о признании незаконными действий



РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2010 года город Орел

Северный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи: Раковой Н.Н.,

при секретаре: Петрушиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по

исковому заявлению прокурора Северного района г. Орла, в интересах неопределенного

круга лиц к ЗАО ЖРЭУ № о признании действий по взиманию платы за

электроснабжение незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Северного района г. Орла обратился в суд с исковым заявлением, предъявленным в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО ЖРЭУ № о признании действий по взиманию платы за электроснабжение незаконными.

В обосновании своих требований прокурор сослался на то, что прокуратурой Северного района г. Орла проведена проверка по вопросу правомерности взимания платы ЗАО ЖРЭУ № за электроснабжение в местах общего пользования с граждан, проживающих в жилых помещениях. В ходе проверки установлено, что при подсчете платы за электроэнергию в нарушение закона, ЗАО ЖРЭУ № в знаменателе учитывает суммарный объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период, заявленный потребителями или самостоятельно подсчитанный по среднему показателю, в то время как следует указывать суммарный объем электроэнергии, измеренный индивидуальными приборами учета, что ведет к справедливому подсчету оплаты электроэнергии за места общего пользования. По указанным основаниям прокурор просит признать незаконными действия ответчика по взиманию платы за электроснабжение., обязать ЗАО ЖРЭУ № производить расчет размера оплаты услуг по электроснабжению гражданам, проживающим в жилых помещениях частного, государственного, муниципального жилищных фондов в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными постановлением Правительства №307 от 23.05.2006г., а именно при расчете размера п.п.1 п.З Приложения №2 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, то есть применять формулу №9, где в знаменателе необходимо указывать суммарный объем электрической энергии, потребленной за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета. Обязать ответчика произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу «электроснабжение» за период с ДД.ММ.ГГГГ. по день вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Леонова Т.А. требования уточнила, просила суд Обязать ЗАО ЖРЭУ № производить расчет размера оплаты услуг по электроснабжению гражданам, проживающим в жилых помещениях частного, государственного, муниципального, жилищных фондов, в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными постановлением Правительства №307 от 23.05.2006г., а именно: при расчете размера по п.п. 1 п.З Приложения №2 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», то есть в соответствии с формулой №9, где в знаменателе учитывать суммарный объем электрической энергии, потребленной за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета; не оборудованных индивидуальными приборами учета в соответствии с п.п.З п. 1 Приложения №2 «Правил предоставления коммунальных


услуг гражданам» по формуле №3, с последующей корректировкой в соответствии с п.п. 4 п.1 Приложения №2 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» по формуле №4.

Обязать ЗАО ЖРЭУ № в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу гражданам, проживающим в помещениях частного, государственного, муниципального, жилищных фондов, произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу электроснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления решения суда в законную силу.

Старший помощник прокурора Северного района г. Орла Леонова т.А. суду пояснила, что исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц -граждан проживающих в жилых помещениях частного, государственного, муниципального, жилищных фондов, управляющей организацией которых является ЗАО ЖРЭУ №.

Представитель ответчика ЗАО ЖРЭУ № по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, суду пояснила, что прокурор не имел права обращаться в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку во - первых круг лиц прокурором определен, во - вторых прокурором не были представлены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения граждан в суд.

Представитель 3-го лица - ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» по доверенности ФИО5 возражает против удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе, за электроснабжение.

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объеме потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, прокуратурой Северного района г. Орла проведена проверка по поводу правомерности взимания ответчиком платы за электроснабжение в местах общего пользования с граждан, проживающих в жилых помещениях частного, государственного, муниципального, жилищных фондов, на обслуживаемой ответчиком территории. В результате проверки установлено, что при подсчете платы за электроэнергию ЗАО ЖРЭУ № в нарушение закона неправильно учитывается суммарный объем потребленной электроэнергии за расчетный период. Подсчет оплаты электроэнергии ЗАО ЖРЭУ № проводится по так называемым средним показателям, который не предусмотрен «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. и нарушает интересы добросовестных потребителей.

В соответствии с п. 3.3 раздела 3 Устава ЗАО ЖРЭУ № основными видами деятельности общества являются: управление многоквартирными жилыми домами; управление эксплуатацией жилого фонда; управление эксплуатацией нежилого фонда.

На основании ст. 162 ЖК РФ и протоколов собрания собственников, результатов конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными


домами, ЗАО ЖРЭУ № является управляющей организацией многоквартирных жилых домов.

Согласно представленной справке ЗАО ЖРЭУ № от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчик обслуживает 204 многоквартирных дома. Из нихб 98 домов оборудованы одним прибором учета, общедомовым (ОУ), 106 106 домов оборудованы общедомовыми приборами учета с условным обозначением KB, ЛК, Л. Также 111 домов полностью оборудованы индивидуальными приборами учета, 93 дома частично оборудованы индивидуальными приборами учета.

ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО ЖРЭУ № и ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» заключен договор энергоснабжения №.

В соответствии с разделом 1 данного договора ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» осуществляет поставку электрической энергии ЗАО ЖРЭУ №, а последнее принимает и оплачивает электроэнергию, а также оказанные услуги.

Согласно договору возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ЗАО ЖРЭУ № установлены обязательства по расчету и предъявлению, получению платы за коммунальную услугу электроснабжения.

Как установлено п.п. 2.1.1 п. 2.1 раздела 2 данного договора, ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» обязуется совершать формирование, пополнение, сопровождение лицевых счетов потребителей коммунальной услуги электроснабжения, проживающих в домах АО данным указываемым потребителем при оплате счета, по контрольным показаниям, снятым контролерами исполнителя или заказчика. По установленному нормативу потребления, по расчетном среднемесячному потреблению. Расчетное среднемесячное потребление вычисляется на основе заявленных показаний Абонента и иной информации расходе электроэнергии за предыдущие 12 месяцев.

Правоотношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., устанавливающими права и обязанности сторон, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность и которыми стороны должны руководствоваться в осуществлении своей деятельности.

В соответствии с пунктом п. 7 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, «собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы, в том числе электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или принадлежащих собственникам" жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, Общий объем (количество) электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил».


Пунктом 22 Правил предусмотрено, что «собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил».

Из содержания п. 19 Правил следует, что «при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: б) для. .. электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом, исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам».

Исследовав представленные прокурором доказательства, суд приходит к выводу, что расчет платы за электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ на момент вынесения судом первой инстанции решения производился ОАО «Интер РАО ЕЭС» на основании договора оказания возмездных услуг с ЗАО ЖРЭУ №, в нарушение «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., поскольку при расчете платы за электроэнергию собственникам квартир, имеющим индивидуальные приборы учета, применяются исходные данные, не предусмотренные формулой № 9 Приложения № 2 Правил, а собственникам квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета, применяется формула расчета, не подлежащая применению.

Таким образом, расчет платы за электроэнергию для граждан, проживающих в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета, полежит расчету по утвержденному нормативу потребления, в соответствии с пунктами 22 и 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 г. № 307, и п.п. 3 п. 1 приложения № 2 к Правилам (формула № 3), с ежеквартальной корректировкой (перерасчетом) по п.п.4 п.1 приложения №2 к Правилам (формула №4).

Кроме того, сторонами не оспаривался тот факт, что, начиная с ДД.ММ.ГГГГ при расчете платы за электроэнергию в обслуживаемом ЗАО ЖРЭУ № жилом фонде использовались данные как заявленные абонентами, так и среднее потребление, контрольные показания.

Довод представителя ответчика о том, что прокурор не имел права обращаться в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку не были представлены доказательства, подтверждающий невозможность самостоятельного обращения граждан в суд является несостоятельным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных ГПК РФ, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.


Пунктом 4 статьи 27 Закона Российской Федерации № 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Пунктом 3 статьи 35 указанного федерального закона регламентировано, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение обеспечения права на жилище в государственном и муниципального жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Ссылка представителя ответчика на то, прокуратурой не представлены доказательства, подтверждающие, что указанные потребителем в квитанциях на оплату потребленной электроэнергии в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» показания не соответствуют фактически измеренным показаниям индивидуальных приборов учета электроэнергии является несостоятельной, поскольку при расчете платы за электроэнергию должен браться не суммарный объем заявленной (оплаченной) электроэнергии, а именно суммарный объем показаний, измеренных индивидуальными и общими (квартирными) приборами учета.

При таком расчете, показания счетчика в числителе будет максимально приближено к суммам показаний, указанным в знаменателе, при этом неоплаченная электроэнергия не будет распределяться между добросовестными плательщиками в виде оплаты за данную услугу в местах общего пользования.

Таким образом, исковые требования прокурора Северного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 73 СК РФ, ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Северного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО ЖРЭУ № о признании действий по взиманию платы за электроснабжение незаконными удовлетворить.

Признать действия ЗАО ЖРЭУ № по взиманию платы за электроснабжение незаконными.

Обязать ЗАО ЖРЭУ № производить расчет размера оплаты услуг по электроснабжению гражданам, проживающим в жилых помещениях частного,


государственного, муниципального, жилищных фондов, в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными постановлением Правительства №307 от 23.05.2006г., а именно: при расчете размера по п.п. 1 п.З Приложения №2 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», то есть в соответствии с формулой №9, где в знаменателе учитывать суммарный объем электрической энергии, потребленной за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета; не оборудованных индивидуальными приборами учета в соответствии с п.п.З п.1 Приложения №2 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» по формуле №3, с последующей корректировкой в соответствии с п.п. 4 п.1 Приложения №2 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» по формуле №4.

Обязать ЗАО ЖРЭУ № в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу гражданам, проживающим в помещениях частного, государственного, муниципального, жилищных фондов, произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу электроснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста мотивировочной часть решения.

Судья Н.Н. Ракова