о признании права на получение процентной надбавки



Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2010 года

Дело Номер

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2010 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Хворостовской Л.А.

При секретаре ФИО1,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3, ФИО4 о признании права на получение процентной надбавки за работу во вредных условиях труда, взыскании недополученной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ФИО3, ФИО4 о признании права на получение процентной надбавки за работу во вредных условиях труда, взыскании недополученной заработной платы, признании за ним права на дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда в количестве 12 календарных дней.

В обоснование заявленных требований, а также в судебном заседании истец указал, что с 27.05.2009 г. работает в ФИО3 слесарем-ремонтником теплохозяйства. В его функциональные обязанности входит: ремонт, монтаж, демонтаж, испытание, регулирование и наладка сложного оборудования котельных установок, агрегатов и машин и сдача после ремонта, слесарная обработка деталей и узлов по 6-7 квалитетам, разработка, ремонт и сборка узлов и оборудования в условиях напряженной и плотной посадок котлов высокого и низкого давления, работающих на твердом топливе (уголь).

В декабре 2009 г. он обратился к командиру ФИО3 с заявлением об установлении доплаты за работу во вредных условиях труда, однако ему было отказано со ссылкой на то, что в ФИО3 не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в связи отсутствием денежных средств.

Находя действия ответчика противоправными, нарушающими его право на дополнительную оплату труда за работу во вредных условиях труда, гарантированное положениями ст.ст. 22, 135, 147 Трудового кодекса РФ, Приказа Минобороны РФ № 555 от 10.11.2008 г., просит признать за ним право на получение спорной надбавки в размере 12% с момента трудоустройства в в/ч 36085, т.е. с 27.05.2009 г., взыскать сумму недополученной заработной платы с учетом надбавки за работу во вредных условиях труда с 27.05.2009 г. по настоящее время. Также просит суд признать за ним право на дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда в количестве 12 календарных дней.

Представитель ответчика ФИО3 по доверенности – ФИО5 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном мнении л.д.22), указал, что условия труда истца подпадают под критерии, дающие право на получение спорной надбавки, но при условии подтверждения вредности условий труда аттестацией рабочего места, по результатам которой будут определены конкретные размеры доплаты. Комиссией войсковой части внутренняя аттестация рабочих мест работников теплохозяйства не проводилась, в связи с отсутствием денежных средств. После проведения аттестации рабочих мест и определения конкретных размеров доплат в процентах к тарифной ставке компенсация работникам теплохозяйства ФИО3 будет произведена.

Также привел довод о том, что должность слесаря-ремонтника всегда была в штате теплохозяйства и до 01.12.2008 г. по этой должности выплачивалась надбавка в размере 12%. При этом, с 01.12.2008 г. и до настоящего времени характер работы, условия труда и функциональные обязанности слесаря-ремонтника не изменились. Не оспаривал, что истец работает во вредных условиях труда в течение всего рабочего времени, а также тот факт, что в журнале учета рабочего времени в отношении истца ведутся записи о его работе во вредных условиях труда.

Представитель соответчика - ФИО4 в судебное заседание представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Возражений по иску не представил.

Третье лицо - Финансово-экономическое управление СФ просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном мнении по иску л.д.19-20) указали, что оплата труда работников занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии со ст.147 ТК РФ производится в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками с нормальными условиями труда.

В соответствии с ч.2 указанной статьи минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правительством РФ принято Постановление от 20.11.2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» и определен минимальный размер повышения, не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Повышение производится по результатам аттестации рабочих мест.

Министерству здравоохранения и социального развития РФ в шестимесячный срок после вступления в силу Постановления поручалось разработать порядок и условия повышения должностных окладов (тарифных ставок) за условия труда.

В настоящее время указанный порядок и условия повышения должностных окладов не определены. До принятия соответствующих правовых актов Минздравсоцразвития Постановление № 870 необходимо применять с учетом действующего законодательства.

Оплата труда гражданского персонала ВС РФ в настоящее время осуществляется в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2008 года № 555 (в редакции МО РФ 2009 г. № 333).

В соответствии с п.50 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей (приложение № 2 к приказу) работникам воинских частей занятых на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (приложение № 3 к Положению) должностные оклады повышаются: на работах с тяжелыми и вредными условиями труда – до 12%; на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда – до 24%.

Повышение устанавливается гражданскому персоналу, отработавшему в расчетом периоде в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Должностной оклад слесарю-ремонтнику теплового хозяйства за работу с тяжелыми и вредными условиями труда может быть повышен за выполнение работ предусмотренных в пунктах 394-405 Перечня (приложение № 3 к Положению), что должно быть подтверждено соответствующим журналом учета выполняемых работ.

Учитывая, что аттестация рабочих мест по условия труда в в/ч 36085 не проведена и подтвердить класс условий труда рабочего места слесаря-ремонтника не представляется возможным, то в соответствии с абзацем 13 ч.1 ст.219 ТК РФ до тех пор, пока условия труда не отвечают требования безопасности, работодатель обязан предоставить ему некоторые компенсации за работу во вредных условиях труда.

На основании изложенного полагают, что на основании п.1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870, если служащим ФИО2 выполнялись требования п.50 Приказа МО РФ 2008 г. № 555, то ему необходимо было установить доплату не менее 4% должностного оклада.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, ФИО2 работает слесарем-ремонтником теплохозяйства ФИО3 с 27.05.2009 года по настоящее время.

Из пояснений представителя ФИО3 следует, что согласно приказу командира ФИО3 с 01.12.2008 г. в войсковой части прекращены выплаты надбавки к должностному окладу за работу во вредных условиях труда и не предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в указанных условиях в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 года, согласно которому предоставление названных гарантий поставлено в зависимость от итогов аттестации рабочих мест.

Истец, полагая, что имеет право на получение процентной надбавки за работу во вредных условиях труда, просит суд признать за ним право на установление к должностному окладу указанной надбавки в размере 12% с 27.05.2009 г. и взыскать с ФИО3 (довольствующего органа ФИО3) сумму недополученной заработной платы, а также признать за ним право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда продолжительностью 12 календарных дней.

Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акта, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату.

Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На основании ст.ст. 146, 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере; оплата в указанных условиях устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Согласно положениям ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей регулируется Приказом МО РФ от 10.11.2008 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».

Так, на основании п. 50 (ранее, до внесения изменений Приказом МО РФ № 333 от 05.05.2009 года – п. 49) «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений МО РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ», являющегося приложением к указанному выше приказу, гражданскому персоналу воинских частей, занятых на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (приложение № 3 к Положению), должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с тяжелыми и вредными условиями труда – до 12 процентов. Повышение устанавливается гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени.

В названном Перечне в разделе I «Работы в тяжелыми и вредными условиями труда в пунктах 394-405 «Обслуживание и ремонт котельных и тепловых сетей» указана работа с вредными условиями труда: выполнение жестяницких работ по обшивке термоизоляции котлов и теплопроводов; выполнение работ по изоляции наружной поверхности горячих котлов дельта-асбестовой и стеклянной изоляцией и битумными материалами; выполнение огнеупорных работ при ремонте производственных печей и котлов в горячем состоянии; выполнение работ по удалению золы и шлака; гибка труб вручную в котельных цехах; завальцовка изделий в котельных цехах; подвозка топлива для котельных вручную и подготовка его к сжиганию; обмуровка котлов в горячем состоянии; обслуживание и ремонт подземных теплопроводов и сооружений тепловых сетей; обслуживание и ремонт паровых и водогрейных котлов, производственных (технологических) печей и оборудования в котельных (котельных цехах), цехах пылеприготовления и на топливоподаче; футеровка и ремонт топок и котлов; чистка котлов в холодном состоянии.

ФИО2 выполняет обслуживание и ремонт, монтаж, демонтаж, испытание, регулирование и наладку сложного оборудования котельных установок, агрегатов и машин, слесарную обработку деталей и узлов по 6-7 квалитетам, разработку, ремонт и сборку узлов и оборудования в условиях напряженной и плотной посадок котлов высокого и низкого давления, работающих на твердом топливе (уголь).

С учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что для признания за истцом права на получение компенсации за работу с вредными условиями труда, необходимо наличие следующих условий: отнесение выполняемой им работы к Перечню работ с вредными условиями труда и выполнение их на протяжении не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Тот факт, что выполняемая истцом работа входит в указанный Перечень (п. 394-405) ответчиками не оспаривается, подтверждается представленными в материалы дела функциональными обязанностями слесаря-ремонтника л.д.12).

В настоящее время порядок выплаты спорной надбавки в ФИО3 урегулирован положениями коллективного договора между работниками – членами профсоюзной организации ФИО3 и командиром ФИО3 на 2009-2011 г.г., принятого 03.03.2009 г. Так, согласно п.2 п.п. А ст. 4.3.2. работникам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда устанавливается до 12% - по результатам аттестации рабочих мест и с учетом рекомендаций профсоюзных органов – из ФОТ.

Также локальный акт содержит указание о том, что если работодатель уклоняется от аттестации рабочих мест по условиям труда или не может выполнить аттестацию по другим причинам – это не является основанием для невыплат работникам положенных сумм. В данном случае следует руководствоваться прежними размерами повышений.

Как установлено судом и не оспаривается ответчиками, Приложением № 3 к ранее действующему коллективному договору (принятому 30.05.2000 г. и действующему до принятия коллективного договора на 2009-2011 гг.) были утверждены размеры надбавок за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, в соответствии с которыми слесарю-ремонтнику теплохозяйства была установлена надбавка в размере 12% к должностному окладу, которая выплачивалась до 01.12.2008 года.

Несмотря на то обстоятельство, что истец был принят на работу 27.05.2009 г., и на момент действия коллективного договора от 30.05.2000 г., не работал, однако, условия труда, характер работы и функциональные обязанности слесаря-ремонтника не изменились.

В силу ст.37 Конституции РФ и ст. 132 ТК РФ оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества. Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.

Поскольку условия труда, характер работы и трудовые функции истца с момента принятия нового коллективного договора на 2009-2011 г.г. по занимаемой ФИО2 должности не изменились, то, несмотря на отсутствие аттестации рабочих мест, учитывая положения ст.ст.37 Конституции РФ и ст.132 ТК РФ, а также приведенные выше положения коллективных договоров от 2000 г. и от 2009 г., суд полагает, что истец имеет право на получение компенсации за работу во вредных условиях труда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь принципами законности, социальной справедливости, учитывая положения ст.132 Трудового кодекса РФ и локальных актов в области оплаты труда, суд признает за истцом право на получение спорной надбавки в размере 12% с момента трудоустройства в ФИО3, т.е. с 12.05.2009 г.

Разрешая вопрос о конкретном размере спорной надбавки за работу во вредных условиях труда, суд не соглашается с мнением представителя ответчика и третьего лица о том, что данная надбавка может быть установлена лишь в минимальном размере, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870 – 4% оклада, поскольку доказательств тому, что наличие вредных производственных фактов на рабочем месте истца отсутствуют либо могут соответствовать минимальному размеру надбавки (4%), ответчиками не представлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь принципами законности, социальной справедливости, учитывая положения ст.132 Трудового кодекса РФ и локальных актов в области оплаты труда, суд признает за истцом право на получение спорной надбавки в размере 12% с момента трудоустройства в ФИО3, т.е. с 27.05.2009 года.

Требования истца о взыскании недополученной заработной платы с 27.05.2009 года по день рассмотрения дела судом также подлежат удовлетворению. Согласно представленному расчету, сумма недополученной заработной платы с 12.05.2009 года по 20.05.2010 г. составляет 10301,69 рублей. Истец с данным расчетом согласен.

Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования ФИО2 о признании за ним права на установление к должностному окладу надбавки за работу во вредных условиях труда в размере 12% и о взыскании недополученных сумм заработной платы.

Вместе с тем, во избежание необоснованного получения надбавки, суд ограничивает выплату спорной надбавки периодом, когда ответчик установленным порядком проведет аттестацию рабочих мест по условиям труда и в соответствии с результатами которой может быть пересмотрен вопрос о выплате спорной надбавки и установлении ее размера.

Требования истца о признании за ним права на дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда в количестве 12 календарных дней суд также полагает обоснованными исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 117 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда является ежегодным и должен предоставляться одновременно с основным отпуском за определенный рабочий год.

В соответствии с ч.2 ст.117 ТК РФ минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правительство РФ Постановлением от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" определило, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие компенсации:

- сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК;

- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

- повышение оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Названным Постановлением Министерству здравоохранения и социального развития РФ поручено в 6-месячный срок после вступления в силу этого Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

В настоящее время до принятия соответствующих нормативных правовых актов Минсоцздравразвития России следует руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями. Порядок применения Списка определен Инструкцией, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20

В соответствии с разделом ХIII «Сварочные Работы» названного Постановления N 298/П-22 слесарю-ремонтнику продолжительность дополнительного отпуска предоставляется в количестве 12 рабочих дней.

Статьей 120 ТК РФ установлено, что дополнительные отпуска (как и основные) исчисляются в календарных днях.

Таким образом, поскольку коллективный договор ФИО3 на 2009-2011 г.г. не содержит указания о продолжительности дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, суд, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами признает за ФИО2 право на дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда в количестве 12 календарных дней.

Суд считает необходимым предоставление данной гарантии также ограничить периодом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в соответствии с результатами которой может быть пересмотрен вопрос о продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска.

Взыскание денежных средств суд производит с ФИО4 как довольствующего финансового органа ФИО3, исходя из особенностей структуры и финансовой подчиненности организаций Министерства обороны РФ.

В связи с чем, ФИО3 суд от ответственности освобождает.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика ФИО3 подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 412,07 руб.

Данный спор суд рассматривает в пределах заявленных требований, на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 - удовлетворить.

Признать за ФИО2 право на установление к должностному окладу надбавки за работу во вредных условиях труда в размере 12% с 27.05.2009 г ода до получения результатов аттестации рабочих мест.

Взыскать с ФИО4 (184601, г. Североморск Мурманской области) в пользу ФИО2 недополученную сумму заработной платы с 27.05.2009 года по 20.05.2010 года в сумме 10301,69 рублей, и государственную пошлину в доход государства в сумме 412,07 рублей.

Признать за ФИО2 право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда в количестве 12 календарных дней до получения результатов аттестации рабочих мест.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Л.А.Хворостовская