Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 мая 2012 года г. Орёл Северный районный суд г. Орла в составе: председательствующего судьи Тишаевой Ю.В., при секретаре Костромичевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г.Орла гражданское дело по исковому заявлению Орловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «ТЕСТ-ГРУПП» о признании действий органа по сертификации по выдаче сертификата соответствия не соответствующими требованиям законодательства РФ, признании сертификата соответствия и паспорта транспортного средства недействительными, УСТАНОВИЛ: Орловский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в Северный районный суд г.Орла с иском к ООО «ТЕСТ-ГРУПП», Орловской таможне о признании действий органа по сертификации по выдаче сертификата соответствия не соответствующими требованиям законодательства РФ, признании сертификата соответствия и паспорта транспортного средства недействительными. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ согласно справке-счету ФИО15 приобрела в <адрес> у ФИО4 автомашину VOLKSWAGENTOUAREG (VIN) №, для личного пользования. ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 обратилась с заявлением на Орловский таможенный пост Орловской таможни с просьбой выдать паспорт транспортного средства (ПТС) на приобретенный ею автомобиль. ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Орловского таможенного поста был оформлен и выдан ФИО15 паспорт транспортного средства на указанный автомобиль. Так как автомобиль <данные изъяты> ввозился на территорию Российской Федерации из-за рубежа на срок более шести месяцев и был предназначен для участия в дорожном движении на ее территории, то указанный автомобиль согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», подлежал обязательной сертификации соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 года № 609, уровень выбросов автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, выпускаемых в обращение, на дату производства, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 настоящего регламента. Запрещается выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса, после даты вступления в силу требований следующего экологического класса, установленной пунктом 14 настоящего регламента. Согласно пункту 14 Регламента, с 01.01.2010 года на территории Российской Федерации введен в действие технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации и двигателей внутреннего сгорания - экологический класс-4. Поэтому автомобильная техника, ввозимая на территорию Российской Федерации в целях её эксплуатации, должна соответствовать техническим нормативам, установленным указанным Регламентом. Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания требованиям Регламента определен Правилами ЕЭК ООН. Сертификат соответствия оформляется и выдается на основании протокола испытаний, выданного аккредитованной на проведение данных работ испытательной лабораторией. При этом для технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» Росстандартом сделано исключение, допускающее применение наряду с протоколом испытаний перечня документов, являющихся доказательственной базой при подтверждении соответствия. Выдача сертификата соответствия возможна на основании протокола технической экспертизы документов, в случае предоставления полного пакета документов, которые однозначно подтверждают соответствие транспортного средства экологическому классу 4. В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что ФИО15 обращалась на Орловский таможенный пост Орловской таможни с заявлением о выдаче ей паспорта транспортного средства на ввезенный ею на территорию РФ автомобиль <данные изъяты>. Для получения ПТС она представила сертификат соответствия от ДД.ММ.ГГГГ №, выданный органом по сертификации ООО «ТЕСТ-ГРУПП». Согласно этому сертификату экологический класс указанного транспортного средства - 4. В представленном ФИО15 сертификате соответствия указано, что он выдан на основании протокола экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о проведении лабораторных испытаний транспортного средства в нем отсутствуют. Сертификат соответствия, выданный на основании протокола экспертизы, в соответствии с требованиями ст.25 Федерального закона №184-ФЗ от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» должен был содержать информацию о проведенных испытаниях и сведения, однозначно подтверждающие соответствие автомобиля экологическому классу 4. В целях проверки достоверности сведений и устранения противоречий об экологическом классе автомобиля в сертификате соответствия прокуратурой был направлен запрос в ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении», являющийся экспертной организацией, имеющей полномочия на проведение технической экспертизы документации, послужившей основанием для выдачи свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства. Одновременно ФГУ «<данные изъяты>» осуществляет государственный контроль экспертного мониторинга выданных сертификатов соответствия на транспортные средства. В соответствии с письмом ФГУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № специалистами предприятия был определен действительный экологический класс автомобиля <данные изъяты>, который соответствует экологическому классу 3. Соответствие автомобиля <данные изъяты> экологическому классу 3 подтвердил и официальный представитель концерна ООО «<данные изъяты>» в России. Поскольку органом по сертификации ООО «ТЕСТ-ГРУПП» при оформлении и выдаче сертификата соответствия от ДД.ММ.ГГГГ № на транспортное средство <данные изъяты>, были допущены нарушения требований ст.25 ФЗ от 27.12.2002 года «О техническом регулировании», пункта 10 Рекомендаций по заполнению формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов, утвержденных приказом Минпромэнерго России № от ДД.ММ.ГГГГ, указанный сертификат является недействительным. Автомобиль, ввезенный ФИО15 на территорию РФ является товаром таможенного союза, в отношении которого таможенное оформление и таможенный контроль при ввозе в РФ не производится. При этом в рамках выполнения функции по выдаче ПТС уполномоченные таможенные органы, которым является Орловский таможенный пост Орловской таможни, проверяют транспортные средства требованиям технического регламента. Орловская таможня в соответствии с письмом ФТС России от 01.10.2008 года №04-16/40619 «Об информировании физических лиц» при выдаче ПТС обязана была осуществить контроль соответствия экологического класса транспортных средств, используя при этом информацию, содержащуюся на Web-сервере ФТС России. В соответствии со сведениями Web-сервера ФТС России одобренный экологический класс ввезенного автомобиля соответствует 3-му экологическому классу. Орловской таможней не осуществлен надлежащий контроль, не учтена соответствующая информация, подтверждающая соответствие автомобиля иному экологическому классу, чем указанному в сертификате соответствия, в связи с чем, действия таможенных органов по выдаче ПТС серия № на транспортное средство <данные изъяты>, ввезенное ФИО15 в РФ из <адрес> являются незаконными. Учитывая, что сертификат соответствия от ДД.ММ.ГГГГ № является недействительным, соответственно и ПТС подлежит признанию недействительным. По изложенным основаниям просит суд признать действия органа по сертификации ООО «ТЕСТ-ГРУПП» по выдаче сертификата соответствия № от ДД.ММ.ГГГГ на транспортное средство <данные изъяты>, противоречащими законодательству Российской Федерации; признать сертификат соответствия № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ООО «ТЕСТ-ГРУПП» на транспортное средство <данные изъяты>, недействительным; признать действия Орловской таможни по выдаче паспорта транспортного средства серии № на транспортное средство <данные изъяты>, ввезенное ФИО15 в Российскую Федерацию из <адрес>, противоречащими законодательству Российской Федерации; признать паспорт транспортного средства серии №, выданный Орловской таможней на транспортное средство <данные изъяты>, недействительным. В ходе рассмотрения дела и.о. Орловского транспортного прокурора ФИО5 просил исключить из числа ответчиков Орловскую таможню, уточнил исковые требования, просил суд признать действия органа по сертификации ООО «ТЕСТ-ГРУПП» по выдаче сертификата соответствия противоречащими законодательству Российской Федерации; признать сертификат соответствия и паспорт транспортного средства недействительными. Требование о признании незаконными действий Орловской таможни по выдаче ФИО15 паспорта транспортного средства на автомобиль <данные изъяты> не поддержал. В письменных уточнениях к иску указал, что должностными лицами Орловской таможни при выдаче ПТС не было допущено нарушений Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №. Определением Северного районного суда г.Орла от ДД.ММ.ГГГГ Орловская таможня выведена из соответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования. В судебном заседании помощник Орловского транспортного прокурора ФИО6, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. В дополнение суду пояснила, что соответствие автомобиля <данные изъяты>, экологическому классу 3 подтверждается приложенными к иску материалами. Орган по сертификации ООО «ТЕСТ-ГРУПП» в нарушение требований п.п.10, 12, 14 Технического регламента выдал сертификат соответствия на указанное транспортное средство о соответствии автомобиля экологическому классу 4, применяя только метод технической экспертизы. Сертификационные испытания (исследования) для подтверждения соответствия автомобиля 4 классу не проводились. Поскольку ООО «ТЕСТ-ГРУПП» при оформлении и выдаче сертификата соответствия на транспортное средство <данные изъяты>, были допущены нарушения требований Федерального закона №184-ФЗ, Технического регламента, указанный сертификат подлежит признанию недействительным, а действия органа по сертификации противоречащими законодательству РФ. Учитывая, что первичный документ, на основании которого был выдан ПТС является недействительным, то и ПТС подлежит признанию недействительным. В судебное заседание генеральный директор ООО «ТЕСТ-ГРУПП» ФИО7, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, в представленном в адрес суда заявлении просит рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие. При рассмотрении другого гражданского дела по иску Орловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «ТЕСТ-ГРУПП» о признании действий органа по сертификации по выдаче сертификата соответствия не соответствующими требованиям законодательства РФ, признании сертификата соответствия и паспорта транспортного средства недействительными пояснял, что он является генеральным директором ООО «ТЕСТ-ГРУПП», но не являлся руководителем органа по сертификации ООО «ТЕСТ-ГРУПП».Руководителем органа по сертификации являлся ФИО8 В настоящее время орган по сертификации ООО «ТЕСТ-ГРУПП» прекратил свою деятельность. Руководитель сертифицирующего органа назначался Росстандартом. Орган по сертификации не имел статуса самостоятельного юридического лица, являлся структурным подразделением ООО «ТЕСТ-ГРУПП». За выдачу сертификатов соответствия отвечали руководитель органа по сертификации ФИО8 и эксперт ФИО18. В настоящее время данные лица уволены. Органом по сертификации измерения не проводились, а если и проводились, то только единичных машин. Испытательных центров в России практически нет, остался один Дмитровский полигон, но он не в состоянии провести испытания по всем выданным сертификатам. Сертификаты соответствия на автомобили <данные изъяты> и <данные изъяты> выдавались на основании свидетельства о регистрации транспортного средства и базы данных ранее выданных сертификатов. Эксперт машины не осматривал. Конструктивные изменения в автомобиль орган по сертификации не может внести, он не уполномочен этим заниматься, такие изменения может внести только официальный дилерский центр. Росстандарт обязывал органы по сертификации при выдаче сертификатов принимать во внимание базу ранее выданных сертификатов, но когда выяснилось, что в базе данных значатся сертификаты, выданные с грубыми нарушениями, часть сертификатов была аннулирована, то органам по сертификации было направлено письмо о том, что эта база не является основанием для выдачи сертификата. Эксперт должен был распечатать из базы данные ранее выданного сертификата на аналогичный автомобиль и внести их в архив органа по сертификации, но он этого не сделал, в архиве нет документов, на основании которых эксперт сделал вывод о том, что эти автомобили соответствуют 4 экологическому классу, чем эксперт руководствовался, непонятно. Аналогичные ситуации уже возникали. В большинстве своих случаев, ООО «ТЕСТ-ГРУПП» возвращает владельцам стоимость сертификата. В том случае, если бы орган по сертификации не прекратил свою деятельность, то действие этого сертификата было бы приостановлено, в том случае, если бы экологический класс не подтвердился, то этот сертификат был бы аннулирован самим органом по сертификации, не дожидаясь решения суда. В судебном заседании представители третьего лица - Орловской таможни ФИО9 и ФИО10 возражали против удовлетворения исковых требований. ФИО9 суду пояснила, что ООО «ТЕСТ-ГРУПП», аккредитованным в установленном законом порядке, в качестве доказательной базы обоснованно были приняты представленные заявителем документы на автомобиль: свидетельство о регистрации транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ и использованы сведения, имеющиеся в базе данных Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Представленная ФГУ <данные изъяты> и ООО «<данные изъяты>» информация о том, что автомобиль соответствует экологическому классу Евро 3, действительна на момент его выпуска. ФГУ <данные изъяты>, также как и ООО «ТЕСТ-ГРУПП» руководствовался лишь документальной базой, в то время как в конструкцию автомобиля внесены изменения и автомобиль соответствует экологическому классу евро-4. В материалах дела отсутствуют доказательства с достоверностью подтверждающие, что автомобиль на момент прохождения сертификации не соответствовал экологическому классу Евро 4, что в него не вносились конструктивные изменения. Действия органа по сертификации ООО «ТЕСТ-ГРУПП» по выдаче сертификата соответствия на автомобиль <данные изъяты> не противоречат законодательству, сертификат на настоящий момент является действующим, следовательно, действия Орловской таможни по выдаче ПТС не противоречат законодательству, являются правомерными, поэтому считает, что у суда нет оснований для признания ПТС недействительным. Представитель ФИО10 суду пояснил, что Орловская таможня не может самостоятельно определить экологический класс автомобиля на момент выдачи ПТС. В работе они руководствуются сертификатами в базе данных. Необходимым и достаточным документом для подтверждения экологического класса может служить, в частности, сертификат соответствия, выданный органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке. По сведениям Web-сервера ФТС России экологический класс ввезенного автомобиля третий. По коду производителя, указанному на наклейке, расположенной в багажном отсеке автомобиля, это транспортное средство соответствовало экологическому классу - 3. Для подтверждения экологического класса приобретенного автомобиля на Орловский таможенный пост Орловской таможни был предоставлен сертификат соответствия от ДД.ММ.ГГГГ №, выданный ООО «ТЕСТ-ГРУПП» на ввезенный ФИО15 автомобиль, согласно которому экологический класс транспортного средства 4. Сертификат соответствия является действующим, его действие не прекращено, о чем свидетельствует размещение его на официальном сайте ФТС России. Поскольку на таможенный пост ФИО15 был представлен сертификат соответствия, выданный органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке в период действия аттестата по аккредитации, поэтому ФИО15 был выдан ПТС. В судебное заседание третье лицо ФИО15., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства по месту регистрации, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила. ФИО11, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных исковых требований. Суду пояснил, что приобрел автомобиль <данные изъяты> у ФИО15 год назад за № рублей. Его устроила комплектация, дизельный мотор, механическая коробка передач, кожаный салон. Объявление о продаже автомобиля он нашел через Интернет. При покупке автомобиля ему был предоставлен ПТС, по которому он сверил все номера на машине. Сертификат соответствия ему не предоставлялся. По ПТС автомобиль соответствует 4 экологическому классу. При покупке автомобиля предыдущий владелец не пояснял ему, что вносились какие-либо изменения в автомобиль, а он об этом его не спрашивал, сам никаких изменений в конструкцию автомобиля не вносил. Также ему сообщили, что указанный автомобиль ввезен из Республики Беларусь. Представитель УГИБДД УМВД России по Орловской области, участвующий в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В представленном в адрес суда ходатайстве просит рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя УГИБДД, при вынесении решения полагается на усмотрение суда. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО12, суду пояснил, что ФИО15 является его женой, родом из <адрес>. Ее родственники подсказали им, что можно пригнать автомобиль без регистрации через таможню. Через сайт они нашли автомобиль <данные изъяты>. Пригнав автомобиль в Россию, им сказали, что для того, чтобы получить ПТС, нужен сертификат соответствия, и предоставили список органов по сертификации. Они выбрали ООО «ТЕСТ-ГРУПП» и погнали машину в <адрес>. Утром они машину и пакет документов отдали на сертификацию, а вечером уже забрали. Автомобиль находился в боксе, где делались замеры выхлопа, что делали с автомобилем дальше, он не знает. Полагает, что в ООО «ТЕСТ-ГРУПП» вносились конструктивные изменения в автомобиль. За сертификацию они оплатили № рублей. Получив сертификат, они вернулись в Орловскую таможню, где им выдали ПТС. Год назад они продали указанный автомобиль, в связи с тем, что автомобиль был не очень качественный. Автомобиль продали по объявлению через Интернет. Все документы на автомобиль были переданы покупателю. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ РФ, транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. В целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ Постановлением Правительства РФ № 609 от 12.10.2005 года был утвержден Технический регламент, устанавливающий требования к выбросам автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ. Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Согласно п. 3 Технического регламента под автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации понимается автомобильная техника (колесные транспортные средства, предназначенные, в том числе, для перевозки людей, и подлежащие регистрации в подразделениях ГИБДД МВД РФ), не находившаяся ранее в эксплуатации на территории Российской Федерации, изготовленная в Российской Федерации (в условиях серийного производства и в единичных экземплярах) или ввозимая на срок более чем 6 месяцев на территорию Российской Федерации автомобильная техника независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска, которой является дата оформления паспорта транспортного средства. Объектами технического регулирования в соответствии с п. 4 Технического регламента является автомобильная техника и двигатели внутреннего сгорания, предназначенные для установки на автомобильной технике категорий M 1, максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M 3, N 2, N3, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации. Подпунктом «в» пункта 8 Технического регламента установлены технические требования к автомобильной технике экологического класса 4, в частности, в отношении автомобильной техники категории Ml, M2 максимальной массой не более 3,5 тонн, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН 83-05 с исправлениями и дополнениями (уровень выбросов В), Правилами ЕЭК ООН 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей). Согласно пункту 10 Технического регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 данного регламента. Запрещается выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса. В соответствии с п. 14 Технического регламента с 1 января 2010 года установлен технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания - экологический класс 4. Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания требованиям настоящего регламента определен Правилами ЕЭК ООН (п.12 Регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 года №609). ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН №24), утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 09.12.2003 №356-ст «Об утверждении и введении в действие национального стандарта», установлено обязательное проведение циклов испытаний автомобильной техники. Требования к сертификации продукции (транспортных средств) установлены ГОСТ Р 41.83 - 2004 (Правила ЕЭК ООН №83), предусматривающие в качестве опытных испытаний процедуры проверки работы транспортных средств в различных циклах эксплуатации, в том числе использование статистического метода испытаний на соответствие эксплуатационным требованиям, определение вредных выбросов с отработанными газами после запуска холодного двигателя, определение выбросов оксида углерода в режиме холостого хода, определение выбросов картерных газов, определение выбросов в результате испарения топлива транспортными средствами, оснащенными двигателями с принудительным зажиганием, определение выбросов оксида углерода и углеводородов с отработанными газами после запуска холодного двигателя при низкой температуре и т.д. Согласно ст. 25 Федерального закона «О техническом регулировании» (в редакции, действующей на момент ввоза автомобиля на территорию РФ) обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. Сертификат соответствия включает в себя: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию; наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях; информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия сертификата соответствия. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. В соответствии со ст.26 названного закона ( в редакции, действующей на момент проведения сертификации) обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Орган по сертификации, в частности, привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - аккредитованные испытательные лаборатории (центры)); выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Согласно системному толкованию приведенных выше норм, сертификат соответствия на ввозимые из-за рубежа транспортные средства сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, оформляется и выдается на основании протокола испытаний, выданного аккредитованной на проведение данных работ испытательной лабораторией. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 приобрела в <адрес> через ИП ФИО13 автомашину <данные изъяты>, для личного пользования за № рублей <адрес>, что подтверждается справкой - счет серии № от ДД.ММ.ГГГГ Из свидетельства о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный автомобиль ввезен на территорию <адрес> ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 обратилась с заявлением на Орловский таможенный пост Орловской таможни с просьбой выдать паспорт транспортного средства, на ввезенный из <адрес> автомобиль. Для подтверждения экологического класса приобретенного автомобиля ФИО15 на Орловский таможенный пост Орловской таможни был предоставлен сертификат соответствия от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому экологический класс транспортного средства <данные изъяты> - четвертый. Сертификат соответствия был выдан органом по сертификации ООО «ТЕСТ-ГРУПП», аккредитованным в установленном порядке в период действия аттестата по аккредитации, что подтверждается аттестатом аккредитации органа по сертификации №. В этот же день (ДД.ММ.ГГГГ) должностными лицами Орловского таможенного поста Орловской таможни ФИО15 был выдан паспорт транспортного средства № на автомобиль <данные изъяты>. Согласно информации, предоставленной МОТОТРЭР ГИБДД УМВД по Орловской области исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ автомобиль марки <данные изъяты> в настоящее время зарегистрирован в МОТОР-2 (<адрес>) ГУВД по <адрес> на имя ФИО11 Проверяя довод истца о том, что названный сертификат был выдан ФИО15 органом по сертификации ООО «ТЕСТ-ГРУПП» необоснованно судом установлено следующее. Как видно из сертификата соответствия в графе «проведенные исследования (испытания) и измерения имеется ссылка на протокол экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, ссылок на протоколы сертификационных испытаний (исследований) проведенных по правилам ЕЭК ООН в сертификате соответствия не содержится. Согласно протоколу экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ автомобиль <данные изъяты> соответствует требованиям Специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», экологический класс автомобиля - 4. К такому выводу эксперт пришел на основании представленных ему заявителем следующих документов: заявки на проведение сертификации, свидетельства о регистрации транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ Также в протоколе в качестве основания для выдачи сертификата соответствия имеется ссылка на сведения в базе данных Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, в которую вносятся сведения о ранее выданных органами по сертификации сертификатов на аналогичные автомобили. Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что сертификационные испытания указанного транспортного средства не производились, сертификат соответствия от ДД.ММ.ГГГГ № был выдан на основании экспертизы представленных документов и анализа сведений, имеющихся в базе данных Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. При разрешении спора судом установлено, что для ввозимой на территорию РФ автомобильной техники, бывшей в эксплуатации, при подтверждении её соответствия требованиям Технического регламента письмами заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.05.2006 года № СП-101-32/2551, руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2006 года № ГЭ-101-32/6151, действовавшими на момент выдачи сертификата соответствия, допускалось применение наряду с протоколом испытаний перечня документов, являющихся доказательственной базой при подтверждении соответствия. Указанные письма носили рекомендательный характер и не являются нормативно-правовыми актами. Таким образом, применение метода технической экспертизы документов при проведении сертификации допускалось, при условии наличия доказательственной базы, однозначно подтверждающей соответствие транспортного средства экологическому классу 4. И в тоже время, в том случае, если в конструкцию транспортных средств были внесены изменения, то их соответствие требованиям Технического регламента, могло быть подтверждено только посредством проведения сертификационных испытаний, проведенных испытательными лабораториями, аккредитованными в рамках технического регламента по соответствующим Правилам ЕЭК ООН. Установлено, что по сведениям Web-сервера ФТС России одобренный экологический класс ввезенного ФИО15 на территорию Российской Федерации транспортного средства, определенный по номеру VIN - не выше 3. Автомобиль марки <данные изъяты>, тип транспортного средства <данные изъяты>, может иметь экологические классы от 2 до 4. В этом случае для автомобилей, которые могут быть отнесены одновременно к двум экологическим классам, то экологический класс определяется по коду производителя - Pr. Code, который указывается на наклейке в сервисной книжке автомобиля, копия наклейки расположена в багажном отсеке автомобиля в нише запасного колеса. Автомобиль с кодом <данные изъяты> отнесен производителем к транспортным средствам с 3 экологическим классом. По коду производителя, указанному на наклейке принадлежащего ФИО11 автомобиля <данные изъяты>, расположенной в багажном отсеке автомобиля, это транспортное средство соответствует экологическому классу - 3. Соответствие автомобиля <данные изъяты> экологическому классу Евро-3 подтверждается официальным представителем изготовителя в России ООО «<данные изъяты>», а также специалистами ФГУП «<данные изъяты>». В соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.02.2011 года №733 «О реализации функций Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» в отношении единичных транспортных средств» ФГУП «ВНИИНМАШ» осуществляет функции экспертной организации и одновременно осуществляет государственный контроль экспертного мониторинга выданных сертификатов соответствия на транспортные средства. В целях проверки достоверности сведений и устранения противоречий об экологическом классе автомобиля, изложенных в сертификате соответствия, выданном ООО «ТЕСТ-ГРУПП», Орловской транспортной прокуратурой было направлено письмо в ФГУП <данные изъяты> с просьбой подготовить заключение о правомерности выдачи органом сертификации сертификата соответствия об экологическом классе транспортного средства <данные изъяты>. В ответе ФГУП «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что автомобиль <данные изъяты>, соответствует 3-му экологическому классу, в связи с чем сертификат соответствия ДД.ММ.ГГГГ №, оформленный на указанный автомобиль не может быть признан обоснованно выданным, а содержащаяся в нем информация в отношении экологического класса не может быть признана достоверной. Оснований ставить под сомнение информацию, указанную в ответе ФГУП «<данные изъяты>» у суда не имеется. Поскольку орган по сертификации ООО «ТЕСТ-ГРУПП» применяя при сертификации метод технической экспертизы и не располагая доказательственной базой, однозначно подтверждающей соответствие заявленного транспортного средства установленному Техническим регламентом экологическому классу, суд приходит к убеждению, что при оформлении и выдаче сертификата соответствия от ДД.ММ.ГГГГ № на транспортное средство <данные изъяты> органом по сертификации были допущены нарушения требований Федерального закона №184-ФЗ, Технического регламента, поэтому указанный сертификат подлежит признанию недействительным, а действия органа по сертификации не соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации. Суд не может принять во внимание доводы представителя Орловской таможни, что в материалах дела отсутствуют доказательства с достоверностью подтверждающие, что автомобиль на момент прохождения сертификации не соответствовал экологическому классу Евро 4, что в него не вносились конструктивные изменения, поскольку оформленный ООО «ТЕСТ-ГРУПП» сертификат не соответствует требованиям Технического регламента, при проведении сертификации сертификационные испытания не проводились, уровень выбросов вредных (загрязняющих) веществ не определялся. Суд критически относится к показаниям свидетеля ФИО12 о том, что в ООО «ТЕСТ-ГРУПП» вносились конструктивные изменения в автомобиль и производились замеры выхлопов, поскольку из документов, представленных органом по сертификации по запросу прокурора это не следует. Более того, представитель ООО «ТЕСТ-ГРУПП» в рамках другого аналогичного дела, по которому в тот же день был выдан такой же сертификат, пояснял, что сертификат соответствия на автомобиль <данные изъяты> выдавался на основании свидетельства о регистрации транспортного средства и базы данных ранее выданных сертификатов, эксперт машину не осматривал. Конструктивные изменения в автомобиль орган по сертификации не может внести. В части требований о признания паспорта транспортного средства недействительным судом установлено следующее. Порядок выдачи паспортов транспортных средств (ПТС) на транспортные средства регулируется Положением о паспортах транспортных средствах и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом МВД РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития России от 23.06.2005 года № 496/192/134. В соответствии с п. 57 указанного Положения ПТС выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств. Из пункта 70 Положения также следует, что заполнение строки "Экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, "Одобрениях типа транспортного средства" и "Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям". Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы. При невозможности определения экологического класса транспортного средства (шасси) в соответствии с порядком, установленным в абзаце 1 настоящего пункта, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства (шасси) или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства (шасси), определение экологического класса транспортного средства (шасси) осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке. В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609, паспорта не выдаются. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2009 года №956 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 12.10.2005 года №609 "Об утверждении специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", согласно которым оформление паспортов транспортных средств в отношении автомобильной техники производится при документальном подтверждении ее соответствия требованиям к экологическому классу, действующим на момент оформления паспорта, или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" ( п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.11.2009 года №956). Таким образом, необходимыми условиями для выдачи ПТС их собственникам являются прохождение транспортным средством таможенного оформления, соответствие экологического класса требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 года №609. Поскольку недействительность сертификата соответствия на транспортное средство <данные изъяты>, на основании которого был выдан ПТС, влечет недействительность выданного ФИО15 ПТС на указанный автомобиль, суд считает необходимым признать паспорт транспортного средства серия №, выданный Орловской таможней на транспортное средство <данные изъяты> недействительным. С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Орловского транспортного прокурора в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Орловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «ТЕСТ-ГРУПП» о признании действий органа по сертификации по выдаче сертификата соответствия не соответствующими требованиям законодательства РФ, признании сертификата соответствия и паспорта транспортного средства недействительными, удовлетворить. Признать действия органа по сертификации ООО «ТЕСТ-ГРУПП» по выдаче сертификата соответствия от ДД.ММ.ГГГГ № на транспортное средство <данные изъяты> не соответствующими требованиям законодательства РФ. Признать сертификат соответствия от ДД.ММ.ГГГГ № на транспортное средство <данные изъяты> недействительным. Признать паспорт транспортного средства серия №, выданный ДД.ММ.ГГГГ Орловской таможней на транспортное средство <данные изъяты> недействительным. Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г.Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Решение в окончательной форме будет изготовлено в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Судья Ю.В. Тишаева