Об обязании освободить земельный участок



                                                                                                                    <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

      06 декабря 2011 года                                                                                      г. Орел

Северный районный суд г. Орла в составе:

Председательствующего судьи Казимирова Ю.А.,

при секретаре Дубровиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Орловского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации (ТУ Росимущество по Орловской области) в порядке ст. 45 ГПК РФ к Боброву Александру Александровичу об обязании освободить земельный участок,

установил:

       Орловский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации (ТУ Росимущество по Орловской области) в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Северный районный суд г. Орла с исковым заявлением, предъявленным к Боброву А.А. об обязании освободить земельный участок. В обоснование заявленных требований указал, что Орловской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению и.о. начальника службы управления имущества <данные изъяты> о законности использования полосы отвода <данные изъяты> на участке <адрес>. В ходе проверки установлено, что на указанном земельном участке ответчик самовольно без разрешительных документов установил металлический контейнер (гараж), правоустанавливающие документы на пользование данным земельным участком у Боброва А.А. отсутствуют. Просит суд, обязать Боброва А.А. освободить земельный участок полосы отвода железной дороги. Собственными силами и за свой счет демонтировать принадлежащий ему металлический контейнер (гараж), расположенный на участке <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу.

       В судебном заседании пом. Орловского транспортного прокурора ФИО3 исковые требования поддержала.

       Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (ТУ Росимущества в Орловской области), в чьих интересах заявлены исковые требования, о дате, месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом. Представитель ТУ Росимущества в Орловской области по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что полагает, что требования транспортного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме в случае, если ответчик не докажет законность нахождения указанного гаража на земельном участке.

       Ответчик Бобров А.А. исковые требования признал частично. Суду пояснил, что не возражает против того, чтобы собственными силами и за свой счет демонтировать принадлежащий ему металлический контейнер, однако не может согласиться со сроком, который ему на это выделяется. Считает, что срок, в течение которого необходимо освободить земельный участок, необходимо продлить до четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

        Третье лицо ОАО «Российские железные дороги» в лице <данные изъяты> о дате, месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом. Представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явился, представил ходатайство, в котором указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

        Суд, изучив материалы дела, выслушав пом. Орловского транспортного прокурора, ответчика, приходит к следующему.

         Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п. 3 ч. 2 ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства путей сообщения РФ от 15.05.1999 г. №26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, которое действовало до принятии Правительством Российской Федерации Постановления от 12.10.2006 №611 «О порядке установления и использования полос отвода и охраняемых зон железных дорог». Пунктом 13 данного Положения предусмотрена обязанность получения согласия железной дороги на предоставление земельного участка или размещение объекта в полосе отвода железных дорог.

В соответствии с п.а ст. 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 г. №611 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 15.06.2009 N 501, от 04.04.2011 N 239), в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Согласно п. 7 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.

         Статьей 17 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлен перечень объектов, на строительство которых не требуется выдача разрешений. В частности п.1 указанной статьи предусмотрено, что выдача такого разрешения не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

       В судебном заседании установлено и подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ, начальник отдела Службы управления имуществом Московской железной дороги, ФИО6 обратился с письмом к Орловскому транспортному прокурору, в котором указал, что при проведении в ДД.ММ.ГГГГ проверки использования земельных участков полосы отвода железной дороги было выявлено их нецелевое использование. В частности, в пределах полосы отвода железной дороги на <данные изъяты> без разрешительных документов установлены и построены гаражи, общей площадью 423 кв.м. Размещение данных объектов в пределах полосы отвода железной дороги является нарушением требований антитеррористической защищенности инфраструктуры и как следствие создает возможную угрозу безопасности движения, а также жизни и здоровья граждан. В связи с изложенным просил принять меры реагирования (л.д. 17-18).

      ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе ведущего инженера <данные изъяты> ФИО7, инженера <данные изъяты> ФИО8, <данные изъяты> ФИО9 была проведена проверка целевого использования полосы отвода, в ходе которой были выявлены землепользователи, не включенные в материалы инвентаризации земель полосы отвода <данные изъяты>, а именно гаражи общей площадью 423 кв.м., котельная <адрес>, площадью 363 кв.м. В вышеизложенном составлен акт (л.д. 19).

       ДД.ММ.ГГГГ Орловской транспортной прокуратурой совместно со службой управления имуществом <данные изъяты> проведена проверка законности использования полосы отвода <данные изъяты>. В ходе проверки установлено, что на указанном земельном участке самовольно без разрешительных документов установлены металлические контейнеры (гаражи). Правоустанавливающие документы на пользование данным земельным участком у владельцев гаражей отсутствуют. Металлические контейнеры (гаражи), находятся на земельном участке полосы отвода железной дороги без законных оснований. По факту проверки был составлен акт (л.д. 16).

         Аналогичные проверки использования полосы отвода на указанном участке Орловской транспортной прокуратурой совместно со службой управления имуществом <данные изъяты> проводились ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15) и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), что подтверждается актами проверки и фотографиями объекта (металлического контейнера) (л.д. 6,13).

         Согласно письменным объяснениям Боброва А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимся в материалах дела, с вынесенным в отношении него постановлением согласен, просит предоставить время для освобождения земельного участка (л.д. 7).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание позицию ответчика, признавшего исковые требования в части освобождения земельного участка, а также то обстоятельство, что Бобров А.А. занимает земельный участок, являющийся собственностью Российской Федерации, которая не принимала решения о выделении данного земельного участка Боброву А.А, и находящийся в полосе отвода железной дороги, какие-либо правовые основания для владения и пользования ответчиком спорным земельным участком отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

          Доводы ответчика в той части, что срок 3 месяца, установленный Орловским транспортным прокурором для освобождения земельного участка, путем демонтажа гаража, слишком мал, являются безосновательными.

В силу ч.1, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

          При указанных обстоятельствах, суд полагает, что трехмесячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу, для устранения нарушений ответчиком, а именно демонтажа металлического контейнера (гаража), является достаточным и соразмерным с объемом работ, которые Боброву А.А. будет необходимо выполнить.

          В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с Боброва А.А. в пользу Муниципального образования «Город Орел» подлежит взысканию государственная пошлина в размере рублей.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, ст. 103 ГПК РФ, суд

             

решил:

         Исковые требования Орловского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации (ТУ Росимущество по Орловской области) в порядке ст. 45 ГПК РФ к Боброву Александру Александровичу об обязании освободить земельный участок, удовлетворить.

          Обязать Боброва Александра Александровича освободить земельный участок полосы отвода железной дороги, путем демонтажа собственными силами и за свой счет, принадлежащего ему металлического контейнера (гаража), расположенного на <данные изъяты> в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

         Взыскать с Боброва Александра Александровича в пользу Муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере рублей.

     Решение может быть обжаловано в Орловском областном суде в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения - ДД.ММ.ГГГГ.

        Председательствующий                                    Ю.А. Казимиров