья. Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
Статьей 81 ТК РФ запрещено увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
В судебном заседании установлено, что истец Залуцкая М.Д. в соответствии с приказом Номер обезличен - к от Дата обезличенаг. была принята на должность медицинской сестры в реабилитационное отделение НУ «<данные изъяты>». В связи с реорганизацией Дата обезличенаг. Залуцкая М.Д. была переведена на работу в той же должности в ООО «<данные изъяты>» л.д. 4-11, 43).
Судом также установлено, что истец с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. включительно находилась на амбулаторном лечении, в связи с чем ей был выдан листок нетрудоспособности от Дата обезличена Серия <данные изъяты>
В период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. Залуцкая М.Д. проходила медицинское освидетельствование, по результатам которого Дата обезличенаг. ей была установлена инвалидность второй группы по общему заболеванию со второй степенью ограничения к трудовой деятельности, что подтверждено в судебном заседании справкой МСЭ Номер обезличен от Дата обезличена
В соответствии с п. 29 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.08.2007г. № 514 «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями листков временной нетрудоспособности» при установлении инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ и соответственно дате установления инвалидности.
В соответствии с данным приказом Министерства здравоохранения Дата обезличенаг. листок временной нетрудоспособности Залуцкой М.Д. был закрыт прошедшим числом - Дата обезличена., в связи с тем, что Дата обезличенаг. истцу была установлена инвалидность.
При этом, период прохождения медицинского освидетельствования Залуцкой М.Д. не подлежит оплате, как период временной нетрудоспособности, а также не подлежит оплате как рабочие дни, поскольку истец в указанный период не работала.
По результатам медицинского освидетельствования Дата обезличенаг. Залуцкой М.Д. была разработана и вручена индивидуальная программа реабилитации, согласно которой в примерный перечень профессий входит в том числе работа медсестрой в кабинетных условиях л.д. 32- 35).
Дата обезличенаг. Залуцкая М.Д. обратилась в ООО «<данные изъяты>» с заявлением об увольнении с работы по состоянию здоровья, в связи с получением второй группы инвалидности с Дата обезличена.
Между тем, приказом Номер обезличен от Дата обезличенаг. Залуцкая М.Д. была уволена по п. 8 ст. 77 ТК РФ в связи с отсутствием соответствующей работы, необходимой истцу в связи с медицинским заключением (пенсия по инвалидности Номер обезличен группы) л.д. 41).
С приказом об увольнении истец была ознакомлена Дата обезличенаг., о чем свидетельствует ее роспись л.д. 41).
На основании представленных доказательств, судом установлено, что при увольнении истца ответчиком был нарушен установленный законом порядок увольнения.
Так, по мнению суда, согласно вышеуказанному приказу об увольнении, истец была уволена в период нахождения ее на больничном листе по основаниям, не являющимся собственным желанием работника. При этом, суд считает не основанным на законе довод ответчика о том, что истец была законно уволена в период нетрудоспособности на основании ее увольнения по собственному желанию. Из содержания приказа об увольнении истца следует, что Залуцкая М.Д. была уволена не по ст. 80 ТК РФ (собственное желание), а по п. 8 ст. 77 ТК РФ (то есть инициативе работодателя, так как в соответствии с п. 14 ст. 81 ТК РФ перечень оснований для увольнения работника по инициативе работодателя подлежит расширительному толкованию). Оснований для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ), судом не установлено.
Более того, на дату Дата обезличенаг. Залуцкая М.Д. инвалидом второй группы не являлась и индивидуальную программу реабилитации еще не получала. В связи с этим работодатель не имел никаких законных оснований устанавливать отсутствие соответствующей для истца работы, и следовательно оснований для ее увольнения в указанную дату по ч. 8 ст. 77 ТК РФ.
Довод ответчика о том, что Залуцкая М.Д. на Дата обезличенаг. являлась инвалидом третьей группы, не свидетельствует о наличии оснований для увольнения п. п. 8 ст. 77 ТК РФ, поскольку степень ограничения трудоспособности была установлена истцу только Дата обезличенаг..
Также из содержания приказа следует, что ответчик уволил истца в связи с отсутствием соответствующей работы, без учета мнения истца и без учета предоставленной ею программы реабилитации. Вопрос об увольнении по данному основанию с истцом не обсуждался, Залуцкая М.Д. об отсутствии у работодателя подходящей для ее состояния здоровья работы не предупреждалась.
В связи с нарушением процедуры увольнения не имеет правового значения доводы ответчика относительно отсутствия вакантных должностей, которые бы соответствовали ИПР Залуцкой М.Д.
При рассмотрении спора, судом также установлено, что приказ об увольнении, трудовая книжка были выданы истцу не в дату издания приказа - Дата обезличенаг., а Дата обезличенаг.. Расчет при увольнении Залуцкой М.Д. был произведен только Дата обезличенаг.
Между тем, согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Данные обстоятельства также свидетельствуют о нарушении трудовых прав истца.
На основании изложенного суд находит законными и обоснованными требования истца о восстановлении на работе, в должности занимаемой ею на момент увольнения.
В соответствии со ст.394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула…В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Согласно ст. 395 ТК РФ при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
При решении вопроса о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула судом установлено следующее.
При увольнении истцу были выплачены: компенсация за неиспользованный отпуск - 5 976,53 руб.; оплата по больничным листам за счет средств ФСС - 2 070,27 рублей; выходное пособие в сумме двухнедельного среднего заработка в сумме 3282, 44 рубле. Всего 9528,02 рублей. Указанные обстоятельства подтверждены расчетным листом Номер обезличен за Дата обезличена., ведомостью на получение оплаты по больничным листам, заявлением Залуцкой М.Д. от Дата обезличенаг. о выплате и расходным кассовым ордером Номер обезличен от Дата обезличена. на сумму 8482,02 рублей. Произведенный расчет при увольнении истец в судебном заседании не оспаривала.
Учитывая, что период прохождения медицинского освидетельствования с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. является неоплачиваемым и фактически к труду в условиях соблюдения индивидуальной программы реабилитации Залуцкая М.Д. была выписана с Дата обезличенаг., истцу подлежит оплате период вынужденного прогула с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. (по дату вынесения решения), который составляет 66 дней.
Среднедневной заработок Залуцкой М.Д. на Дата обезличенаг. составляет 243,94 рублей, что подтверждено справкой представленной ответчиком и не оспаривалось истцом.
Таким образом, средний заработок за время вынужденного прогула составляет 66 х 243,94 = 16 097, 4 рублей.
При этом, подлежит зачету выплаченная Залуцкой М.Д. при увольнении сумма выходного пособия в сумме 3282,44 рублей.
Следовательно, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула: 16 097,4 - 3 282,44 = 12 814,96 рублей.
Учитывая, что в результате необоснованного увольнения Залуцкой М.Д. были причинены физические и нравственные страдания, суд, руководствуясь ст. 394 ТК РФ, считает подлежащими частичному удовлетворению требования истца о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, ст. ст. 61.1 БК РФ в ответчика в доход муниципального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 712, 70 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, ст. 396 ТК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Залуцкой Марии Дорофеевны к ООО «<данные изъяты>» о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда и заработной платы за время вынужденного прогула, - удовлетворить частично.
Восстановить Залуцкую Марию Дорофеевну в должности медицинской сестры ООО «<данные изъяты>».
Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу Залуцкой Марии Дорофеевны заработную плату за время вынужденного прогула в сумме 12 817 (Двенадцать тысяч восемьсот семнадцать) рублей 60 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 5000 (Пять тысяч) рублей.
Взыскать с ООО «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход муниципального бюджета в сумме 712, 70 рублей.
Решение в части восстановления на работе и взыскания заработной платы обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд в течении 10 дней с даты его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме будет изготовлено в срок до 24 февраля 2010г. включительно.
Судья Л.В. Шеломанова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>а