2 ноября 2011 года г. Орел Северный районный суд города Орла в составе: председательствующего судьи Тишаевой Ю.В., при секретаре Костромичевой Н. В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Орла в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» в лице Орловского филиала ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» о понуждении к совершению определенных действий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Железнодорожного района г.Орла обратился в Северный районный суд г.Орла с иском к ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» в лице Орловского филиала ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» об обязании совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района была проведена проверка обоснованности взимания филиалом ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» расходов по расчетно-кассовому обслуживанию, включенных в тариф на электрическую энергию с граждан, проживающих по адресу: <адрес> и являющихся членами товарищества собственников жилья «<данные изъяты>». В ходе проверки было установлено, что ТСЖ «<данные изъяты>» создано и зарегистрировано в <адрес> в г.Орле. ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «<данные изъяты>» заключило договор энергоснабжения с ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» в лице Орловского филиала на поставку электрической энергии. Тариф на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население на территории Орловской области, в том числе для товарищества собственников жилья, на 2011 год установлен Приказами Управления по тарифам Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 2,50 рублей. Составной частью тарифа является сбытовая надбавка гарантирующего поставщика. На 2011 год сбытовая надбавка гарантирующего поставщика ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» утверждена Приказом Управления по тарифам <адрес> №-т от ДД.ММ.ГГГГ и для тарифной группы «население» и для товарищества собственников жилья, составляет 98,250 руб./МВт*ч. При расчете сбытовой надбавки ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» в лице Орловского филиала Управлением по тарифам Орловской области учтены расходы гарантирующего поставщика, связанные с реализацией договоров на прием платежей от граждан за коммунальные услуги, с ФГУП «Почта России» и расходы на оплату услуг по начислению платы за коммунальные услуги, изготовлению и рассылке платежных документов на оплату данных услуг. Указанные расходы на расчетно-кассовое обслуживание в тарифе на электроэнергию 2,50 руб./МВт*ч по информации Управления по тарифам Орловской области составляют 5,1 коп./КВт*ч. При этом в ходе проверки установлено, что ТСЖ «<данные изъяты>» самостоятельно и за счет средств собственников жилых помещений дома № по <адрес> - членов ТСЖ, ведет расчетно-кассовое облуживание, снимает показания приборов учета, начисляет платежи, распечатывает квитанции, доставляет их абонентам, ведет поисково-претензионную работу, передает сведения о потребленной энергии в сетевую компанию, получает акты выполненных работ и рассчитывается с Орловским филиалом ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» по выставляемой счет-фактуре. ТСЖ является некоммерческим объединением граждан, не осуществляет деятельности, направленной на получение прибыли, не имеет иных источников для осуществления деятельности, кроме платежей граждан, предназначенных для осуществления уставной деятельности. Денежные средства на расчетно-кассовое обслуживание ТСЖ «<данные изъяты>» расходует по статье содержание имущества многоквартирного дома. Таким образом, оплата деятельности по расчетно-кассовому обслуживанию собственниками помещений многоквартирного дома № по <адрес> г.Орла производится дважды: при оплате ТСЖ «<данные изъяты>» потребленной электроэнергии по тарифу для населения и в порядке внесения в ТСЖ собственниками платы на содержание общего имущества многоквартирного дома. В связи с этим ТСЖ «<данные изъяты>» неоднократно обращалось в Орловский филиал «ИНТЕР РАО ЕЭС» с предложением заключить соглашение о компенсации произведенных ТСЖ расходов на расчетно-кассовое обслуживание в размере 5,1 коп./КВт*ч, отпущенной населению электроэнергии. Однако ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» ответило отказом, мотивировав тем, что жители дома № по <адрес> г.Орла, создав ТСЖ «<данные изъяты>», не являются абонентами Орловского филиала ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», в связи с чем затраты на их обслуживание в тарифно-балансовых решениях 2010 года учтены не были. Считает, что поскольку ТСЖ «<данные изъяты>» состоя в договорных отношениях с Орловским филиалом ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», потребителем электрической энергии не является, выступает в интересах собственников жилья, то конечными потребителями являются собственники помещений в многоквартирном доме № по <адрес> в г.Орле, создавшие ТСЖ. Экономически обоснованными считаются расходы на расчетно-кассовое обслуживание абонентов, находящихся в обслуживании гарантирующего поставщика в определенный период регулирования, поэтому считает, что расходы на расчетно-кассовое обслуживание, заложенные в тарифе на электрическую энергию в качестве составляющей сбытовой надбавки в размере 5,1 коп./КВт*ч, для жителей дома № по <данные изъяты> г.Орла не являются экономически обоснованными и подлежат возмещению. В ходе проверки было установлено, что аналогичная ситуация складывается в отношении жителей домов № по <адрес> и домов № по <адрес> г.Орла, организовавших ТСЖ «<данные изъяты>». Указанным ТСЖ заключен договор энергоснабжения с ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» в лице Орловского филиала от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому оплата полученной электроэнергии осуществляется по ценам на основании тарифов. При этом ТСЖ «<данные изъяты>» также самостоятельно и за счет средств собственников жилых помещений указанных домов, осуществляет расчетно-кассовое обслуживание. В связи с этим, расходы на расчетно-кассовое обслуживание, заложенные в тарифе на электрическую энергию в качестве составляющей сбытовой надбавки в размере 5,1 коп./КВт*ч для жителей указанных домов также не являются экономически обоснованными и подлежат возмещению. По изложенным основаниям прокурор просит суд обязать ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» в лице Орловского филиала перечислять расходы на расчетно-кассовое обслуживание, включенные в тариф на электроэнергию из расчета 5,1 коп./КВт*ч, оплаченные жителями дома № по <адрес> г.Орла на счет ТСЖ «<данные изъяты>», а оплаченные жителями домов № по <адрес> и домов № по <адрес> г.Орла - на счет ТСЖ «<данные изъяты>». В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования просит суд обязать ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» в лице Орловского филиала ежемесячно засчитывать жителям дома № по <адрес>, домов № по <адрес> и домов № по <адрес> <адрес> г. Орла в счет будущих платежей за потребленную электроэнергию, оплаченные жителями и перечисленные ТСЖ «<данные изъяты>» и ТСЖ «<данные изъяты>» на счет Орловского филиала ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» расходы на расчетно-кассовое обслуживание, включенные в тариф на электроэнергию в качестве составляющей сбытовой надбавки, а именно: расходы на материалы для оргтехники, расходы на выставление квитанций бытовым абонентам (расход бумаги на выставление счетов и квитанций), расходы на ведение претензионно-исковой работы в отношении неплательщиков, расходы на почтовые услуги (оказание услуг по доставке счетов населению), расходы на оплату труда персонала, занятого непосредственно в расчетно-кассовом обслуживании, расходы на услуги почтовых отделений по приему платежей от населения. В судебном заседании заместитель прокурора Железнодорожного района г.Орла ФИО2 уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, приведя доводы, изложенные в иске. Представители ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» по доверенности ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признали. Суду пояснили, что ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» самостоятельно не устанавливает тарифы на оплату электрической энергии. Регулируемые тарифы на электрическую энергию в Орловской области утверждаются нормативно-правовыми актами Управления по тарифам Орловской области. Одной из составляющих тарифа является сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, которая устанавливается Управлением по тарифам Орловской области в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии. До периода регулирования 2012 года сбытовая надбавка гарантирующего поставщика определялась без дифференцирования по группам потребителей путем деления необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика на объем электроэнергии, поставляемой всем потребителям, при этом для расчета НВВ принимаются экономически обоснованные расходы гарантирующего поставщика. Начиная с периода регулирования 2012 года, принята дифференциация сбытовой надбавки по группам потребителей: население и приравненные к населению категории, прочие потребители и сетевые компании. Внутри указанных групп потребителей дифференциация не предусмотрена. ТСЖ относятся к категории потребителей, приравненных к населению. Для всех групп потребителей установлена одинаковая сбытовая надбавка, которая составляет 9,8 коп./КВтч. Она рассчитана для всех потребителей в зоне деятельности гарантирующего поставщика, в данном случае Орловской области, за исключением <адрес> и <адрес>, так как абоненты этой территории находятся на обслуживании другого гарантирующего поставщика ОАО «Орелэнергосбыт». НВВ гарантирующего поставщика, сбытовая надбавка, тариф на электроэнергию сформированы без выделения расходов на обслуживание конкретного абонента (гражданина, проживающего в домах под управлением ТСЖ, которые самостоятельно принимают денежные средства за электроэнергию). Установление индивидуальных тарифов на электроэнергию и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика по поставке потребителям в зависимости от особенности обслуживания, порядка оплаты электроэнергии и прочих условий, в том числе установление индивидуальных тарифов для ТСЖ, самостоятельно производящих прием средств с населения за электроэнергию, законодательством не предусмотрено. Жители указанных многоквартирных домов в договорных отношениях с ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» не состоят, начисление платы и расчетно-кассовое обслуживание граждан, проживающих в указанных домах ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» не осуществляет, в связи с этим, указанные затраты Орловским филиалом в расходах не заявлялись и соответственно в тарифно-балансовых решениях Управления по тарифам Орловской области учтены не были. Представленные расчеты расходов на расчетно-кассовое обслуживание, выполненные по тарифам Орловской области, в размере 5,1 коп./КВтч носят информационный характер, представляют ценовой ориентир для получателя указанной информации по организации экономической деятельности и не дают основания применять их в качестве скидки, льготы при применении тарифа, в связи с тем, что это противоречит сути принятого подхода регулирования деятельности гарантирующего поставщика. Считает, что поскольку тарифы на электрическую энергию для категории «население» утверждены нормативно-правовыми актами Управления по тарифам Орловской области, то оснований для предъявления к оплате потребленной электрической энергии по другим ценам отсутствуют. Двойной оплаты нет, граждане оплачивают потребленную электроэнергию по установленным тарифам. В случае удовлетворения исковых требований ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» будет нести убытки, так как в этом случае не в полном объеме гарантирующему поставщику будут возмещены расходы, которые были признаны Управлением по тарифам Орловской области обоснованными и были включены в сбытовую надбавку. Кроме того, решение суда об удовлетворении исковых требований будет не исполнимо. Вместе с тем, полагают, что фактически истцом оспаривается действующее нормативно-правовое регулирование правоотношений по начислению и получению оплаты за потребленную электрическую энергию ТСЖ, что прокурор, обращаясь в суд с иском, фактически выступает в интересах ТСЖ, а не граждан. Представители третьего лица Управления по тарифам Орловской области по доверенностям ФИО5 и ФИО6 по заявленным требованиям суду пояснили, что установление сбытовой надбавки гарантирующего поставщика относится к полномочиям Управления по тарифам. В сбытовую надбавку включаются только расходы гарантирующего поставщика. Размер сбытовой надбавки рассчитывается исходя из необходимости компенсации гарантирующему поставщику расходов, связанных с регулируемой деятельностью - поставкой электрической энергии потребителям и обеспечения экономически обоснованной прибылью. Сбытовая надбавка для населения устанавливается равной значению средней величины расходов гарантирующего поставщика. Средняя величина расходов рассчитывается по специальной формуле. Применив показатели и формулу, Управление по тарифам Орловской области рассчитало экономически обоснованную сбытовую надбавку гарантирующего поставщика в размере 98,250 руб/МВт.ч, которую утвердило приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. При расчете сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» учтены, в том числе расходы по заключению договоров между Банками и ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», расходы, связанные с реализацией договоров на прием платежей от граждан за коммунальные услуги, с ФГУП «Почта России» и расходы на оплату услуг по начислению платы за коммунальные услуги, изготовлению и рассылке платежных документов на оплату данных услуг. В тарифно-балансовых решениях были учтены только экономически обоснованные расходы гарантирующего поставщика, на основании материалов, предоставляемых ГП, в том числе данных о количестве абонентов, при этом информация о количестве абонентов не является персонализированной и изменяется на каждый период регулирования, учитывая появление новых абонентов. Сбытовая надбавка для категории «население» и приравненной к населению категории устанавливается единая и не зависит от способа управления домом. Выделение из сбытовой надбавки какой-либо части, или снижение регулируемых тарифов для расчетов с каждым конкретным товариществом собственников жилья или управляющей организацией, ведущей работу по начислению и сбору платежей с населения, а также конкретным абонентом, действующим законодательством не предусмотрено. Расчет за потребленную населением и приравненных к ним категорий потребителей электрическую энергию должен производиться по тарифам, утвержденным приказом Управления по тарифам Орловской области на каждый период регулирования. Сбытовая надбавка должна оплачиваться потребителем услуг в составе регулируемого тарифа на электрическую энергию в полном объеме. В письме, направленном председателю ТСЖ «Виктория» с рекомендацией на заключение с гарантирующим поставщиком договоров на компенсацию произведенных расходов на расчетно-кассовое обслуживание, эти рекомендации распространяются только на те случаи, когда при принятии тарифно-балансового решения гарантирующий поставщик осуществлял деятельность по сбору платежей с населения за потребленную электроэнергию, оформлению счетов, и эти расходы были учтены при расчете сбытовой надбавки, но в последствии в регулируемом периоде в отношении этих потребителей деятельность по сбору платежей с населения за потребленную электроэнергию, оформлению счетов, слало осуществлять ТСЖ. Представители ТСЖ «<данные изъяты>» по доверенностям ФИО7 и ФИО8 с исковыми требованиями согласны, позицию прокурора поддержали. В дополнение суду пояснили, что договор энергоснабжения заключен между ТСЖ «<данные изъяты>» и ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» в интересах членов ТСЖ, собственников помещений многоквартирного дома № по <адрес> г. Орла. Конечными потребителями коммунальной услуги электроснабжения являются граждане, но не ТСЖ. Ни истец, ни члены ТСЖ не оспаривают размер тарифа и сбытовой надбавки. Спор состоит в том, что ТСЖ «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по контролю и снятию показаний с приборов учета и контроля, установке и эксплуатации указанных приборов, организации и содержанию систем учета и обработки данных, ведению договорной работы за счет средств населения, которое вносит плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, а составляющую тарифа, рассчитанного ФСТ в размере 5,1 коп./КВтч получает ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС». В связи с этим, граждане дважды производят оплату за расчетно-кассовое обслуживание при оплате ТСЖ потребленной электроэнергии по тарифу, установленному Управлением по тарифам Орловской области для населения и в составе платы на содержание общего имущества многоквартирного дома. Представитель ТСЖ «<данные изъяты>» по доверенности ФИО9 исковые требования прокурора поддержал, высказал позицию, аналогичную представителям ТСЖ «<данные изъяты>». Представитель Общественного совета по проблемам развития жилищно-коммунального хозяйства при Орловском городском Совете народных депутатов, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, о причинах неявки суд не уведомил. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) ( ч. 4 ст. 154 ЖК РФ) Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 года № 35- ФЗ ( в ред. Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен. При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала. Согласно п. 2 Общих положений Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" под регулируемой деятельностью понимается деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию. Под тарифами понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. Положениями п. 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерацииорганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке, в частности регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), реализуемую гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями), к числу потребителей которых относится население, потребителям, в том числе регулируемые тарифы (цены) для населения на розничных рынках в субъектах Российской Федерации, территории которых объединены в ценовые зоны оптового рынка, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен) ( подпункт 1); сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. Размер таких надбавок определяется с учетом особенностей, предусмотренных Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - правила розничных рынков) и пунктом 57(1) настоящего документа. Тарифы (цены), указанные в подпункте 1 настоящего пункта, устанавливаются исходя из объемов потребления электрической энергии (мощности), определенных в сводном балансе для гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций), к числу потребителей которых относится население. Такие тарифы (цены) применяются при расчетах между гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями), к числу потребителей которых относится население, и потребителями за электрическую энергию (мощность), поставляемую по регулируемым тарифам (ценам). Объемы поставки электрической энергии (мощности) по регулируемым тарифам (ценам) определяются в соответствии с правилами оптового рынка и правилами розничных рынков. Расчет указанных тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. Согласно п. 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. № 20-э/2 ( в редакции от 24.06.2011года) регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке; сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения. В силу п. 19 названных Методических указаний при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Пунктом 57.1 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации предусмотрено, что величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. Величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика может дифференцироваться по группам (категориям) потребителей исходя из предусмотренных настоящим документом критериев, а также по конечным потребителям и энергосбытовым компаниям (гарантирующим поставщикам). При расчете сбытовой надбавки учитываются экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей, включая: расходы на создание и функционирование филиалов и представительств (оплату услуг по договорам, на основании которых интересы данной организации представляются с использованием филиалов и представительств иных лиц), необходимых для обслуживания потребителей (расходы на содержание штата сотрудников, зданий и сооружений, выплату комиссионного вознаграждения за сбор платежей с покупателей электрической энергии (мощности), ведение претензионно-исковой работы в отношении неплательщиков, создание и ведение базы данных покупателей электрической энергии (мощности), находящихся в зоне деятельности гарантирующего поставщика, прочие обоснованные расходы); расходы гарантирующего поставщика, связанные с организацией принятия им на обслуживание покупателей электрической энергии с применением особого порядка (за исключением случая назначения гарантирующего поставщика по результатам очередного конкурса), включая расходы на обслуживание заемных средств; расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности); иные экономически обоснованные расходы. Федеральной службой по тарифам были разработаны Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, которые определяют основные положения расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии (далее - ГП) и предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - региональные органы) и гарантирующими поставщиками. Согласно п. 4 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2006 года № 302-э/5 (в редакции от 29.12.2010 года), размер сбытовой надбавки ГП рассчитывается исходя из необходимости компенсации ГП расходов, связанных с регулируемой деятельностью - поставкой электрической энергии потребителям и обеспечения экономически обоснованной прибылью. В случае, если по итогам расчетного периода регулирования выявлены необоснованные расходы ГП за счет осуществления функций гарантирующего поставщика, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении сбытовой надбавки ГП на следующий расчетный период регулирования ( п. 6 Методических указаний). В соответствии с п. 9.1 названных методических указаний при установлении тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей по решению регионального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов сбытовая надбавка () дифференцируется с учетом применения понижающего коэффициента 0,7 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением". Согласно п. 11 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, расчет расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности, производится по следующим составляющим: материалы, используемые для хозяйственных нужд, - исходя из действующих норм и цен, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования; покупная энергия всех видов, расходуемая на осуществление регулируемого вида деятельности, включая отопление зданий; топливо и горюче-смазочные материалы для обеспечения работы транспорта; амортизационные отчисления на реновацию основных фондов и нематериальных активов - по нормам амортизационных отчислений, утвержденным в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке и в соответствии с принятым порядком начисления амортизации; расходы на оплату труда персонала - в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования; отчисления на социальные нужды - в размерах, установленных законодательством Российской Федерации; расходы на ремонт основных средств - в соответствии с пунктами 14 и 36 Основ ценообразования; оплата работ и услуг сторонних организаций (расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунального хозяйства, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.) - исходя из необходимости проведения работ (оказания услуг), цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования; арендные платежи - исходя из состава арендованного имущества и ставок арендной платы, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования; расходы на служебные командировки - в соответствии с законодательством Российской Федерации; расходы на обучение персонала - в соответствии с законодательством Российской Федерации; расходы на страхование (имущества, ответственности, обеспечение обязательств и др.) - в соответствии с законодательством Российской Федерации; расходы на создание и функционирование филиалов и представительств, необходимых для обслуживания потребителей; другие расходы - в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок расчета размера сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков определен в разделе IV Методических указаний. Так, согласно п. 14 методических указаний средняя величина расходов ГП по обеспечению поставки 1 кВт·ч электрической энергии потребителям (), рассчитывается по формуле (2): , (2) где: - необходимая валовая выручка (j)-го ГП в расчетном периоде регулирования, определяемая по формуле (1), (руб.); - суммарный объем электрической энергии в расчетном периоде регулирования, поставляемый (j) ГП всем потребителям, (кВт·ч). Под необходимой валовой выручкой согласно Основам ценообразования понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Согласно п. 15 методических указаний сбытовая надбавка (j) ГП для населения устанавливается равной значению средней величины расходов ГПj, функционирующего на территории субъекта Российской Федерации: , (руб./кВт·ч), (3) где: - средняя величина расходов, рассчитанная по формуле (2) для (j)-го гарантирующего поставщика, (руб./кВт·ч). Согласно анализу приведенных норм, регулируемые тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму ряда слагаемых, куда помимо прочих, включается сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, которая рассчитывается по специально установленной формуле исходя из необходимости компенсации ГП расходов, связанных с регулируемой деятельностью - поставкой электрической энергии потребителям и обеспечения экономически обоснованной прибылью. В судебном заседании установлено, что в доме № по <адрес> г. Орла создано и зарегистрировано ТСЖ «<данные изъяты>». Жителями домов № по <адрес> и домов № по <адрес> г. Орла организовано ТСЖ «<данные изъяты>». Собственниками указанных домов выбран способ управления домом товариществом собственников жилья. Все функции управления и технической эксплуатации указанных домов выполняют ТСЖ «<данные изъяты>» и ТСЖ «<данные изъяты>» соответственно. ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», именуемый в дальнейшем «Гарантирующий поставщик» и ТСЖ «<данные изъяты>», именуемое в дальнейшем «Абонент» был заключен договор энергоснабжения №, согласно которому Гарантирующий поставщик обязуется обеспечить поставку Абоненту электрической энергии (мощность), а Абонент обязуется принять и оплатить приобретаемую электроэнергию (мощность), а также оказанные услуги на условиях, установленных настоящим договором. Согласно п. 4.1 договора цена договора определяется на основании тарифов, утвержденных органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Аналогичный договор № от ДД.ММ.ГГГГ заключен и между ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ТСЖ «<данные изъяты>». Приказами от 26.11.2010 года № 737-Т «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население», на территории Орловской области» и от 24.12.2010 года «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии» Управление по тарифам Орловской области установило тарифы на электрическую энергию, применяемые гарантирующими поставщиками ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (Орловский филиал) и ОАО «Орелэнергосбыт» в границах зоны их деятельности, а также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков на 2011 год. В соответствии с названными приказами одноставочный тариф на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население» в пределах социальной нормы потребления электрической энергии с ДД.ММ.ГГГГ составляет 2,50 руб./кВт.ч, а сверх социальной нормы потребления - 4,341 руб./кВт.ч. Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» для потребителей всех тарифных групп с ДД.ММ.ГГГГ составляет 98,250 руб./МВт.ч., что соответствует 9,825 коп./кВт.ч. Судом установлено и было подтверждено в судебном заседании представителями ответчика и третьих лиц ТСЖ «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», что расчет с гарантирующим поставщиком производится ТСЖ «<данные изъяты>» и ТСЖ «<данные изъяты>» по выставляемым ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» счетам-фактурам на основании ежемесячно составляемых актов приема-передачи электроэнергии к договорам энергоснабжения, которые отражают расход электроэнергии, потребленный домом в целом. Товарищество собственников жилья «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» самостоятельно осуществляют деятельность по сбору платежей с населения за потребленную электроэнергию, оформлению счетов, контролю показаний приборов учета, путем формирования единой квитанции по всем видам коммунальных услуг. Как видно из материалов дела ТСЖ «<данные изъяты>» принимает коммунальные платежи по установленным тарифам от граждан, проживающих в доме № по <адрес> г. Орла, на счет открытый в Орловском отделении № <данные изъяты> по договору о приеме платежей физических лиц в валюте РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а ТСЖ «<данные изъяты>» - от граждан, проживающих в домах № по <адрес> и домах № по <адрес> г.Орла на счет, открытый в КБ «<данные изъяты>» (ООО). Указанные обстоятельства подтверждаются договором о приеме платежей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, квитанциями на оплату коммунальных услуг. Из содержания искового заявлении и его просительной части, исковые требования прокурора фактически сводятся к требованиям об обязании гарантирующего поставщика электрической энергии предъявлять к оплате потребленной электрической энергии по меньшей цене, чем установленный тариф, исключая из тарифа часть сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, и в то же время истец не оспаривает тариф на электроэнергию и размер сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. Согласно информации, представленной Управлением по тарифам Орловской области, тарифы на электрическую энергию для населения утверждены Управлением по тарифам Орловской области в соответствии с действующим законодательством, в том числе в рамках предельных уровней тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителям, утверждаемых ежегодно Федеральной службой по тарифам. Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика включается в тариф на электрическую энергию для категории «население» и приравненных к ней потребителей и оплачивается в полном объеме в составе тарифа. При установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» Управление по тарифам Орловской области были учтены экономически обоснованные расходы на основании материалов, предоставляемых гарантирующим поставщиком. Выделение из сбытовой надбавки какой-либо части, или снижение регулируемых тарифов для расчетов с каждым конкретным товариществом собственников жилья или управляющей организацией, ведущей работу по начислению и сбору платежей с населения, а также конкретным абонентом, действующим законодательством не предусмотрено. Расчет за потребленную населением и приравненных к ним категорий потребителей электрическую энергию должен производиться по тарифам, утвержденным приказом Управления по тарифам Орловской области на каждый период регулирования. Сбытовая надбавка должна оплачиваться потребителем услуг в составе регулируемого тарифа на электрическую энергию в полном объеме. Установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что расходы гарантирующего поставщика по регулируемому виду деятельности, в том числе и расходы, связанные с реализацией договоров на прием платежей от граждан за коммунальные услуги, с ФГУП «Почта России» и расходы на оплату услуг по начислению платы за коммунальные услуги, изготовлению и рассылке платежных документов на оплату данных услуг при принятии тарифно-балансовых решений на 2011 год признаны Управлением по тарифам Орловской области экономически обоснованными. При регулировании (установлении) тарифов на электрическую энергию ставка сбытовой надбавки гарантирующего поставщика учитывается в составе тарифа на электрическую энергию. Средства, оплаченные потребителями по указанной ставке, возмещают гарантирующему поставщику расходы по регулируемому виду деятельности - поставка электрической энергии потребителям и обеспечения экономически обоснованной прибылью. Таким образом, сбытовая надбавка, установленная Управлением по тарифам Орловской области для ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (Орловский филиал) является частью цены на электрическую энергию, поставляемую гарантирующим поставщиком потребителям электрической энергии, и обязательна к применению для потребителей при расчетах по договору энергоснабжения. Цены за потребленную электрическую энергию, выставляемые гарантирующим поставщиком в счетах-фактурах на оплату, соответствуют Основам ценообразования. Действующее законодательство не предусматривает возможности исключения из регулируемого (установленного) тарифа на электрическую энергию сбытовой надбавки или её какой-либо части при оплате потребителями потребленной электроэнергии. Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (Орловский филиал) установлена равная для всех потребителей электрической энергии, независимо от понесенных гарантирующим поставщиком расходов по конкретному абоненту ( потребителю). Исключение каких-либо надбавок, включенных в тариф, и являющихся его составной частью противоречит федеральному законодательству. В случае оплаты потребителями коммунальной услуги электроснабжения по меньшей цене, чем установленный тариф, гарантирующему поставщику не будут возмещены в полном объеме расходы, которые были признаны регулирующим органом экономически обоснованными. Вместе с тем, в том случае, если по итогам расчетного периода регулирования Управлением по тарифам Орловской области будут выявлены необоснованные расходы ГП, то на регулирующий орган возлагается обязанность принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении сбытовой надбавки ГП на следующий расчетный период регулирования. Случаи включения гарантирующим поставщиков необоснованных расходов регламентированы в п. 6 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии. С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Орла, заявленных в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» об обязании ежемесячно засчитывать жителям домов № по <адрес> г. Орла, домов № по <адрес> и домов № по <адрес> г. Орла в счет будущих платежей за потребленную электроэнергию, оплаченные ими и перечисленные ТСЖ «<данные изъяты>» и ТСЖ «<данные изъяты>» на счет Орловского филиала ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» расходы на расчетно-кассовое обслуживание, включенные в тариф на электроэнергию в качестве составляющей сбытовой надбавки. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Орла, заявленных в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» об обязании ежемесячно засчитывать жителям домов № по <адрес> г. Орла, домов № по <адрес> и домов № по <адрес> г. Орла в счет будущих платежей за потребленную электроэнергию, оплаченные ими и перечисленные ТСЖ «<данные изъяты>» и ТСЖ «<данные изъяты>» на счет Орловского филиала ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» расходы на расчетно-кассовое обслуживание, включенные в тариф на электроэнергию в качестве составляющей сбытовой надбавки, отказать. Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме будет изготовлено в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Судья Ю.В. Тишаева