о включении периодов работы в общий трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-127/2011 Мотивированное решение изготовлено 07.02.2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2011 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Брандиной Н.В.

При секретаре Новоселовой А.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжкова Олега Петровича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО г. Североморск Мурманской области о включении периодов работы в общий трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Рыжков О.П. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО г. Североморск Мурманской области о включении периодов работы в общий трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В обоснование своих требований указал, что на протяжении более 26 лет осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, работая <данные>. 26 августа 2010 года обратился к ответчику с просьбой назначить досрочную трудовую пенсию по старости, в чём ему было отказано решением от 29.09.2010 года со ссылкой на отсутствие специального трудового стажа, необходимого для досрочного назначения пенсии.

В специальный стаж не были зачтены периоды работы в должности: <данные> в ДЮСШ Центрального стадиона Облсовета ДСО «Труд» с 31.01.1983 г. по 11.03.1983 г.; <данные> в Муниципальном учреждении дополнительного образования Детско-юношеском клубе физической подготовки № 2 Управления образования администрации ЗАТО г. Североморск с 01.09.1999 г. по 31.08.2000 г.; <данные> в Муниципальном учреждении дополнительного образования в Детско-юношеском клубе физической подготовки № 1 Управления образования администрации ЗАТО г. Североморск с 01.09.2000 г. по 23.11.2003 г.; <данные> в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детско-юношеском клубе физической подготовки № 1 с 24.11.2003 г. по 31.08.2008 г., т.к. перечисленные учреждения не предусмотрены Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии в подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее по тексту – Список), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, работа в которых засчитывается в педагогический стаж.

Кроме этого, в специальный стаж не включен период прохождения курсов повышения квалификации с 15.01.1996 г. по 26.01.1996 г.

Не соглашаясь с решением ответчика в части исключения из специального стажа названных периодов работы, а также курсов повышения квалификации, привел доводы о том, что в соответствии с упомянутым Списком работа в указанных должностях в «учреждениях дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» и «детско-юношеских школах всех наименований» засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно педагогической деятельностью, связанной с воспитанием детей, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся детей в самообразовании и получении дополнительного образования.

Привел доводы о том, что Детско-юношеская спортивная школа № 1 г. Североморска была открыта 01.10.1959 г., затем в 1990 году приказом по отделу Народного образования Североморского горисполкома от 28.08.1990 г. переименована в Детский клуб физической культуры № 1 г. Североморска. Впоследствии в 1994 году Постановлением администрации г. Североморска от 21.07.1994 г. Детский клуб был зарегистрирован как Муниципальное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский клуб физической подготовки № 1 Управления образования администрации г. Североморска, который в 2003 году Постановлением администрации г. Североморска от 24.11.2003 г. переименован в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский клуб физической подготовки № 1 ЗАТО г. Североморск. Затем в 2008 году Постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 04.03.2008 г. – в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № 1 ЗАТО г. Североморск.

Аналогичным образом Детско-юношеская спортивная школа № 2 г. Североморска была создана 01.09.1981 года. Затем в 1990 году переименована в Детский клуб физической культуры № 2 г. Североморска, в 1993 году – в Муниципальное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский клуб физической подготовки № 2 Управления образования администрации г. Североморск, в 2003 году – в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский клуб физической подготовки № 2 – Центр Здоровья и мастерства ЗАТО г. Североморск, а в 2008 году – в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № 2 ЗАТО г. Североморск.

Указал, что переименование названных учреждений (школ в клубы и наоборот ) не изменило характер работы педагогов, поскольку не изменились ни учебная нагрузка, ни функциональные обязанности, ни цели, задачи и направления деятельности учреждений. Названные обстоятельства, по его мнению, указывают на тождественность учреждений дополнительного образования детей, а именно Детско-юношеские клубы физической подготовки тождественны Детско-юношеским спортивным школам, что даёт основания для включения указанных спорных периодов в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости исходя из конституционно-правового смысла пенсионного законодательства, которое не может ставить педагогических работников в неравные условия или ограничивать в пенсионных правах.

Сослался на неправомерный отказ во включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку в указанный спорный период за работником сохраняется место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, что является необходимым критерием в смысле положений ст.ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющих условия возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии.

Просил признать незаконным решение ответчика от 29.09.2010 года, включить в специальный стаж периоды работы в должности: <данные> в ДЮСШ Центрального стадиона Облсовета ДСО «Труд» с 31.01.1983 г. по 11.03.1983 г.; <данные> в Муниципальном учреждении дополнительного образования Детско-юношеском клубе физической подготовки № 2 Управления образования администрации ЗАТО г. Североморск с 01.09.1999 г. по 31.08.2000 г.; <данные> в Муниципальном учреждении дополнительного образования в Детско-юношеском клубе физической подготовки № 1 Управления образования администрации ЗАТО г. Североморск с 01.09.2000 г. по 23.11.2003 г.; <данные> в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детско-юношеском клубе физической подготовки № 1 с 24.11.2003 г. по 31.08.2008 г.; курсы повышения квалификации с 15.01.1996 г. по 26.01.1996 г., а также назначить досрочную трудовую пенсию по старости со времени обращения к ответчику, то есть с 26 августа 2010 года, и взыскать с указанного периода на день вынесения решения суда сумму невыплаченной пенсии. Также просил взыскать с ответчика судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины в сумме 200 руб.

В судебном заседании истец полностью поддержал заявленные требования, указав в обоснование доводы, приведенные в иске.

Представитель ответчика по доверенности Завальнюк Л.М. в судебном заседании и представленном письменном мнении на иск, полагала требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Высказала мнение о том, что Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в Детско-юношеских клубах физической подготовки и Стадионах, поскольку они не указаны в перечне учреждений дополнительного образования детей (п. 2 Списка).

Указала, что право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ, однако тождество Детско-юношеских клубов физической подготовки и Детско-юношеских спортивных школ не было установлено.

Также в обоснование возражений сослалась на то, что Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 были утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.

Названными Правилами предусмотрено особое условие зачета в стаж такой работы, а именно п. 12 Правил установлено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от её продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Указала, что у истца отсутствует как факт работы в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, т.к. он работал в должности <данные> в Детско-юношеском клубе физической подготовки № 2 (с 01.09.1999 г. по 31.08.2000 г.) и в должности <данные> в Детско-юношеском клубе физической подготовки № 1 (с 01.09.2000 г. по 31.08.2008 г.), так и отсутствует по состоянию на 01.01.2001 г. необходимый стаж работы, поскольку его стаж на указанную дату составляет – 14 лет 07 месяцев 22 дня.

В разрешении требования о включении в специальный стаж работы периода обучения на курсах повышения квалификации, полагалась на усмотрение суда.

В целом просила оставить исковые требования без удовлетворения.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 26.08.2010 г. Рыжков О.П. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность.

Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморск Мурманской области от 29.09.2010 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по мотиву невозможности включения в стаж периодов работы: в должности <данные> ДЮСШ Центрального стадиона Облсовета ДСО «Труд» с 31.01.1983 г. по 11.03.1983 г.; в должности <данные> в Детско-юношеском клубе физической подготовки № 2 с 01.09.1999 г. по 31.08.2000 г. и в должности <данные> в Детско-юношеском клубе № 1 с 01.09.2000 г. по 31.08.2008 г., т.к. данные учреждения не предусмотрены Списком работ, профессий и должностей, работа в которых засчитывается в педагогический стаж, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Помимо этого, из педагогического стажа исключены курсы повышения квалификации с 15.01.1996 г. по 26.01.1996 г. По состоянию на 26.08.2010 г. стаж педагогической деятельности истца составил 16 лет 07 месяцев 13 дней (л.д. 11).

Не соглашаясь с решением ответчика в части исключения из специального стажа периодов работы в указанных учреждениях, а также курсы повышения квалификации, истец просит включить спорные периоды в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, ходатайствуя об установлении тождественности Детско-юношеских клубов физической подготовки № 1 и № 2, где он работал, Детско-юношеским спортивным школам № 1 и № 2, в которые были переименованы Детско-юношеские клубы физической подготовки с 2008 года. Ссылается на аналогичные должностные обязанности при работе в указанных учреждениях, характер, объем, цели и задачи работы педагогов, свидетельствующие, по мнению истца, о тождественности названных учреждений.

Полагая указанное требование необоснованным, суд руководствуется следующим.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вместе с тем, ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в Детско-юношеских клубах физической подготовки, как и не указаны в качестве таковых и Стадионы, запись о работе на котором в период с 31.01.1983 г. по 11.03.1983 г. имеется в трудовой книжке истца (л.д. 12).

Кроме того, по мнению суда, заслуживают внимания и доводы ответчика об особых условиях исчисления педагогического стажа для назначения досрочной трудовой пенсии, установленных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусмотрены следующие условия.

Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от её продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Как следует из материалов дела, у истца отсутствует как факт работы в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, т.к. он работал в должности <данные> в Детско-юношеском клубе физической подготовки № 2 (с 01.09.1999 г. по 31.08.2000 г.) и в должности <данные> в Детско-юношеском клубе физической подготовки № 1 (с 01.09.2000 г. по 31.08.2008 г.), так и отсутствует второе условие - по состоянию на 01.01.2001 г. необходимый стаж работы, поскольку его стаж на указанную дату составляет 14 лет 07 месяцев 22 дня.

Доводы же истца о возможности установления тождества учреждений, в которых работал истец, суд отклоняет за необоснованностью.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьёй 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Суд соглашается с доводом ответчика о том, что переименование образовательных учреждений было вызвано законодательным изменением образовательной технологии в соответствии с ФЗ от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» в целях приведения документов, обеспечивающих деятельность образовательных учреждений дополнительного образования в соответствие с новым законодательством.

Изложенное свидетельствует о том, что в данном случае имело место переименование в централизованном порядке организаций, содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах, о чем свидетельствуют и представленные истцом документы, на основании которых производилось переименование (л.д. 20, 22, 24-25, 27-28), тогда как вопрос о тождественности учреждений тем, работа в которых даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит решению в судебном порядке только в случае неправильного наименования работодателем учреждения, в котором работал истец.

Вместе с тем суд находит необоснованным отказ ответчика во включении в специальный стаж период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 15.01.1996 г. по 26.01.1996 г. по следующим мотивам.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Принимая во внимание, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также учитывая, что для истца повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, суд приходит к выводу, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Между тем, основываясь на расчете трудового стажа истца по состоянию на 26.08.2010 г. (момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии), общий специальный трудовой стаж истца составляет 16 лет 07 месяцев 13 дней, что не соответствует необходимому условию о 25-летнем стаже для назначения досрочной трудовой пенсии согласно правовым нормам ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» даже при учете спорного периода курсов повышения квалификации.

Таким образом, правового значения для удовлетворения искового требования о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанный спорный период не имеет.

При таких обстоятельствах суд не находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и отказывает в удовлетворении иска.

Иные доводы сторон, представленные в их обоснование доказательства, на существо принимаемого судом решения не влияют.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рыжкова Олега Петровича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Североморский горсуд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Н.В. Брандина

Справка: по состоянию на 11.02.2011 года решение не вступило в законную силу