Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 июня 2011 года город Орёл Северный районный суд г. Орла в составе: председательствующего судьи Шеломановой Л.В. при секретаре Иванищевой Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Мусина Рафика Александровича к Областному государственному учреждению Управление социальной защиты населения г. Орла о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с указанием инвалидности, об обязании выдать удостоверение и взыскании сумм возмещения вреда здоровью, У С Т А Н О В И Л : Мусин Р.А. обратился в суд с иском к Областному государственному учреждению Управление социальной защиты населения г. Орла (далее ОГУ «УСЗН г. Орла») о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее ЧАЭС) с указанием инвалидности, об обязании выдать удостоверение и взыскании сумм возмещения вреда здоровью. В обоснование иска истец указал, что он является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он, находясь в тридцатикилометровой зоне от аварии на ЧАЭС, выполнял работы по ликвидации последствий аварии. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> ВТЭК <адрес>, в связи с увечьем, связанным с аварией на ЧАЭС, Мусину Р.А. бессрочно установлена вторая группа инвалидности, в связи с чем истцу стали производить выплаты в возмещение вреда здоровью. Согласно выписке из амбулаторной карты ему был поставлен диагноз: <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> он получал пенсию, затем переехал в Россию. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле за назначением пенсии, при этом написал заявление о назначении пенсии и получение страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования. ДД.ММ.ГГГГ ему на руки выдали страховое свидетельство №. Для легализации документов Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области направил его документы участника ликвидации последствий на ЧАЭС, выданного <данные изъяты> в Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов. Документы вернули без рассмотрения. ДД.ММ.ГГГГ в ОГУ «УСЗН г. Орла» Мусин Р.А. получил удостоверение участника последствий катастрофы на ЧАЭС № без указания в нем о наличии истца инвалидности второй группы. Ответчик отказал в выдаче удостоверения, подтверждающего, что истец является инвалидом второй группы вследствие заболеваний на ЧАЭС в связи с чем, Мусину Р.А не выплачиваются ежемесячные денежные компенсации в размере 2500 рублей, а в пересчете на 13 месяцев в сумме 32 500 рублей. Истец просит суд признать незаконным отказ ОГУ «УСЗН г. Орла» в выдаче ему удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, с указанием второй группы инвалидности, обязать ОГУ «УСЗН г. Орла» пересмотреть свое решение, заменив ему удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, с указанием инвалидности второй группы и произвести в пользу Мусина Р.А. выплаты как участнику и инвалиду второй группы ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения в установленном законом размере. В процессе рассмотрения спора представитель истца по доверенности ФИО3 уточнил исковые требования, просил привлечь в качестве соответчика Управление здравоохранения социальной защиты Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области и обязать данного ответчика на основании Приказа МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 08.12.2006г. № 728/832/166н, выдать Мусину Р.А. удостоверение специального образца инвалида второй группы. Обязать Управление здравоохранения социальной защиты Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области производить Мусину Р.А. выплаты как участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, инвалиду второй группы с момента выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ в установленном размере, а также задолженность по невыплаченным денежным средствам. В судебном заседании представитель Мусина Р.А. по доверенности ФИО3 вновь уточнил исковые требования, вернувшись к первоначально заявленным требованиям, привел доводы полностью соответствующие содержанию иска, просил исключить из числа ответчиков Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области. Представитель истца суду пояснил, что в соответствии с действующим законодательством никакого переосвидетельствования медицинских учреждениях Российской Федерации Мусин Р.А. проходить не должен, поскольку справка <адрес> ВТЭК <адрес> является действительной на территории России. В настоящее время обратиться в МСЭ Орловской области Мусин Р.А. не может, поскольку временно находится в <адрес>. Медицинские документы, подтверждающие факт обращения Мусина Р.А. в учреждения здравоохранения по месту жительства и регистрации представитель истца также представить не может. Истец Мусин Р.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения гражданского дела через представителя в судебное заседание не явился. Представитель ответчика ОГУ «УСЗН г. Орла», по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 08.12.2006 года № 728/832/166н определены единые обязательные на всей территории РФ правила оформления и выдачи удостоверения. ОГУ УСЗН г. Орла только принимает заявление с необходимыми документами и передает в управление социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития, которое затем направляет в Министерство здравоохранения и социального развития. На момент обращения в Российский межведомственный экспертный совет в ДД.ММ.ГГГГ Мусин Р.А. не имел на руках удостоверения установленного образца, в соответствии с Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ Минфина РФ от 08.12.2006 года № 727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Также у Мусина Р.А. не имеется медицинских документов из учреждений медико-социальной экспертизы Орловской области. Для получения статуса инвалида второй группы в связи с ликвидацией последствий на ЧАЭС Мусину Р.А. необходимо обратиться в Бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства на территории Российской Федерации, в целях получения необходимых медицинских документов для их последующего направления в Российский межведомственный экспертный совет. Этот порядок установлен законом и необходим для подтверждения причинной - следственной связи между заболеваниями истца и его участием в ликвидации последствий на ЧАЭС. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области, по доверенности ФИО5, в судебном заседании исковые требования не признала, суду дала пояснения аналогичные пояснениям представителя ОГУ «УСЗН г. Орла». Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Пенсионного фонда в РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области, по доверенности ФИО6, в судебное заседание не явилась, будучи допрошенной в суде ранее, исковые требования не признала, суду пояснила, что истец получает трудовую пенсию. Право на получение двух пенсий Мусин Р.А. не имеет. Истец получает ежемесячные денежные выплаты по двум основаниям - по инвалидности вследствие общего заболевания и как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Для того, чтобы получать выплаты как инвалид в связи с участием в ликвидации последствий на ЧАЭС Мусину Р.А. необходимо повторно обратиться в МСЭ Орловской области. Старший помощник прокурора Северного района г. Орла Леонова Т.А. в судебное заседание не явилась по причине занятости в другом процессе, в заявлении представленном ранее просила в удовлетворении требований истца отказать за незаконностью и необоснованностью. Суд, заслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 24 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 (ред. от 24.07.2009, с изм. от 10.11.2009) № 3061 под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы. Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. Согласно пункту 1 Приказа МЧС РФ N 728, Минздравсоцразвития РФ N 832, Минфина РФ N 166н от 08.12.2006 (ред. от 24.06.2009)"Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы" (далее - Порядок) порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Из пункта 4 указанного Порядка следует, что для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы) с письменным заявлением, к которому прилагаются (в зависимости от категории граждан) следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении); удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы; справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов). Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что удостоверение дает право гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, на меры социальной поддержки с момента его предъявления. Из содержания ст. 5 Соглашения о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) документы, выданные в целях реализации настоящего Соглашения на территории одной из Сторон по установленной форме, или их заверенные копии принимаются другими Сторонами без легализации. Решение соответствующей медицинской экспертной комиссии любой Стороны о степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и необходимости в дополнительных видах помощи имеет юридическую силу для возмещения вреда, причиненного здоровью работника независимо от его места жительства, на территории Сторон, подписавших настоящее Соглашение. Как установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ Мусин Р.А. принимал участие в ликвидации последствий на ЧАЭС и выполнял работы в тридцати километровой зоне. Мусин Р.А. за время работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в составе Управления строительства №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, получил дозу внешнего гамма-облучения 3,8 рентген, что подтверждается справкой Управления Строительства № <адрес>. В соответствии со справкой (выпиской из акта ВТЭК <адрес>) Серии - № от ДД.ММ.ГГГГ, Мусину Р.А. бессрочно установлена вторая группа инвалидности в связи с ликвидацией последствий на ЧАЭС. Указанным заключением ВТЭК истцу установлен диагноз: <данные изъяты>. Диагноз заболеваний истца также подтвержден выпиской из амбулаторной карты истца № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ истцу как участнику ликвидации последствий на ЧАЭС было выдано году удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС серии №, а в ДД.ММ.ГГГГ Городским отделом социального обеспечения <адрес> Мусину Р.А. было выдано удостоверение инвалида второй группы в связи с участием в ликвидации последствий на ЧАЭС. В связи с переездом в Россию Мусин Р.А. получил гражданство Российской Федерации и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировался он в г. Орле по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Мусин обратился с заявлением в ОГУ «УСЗН г. Орла» о замене ему удостоверения инвалида второй группы как участника ликвидации последствий на ЧАЭС, в связи с переездом из <адрес> на постоянное место жительства в г. Орел Российской Федерации. В связи с тем, что из - за изменения гражданства истец утратил связь заболеваний с радиационным воздействием вследствие участия в ликвидации на ЧАЭС, Управление здравоохранения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области в целях установления причинной - следственной связи заболеваний и инвалидности у Мусина Р.А. своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ № направило его документы в Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (далее - РосМЭС). Как следует из ответа на запрос суда за № от ДД.ММ.ГГГГ, РосМЭС письмом № от ДД.ММ.ГГГГ возвратило документы Мусина Р.А. в Управление здравоохранения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области для дооформления, по причине отсутствия: 1) специального удостоверения единого образца граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС; медицинских документов из учреждений здравоохранения и медико - социальной экспертизы Орловской области о состоянии здоровья Мусина Р.А. в настоящее время. Повторно документы в РосМЭС не поступали. Решением ГУ Управление ПФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о назначении ежемесячной денежной выплаты № от ДД.ММ.ГГГГ истцу ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания. ДД.ММ.ГГГГ ОГУ «УСЗН г. Орла» Мусину Р.А. выдано удостоверение участника последствий катастрофы на ЧАЭС в ДД.ММ.ГГГГ №. В выдаче удостоверения второй группы, как участнику ликвидации последствий на ЧАЭС Мусину Р.А. было отказано, из-за отсутствия заключения РосМЭС о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а также справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности, установленного образца. Доказательств того, что Мусин Р.А. после приобретения гражданства Российской Федерации обращался или проходил курс лечения в учреждениях здравоохранения Орловской области суду также не представлено. Судом установлено, что для прохождения медицинского освидетельствования истец в Бюро медико - социальной экспертизы по месту своего жительства не обращался. Из пояснений представителя истца следует, что Мусин Р.А. длительное время находится за пределами Орловской области и проходить обследование не желает, считая достаточным заключение ВТЭК <адрес>. Таким образом, судом установлено, что истец в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обследование в территориальном Бюро медико - социальной экспертизы не прошел, подтверждения причинной связи имеющегося у него заболеваний с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не имеет. Суд установив, юридически значимые для рассмотрения спора обстоятельства, полагает необходимым в удовлетворении требований Мусина Р.А. отказать. При вынесении решения суд не принимает во внимание доводы истца о том, что ответчик нарушает ст. 5 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ поскольку считает, что решение медицинской комиссии любой Стороны для возмещения вреда имеет юридическую силу только в части, касающейся степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и необходимости в дополнительных видах помощи. Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Мусина Рафика Александровича к Областному государственному учреждению Управление социальной защиты населения г. Орла о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с указанием инвалидности, об обязании выдать удостоверение и взыскании сумм возмещения вреда здоровью, - отказать. Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме будет изготовлено в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Судья Шеломанова Л.В. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>