об обязании разработки комплекса мер



Дело Номер

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2010 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Койпиш В.В.

при секретаре Логиновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора к ФИО1 об обязании разработки комплекса мер по соблюдению природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФИО1 (далее по тексту – Общество) об обязании разработки комплекса мер по соблюдению природоохранного законодательства, а именно в срок до 01.07.2011 года в установленном порядке получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.

В обоснование иска, а также в судебном заседании природоохранный прокурор указал, что Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой в период с 3 августа по 7 августа 2009 года проведена плановая проверка исполнения Обществом при­родоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности. Общество зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет хозяйственную деятельность по строительству и реконструкции водопроводов, канализации, газопроводов и тепловых сетей, а также по наполнению рынка товарами в интересах населения.

Установлено, что общество имеет стационарные источники выбросов в атмосферный воздух в производственном здании, расположенном по адресу: Мурманская область, ЗАТО г.Североморск ..., часть помещения, оборудованного сооружением искусственной вентиляции, используется для покраски различных изделий при помощи компрессора и пульверизатора. Кроме того, часть помещения цеха, оборудованного вытяжкой, используется обществом для обработки древесины, так же для изготовления отдельных видов продукции применяется электросварка и газорезка.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окру­жающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, кроме прочего, на основе принципов соблю­дение прав человека на благоприятную окружающую среду, а также пре­зумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной дея­тельности.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на ок­ружающую среду относятся, в числе прочих, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбро­сов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осу­ществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентраци­ях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую сре­ду, а под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмо­сферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воз­дух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физи­ческого воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вред­ное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа ис­полнительной власти в области охраны окружающей среды, органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосфер­ный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие усло­вия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно статье 22 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие источ­ники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбро­сов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных фи­зических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" (далее -постановление N 183) предусмотрено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Проверка показала, что в нарушение вышеуказанных требований феде­рального законодательства Общество разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками предприятия не имеет; проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу не разработан; инвентаризация выбросов (за­грязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не проведена.

Таким образом, Общество осуществляет предпринимательскую дея­тельность с нарушениями требований законодательства об охране атмосфер­ного воздуха, что влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Просил обязать ФИО1 в срок до 01.07.2011 года в порядке, установленном действующим законодательством получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников.

Представитель ответчика ФИО1 по доверенности - ФИО2 - в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что 29.01.2010 года, между Обществом и ФИО4 заключен договор, на предмет оценки экологической безопасности ФИО1 с последующим проведением инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предприятии, расчетом массы выбросов и формирование предложений по нормативам предельно допустимых выбросов, со сроком исполнения договора 5 месяцев. В настоящее время Общество предприняло все меры к устранению указанных нарушений.

Представитель третьего лица – ФИО5 - в судебное заседание не явился, представил письменное мнение, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя комитета, иск полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению. В частности указал, что в период с 15 по 17 марта 2010 года ФИО5 была проведена проверка выполнения ФИО1 ранее выданного предписания Номер от 18.09.2009 года по устранению причин административного правонарушения. Согласно акта проверки Номер от 17.03.2010 года ФИО1 указанное предписание в установленный срок (до 15.03.2010 года) не выполнило, а именно: не проведена инвентаризация выбросов вредных веществ, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников; не разработан проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, не получено разрешение на выброс вредных веществ. В связи с чем, ФИО1 при осуществлении деятельности, нарушает требования природоохранного законодательства, а именно ст.ст.12,14, 22 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

По результатам проведенной проверки материалы дела были направлены в Мурманскую межрайонную природоохранную прокуратуру, для работы в рамках полномочий в соответствии со ст.45 ГПК РФ.

Для того, чтобы получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений, требуется на основании методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух провести ряд мероприятий, в том числе провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, а также разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ. Просил иск удовлетворить.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, ФИО1 зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и состоит на учете в Межрайонной ИФНС №2 по Мурманской области 19.04.2005 годал.д.14).

Согласно Уставу предприятия в редакции от 06.03.2009 года участником Общества является – физическое лицо ФИО3 Основным видом общества является сбор, вывоз и переработка твердо-бытовых отходов.

Природоохранный прокурор, установив, что Общество осуществляет свою деятельность с нарушениями требований в области природоохранного законодательства РФ, а именно не разработав проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, не получив специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не проведена инвентаризация выбросов веществ в атмосферный воздух и их источников, что влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, просит обязать ответчика в срок до 01.07.2011 года получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, разработать в установленном порядке проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников.

Требования истца суд признает обоснованными, обусловленными рядом законодательных актов РФ.

Так, в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную среду, окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Федеральный Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окру­жающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Кроме того, закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окру­жающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, кроме прочего, на основе принципов соблю­дение прав человека на благоприятную окружающую среду, а также пре­зумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной дея­тельности.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на ок­ружающую среду относятся, в числе прочих, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбро­сов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осу­ществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентраци­ях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую сре­ду, а под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмо­сферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воз­дух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физи­ческого воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вред­ное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа ис­полнительной власти в области охраны окружающей среды, органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосфер­ный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие усло­вия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно статье 22 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие источ­ники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбро­сов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных фи­зических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" (далее -постановление N 183) предусмотрено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Ведение предприятием деятельности по несанкционированному выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу без проведения указанных мероприятий, получения необходимой разрешительной документации создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью людей, проживающих рядом с предприятием, поскольку невозможно проконтролировать оказываемое им негативное воздействие.

Как следует из материалов дела, Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения при­родоохранного законодательства РФ в деятельности ФИО1

Установлено, что Общество, осуществляет деятельность по строительству и реконструкции водопроводов, канализации, газопроводов и тепловых сетей, а также по наполнению рынка товарами в интересах населения.

Хозяйственная деятельность осуществляется обществом по адресу: Мурманская область, ЗАТО г.Североморск, ... на основании договора аренды Номер от 01.07.2008 года.

Общество имеет стационарные источники выбросов в атмосферный воздух. Так, в производственном здании по адресу: Мурманская область, ЗАТО г.Североморск ..., часть помещения, оборудованного сооружением искусственной вентиляции, используется для покраски различных изделий при помощи компрессора и пульверизатора. Кроме того, часть помещения цеха, оборудованного вытяжкой, используется обществом для обработки древесины, так же для изготовления отдельных видов продукции применяется электросварка и газорезка.

В нарушение вышеуказанных требований феде­рального законодательства ФИО1 разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками предприятия не имеет; проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу не разработан; инвентаризация выбросов (за­грязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не проведена.

Данные факты подтверждаются актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ФИО1 от 17.03.2010, составленного государственным инспектором по охране природы Комитета природопользования и экологии Мурманской области, протоколом об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении на­чальника секции имущества и эксплуатации ФИО1 и постановлением о его привлечении к административной ответственности и другими документами представленными в материалы дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 осуществляет предпринимательскую дея­тельность с нарушениями требований законодательства об охране атмосфер­ного воздуха, что влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, удовлетворяя иск в полном объеме.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения в срок до 01.07.2011 года. Суд полагает такой срок разумным и достаточным для реального исполнения ответчиком настоящего решения и устанавливает срок для его исполнения до 01.07.2011 года.

Согласно выданному ФИО5 предписанию от 18.09.2009 года ФИО1 обязан предоставить контролирующему органу отчет о его выполнении в срок до 20.03.2010 года. Однако данное обстоятельство не может влиять на существо принимаемого решения.

Суд рассматривает спор в пределах заявленных требований, на основании представленных доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Мурманского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать ФИО1 в срок до 01.07.2011 года в порядке, установленном действующим законодательством, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих» веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.

Взыскать с ФИО1 ... госпошлину в доход государства в сумме 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Североморский горсуд в течение 10 дней.

Председательствующий В.В.Койпиш