Дело № 2-1073/ 2010
Решение
Именем Российской Федерации
21 июля 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Сажневой Н.Л.,
при секретаре Яковлевой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановой Ольги Владимировны об оспаривании действий межрайонного отдела УФМС России по Мурманской области в г.Североморске
установил:
Иванова О.В., действуя в своих интересах, а также как законный представитель своего несовершеннолетнего сына ФИО1, Дата г.рождения,. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что в связи с переводом её мужа ФИО2 из ... к новому месту службы в в/ часть 1 г. Североморска он обратился в межрайонный отдел управления Федеральной Миграционной службы по Мурманской области в г. Североморске с заявлением о регистрации его и членов его семьи по месту жительства в /ч 1, т.к. квартирой не обеспечен.
В ответ на заявление им получен отказ, за подписью начальника межрайонного отдела УФМС в г. Североморске от 26 июня 2010 года. В обоснование отказа сообщалось, что приказом ФМС РФ от 23 декабря 2009 №364 в п. 70 Административного регламента, введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208, внесены изменения, согласно которых при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Войсковая часть 1, куда переведён её муж, не имеет в своем адресе улицы и номеров домов. В пункте 5 Положения о филиале - войсковая часть 1 федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 2 указано место нахождение и почтовый адрес войсковой части 1: 184600, Мурманская область, г. Североморск.
В соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления, ЗАТО г. Североморска.
Полагает, что отказ в регистрации её и сына ФИО1, как членов семьи военнослужащего, по месту жительства в в/ч 1 противоречит Закону РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, право места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которых военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
В судебном заседании Иванова О.В. доводы заявления поддержала, также пояснила, что без оформления регистрация она не может встать на учет в Центре занятости населения для трудоустройства, ей и детям не могут оформить новые медицинские полисы, она не может поменять страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, а также не может выехать из ЗАТО и въехать, т.к. у мужа также нет регистрации по месту жительства в ЗАТО, ей не могут оформить и пропуск для проезда в Североморск. В настоящее время она не имеет никакой регистрации на территории РФ, т.к. с регистрации по последнему месту жительства в ..., ... снялась в связи со сдачей квартиры и переездом к новому месту службы мужа в г.Североморск.
Кроме того, отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания, а также въезд на территорию ЗАТО и проживание в нем без регистрации, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.15 КоАП РФ и ст. 20.19 КоАП в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей и от ста до одной тысячи рублей соответственно.
В связи с указанным просит обязать межрайонный отдел УФМС по МО в г.Североморске зарегистрировать её, а также её несовершеннолетнего сына ФИО1 по месту жительства по адресу: Мурманск обл., г. Североморск, войсковая часть 1, как членов семьи военнослужащего.
Представитель заинтересованного лица - межрайонного отдела УФМС по МО в г.Североморске Шмелёва Н.Г. с заявлением не согласилась, указала, что отказа в регистрации не было, в ответе, направленном заявителю, было указано, что необходимо указать адрес воинской части без ссылки на её номер. При поступлении материалов, оформленных в соответствии с действующим законодательством, заявитель и члены семьи будут зарегистрированы. При этом не отрицала, что в настоящее время у в/ч нет общепринятого адреса с указанием улицы и дома, в связи с чем, заявитель не может быть зарегистрирован при в/ч.
Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд находит доводы заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, Иванова О.В. является женой военнослужащего ФИО3, который с мая 2010г.проходит службу по контракту в в/ч 1.Североморска, куда прибыл к новому месту службы в мае 2010г,. в связи с переводом из ..., .... Вместе с ним прибыли члены его семьи – жена и двое детей. Квартиру, где были зарегистрированы все члены его семьи, ФИО2 сдал в установленном порядке, о чём имеется справка ... КЭЧ. Соответственно все члены семьи сняты с регистрационного учета. До получения служебного жилья, Иванов обратился в Североморский отдел УФМС по Мурманской области с заявлением о регистрации его и членов его семьи по месту жительства при в/ч 1, представив все необходимые для этого документы. Однако письмом за подписью начальника отдела УФМС документы были возвращены, со ссылкой на то, что необходимо указать адрес местонахождения воинской части, что предусмотрено п.70 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ ( в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364). Фактически УФМС отказал в регистрации заявителя и членов его семьи по месту жительства, т.к. в/ч, где он проходит службу, не имеет адреса (названия улицы и номер дома) и указать его он не может.
Указанные действия суд полагает неправомерными, нарушающими права и законные интересы Ивановой О.В. и её сына права которого она защищает, как законный представитель, в силу ст.64 СК РФ.
Частью 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации конституционные права граждан могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 1 ГК РФ.
Согласно Закону РФ № 1541-1 от 25 июня 1993 г «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713. каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Граждане обязаны регистрироваться по месту своего жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию;
Право военнослужащего и членов их семей на регистрацию по адресу войсковой части предусмотрено ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги и алфавитные карточки родителей (усыновителей (опекунов). Согласно п.28 Правил, указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Пункт 70 Административного регламента, введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208( в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364) предусматривает, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Вместе с тем, Административный регламент, устанавливая порядок регистрации военнослужащих и членов их семей при войсковых частях, не определяет порядок регистрации граждан в случае, если войсковая часть не имеет в своем почтовом адресе наименование улицы и номер дома. В связи с чем, до урегулирования данного вопроса на федеральном уровне, по мнению суда УФМС не может ссылаться на положения Административного регламента, и должно руководствоваться прямыми нормами закона, который имеет большую юридическую силу, чем ведомственный нормативный акт.
Общий порядок регистрации военнослужащих по месту дислокации воинских частей установлен пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Из п.4 представленного Положения о филиале войсковая часть 1 является филиалом федерального бюджетного учреждения – войсковая часть 2 и имеет место нахождения и почтовый адрес:184600, Мурманская обл., г.Североморск. В адресе данной воинской части наименования улицы и дома не имеется, в связи с чем заявитель не имеет реальной возможности его указать. До 2010г., военнослужащие и члены их семей, до получения жилых помещений, регистрировались по месту жительства при в/ч, где проходили службу, без указания улицы и номера дома.
При этом проживание Ивановой О.В. без регистрации ведёт к ограничению её прав на получение бесплатной медицинской помощи, обеспечения детей местами в детских образовательных учреждениях, трудоустройства, социальных мер защиты, определенных для военнослужащих и членов их семей ФЗ «О статусе военнослужащих»
Кроме того, вынужденное проживание заявителя без регистрации может повлечь для неё негативные последствия, т.к. отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания, а также въезд на территорию ЗАТО и проживание в нем без регистрации, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.15 КоАП РФ и ст. 20.19 КоАП.
Также суд учитывает, что в соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления, ЗАТО г. Североморска.
Таким образом, возврат документов, поданных на регистрацию и фактический отказ в регистрации по месту жительства, нарушает права заявителя и членов его семьи, предусмотренные Конституцией РФ и Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и «О статусе военнослужащих»
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-257, 194-199, ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Ивановой Ольги Владимировны удовлетворить.
Признать незаконным отказ межрайонного отдела УФМС России по Мурманской области в г.Североморске в регистрации заявителя и её несовершеннолетнего сына ФИО1, Дата года рождения, по месту жительства в/ч 1.
Обязать межрайонный отдел УФМС России по Мурманской области в г.Североморске зарегистрировать Иванову Ольгу Владимировну и несовершеннолетнего ФИО1, Дата г.рождения, по адресу: Мурманская обл., г.Североморск, в/ч 1.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Н.Л. Сажнева