о признании права на получение денежных выплат как ветеран боевых действий



Мотивированное решение изготовлено 13.09.2010

Дело № 2-1357/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2010 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Брандиной Н.В.

при секретаре Новоселовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алдошина Андрея Борисовича к ФИО1 о признании права на получение денежных выплат как ветерану боевых действий,

УСТАНОВИЛ:

Алдошин А.Б. обратился в суд с иском к ФИО1 (далее по тексту – ФИО1) о признании права на получение денежных выплат как ветерану боевых действий, указав в обоснование исковых требований, что с августа 1975 года по январь 1995 года проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. В период службы в июне-июле 1986 года в составе в/ч ... при исполнении служебных обязанностей принимал участие в боевых действиях на территории Народной Республики Ангола, за что был награжден медалью «За боевые заслуги».

27 апреля 2009 года на его обращение о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» военкомат г.Североморска и Островного ответил отказом. Отказ получил также в военкомате Мурманской области.

23 июня 2009 года обратился в Североморский городской суд с иском о признании его ветераном боевых действий и обязании военкоматов г.Североморска, Островного и Мурманской области выдать ему удостоверение «Ветеран боевых действий». Решение суда от 05.10.2009 было обжаловано в Мурманский областной суд, определением которого от 18.11.2009 его требования признаны обоснованными. 20.01.2010 Военкоматом Мурманской области ему было выдано удостоверение «Ветеран боевых действий», 22.01.2010 получил справку об участии в боевых действиях.

02 февраля 2010 года представил документы в ФИО1 для постановки на учет согласно ФЗ «О ветеранах», а 08.02.2010 – обратился за разъяснениями по вопросу порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий. 04.03.2010 ответчик представил письменный отказ в назначении ЕДВ с 27.04.2009 г., а также в выплате денежной компенсации в связи с отказом от набора социальных услуг.

Данный отказ ответчика полагает незаконным, поскольку права и льготы как ветерану боевых действий должны предоставляться ему с 27.04.2009 – момента обращения за получением удостоверения «Ветеран боевых действий». Задержка в выдаче ему удостоверения и, соответственно, несвоевременность обращения в ФИО1 за получением мер социальной поддержки произошли не по его вине.

Полагая, что его права на получение мер социальной поддержки нарушены, просил взыскать с ответчика ежемесячную денежную выплату за период с 27.04.2009 по 31.12.2009, денежные средства на оплату предоставления набора социальных услуг за период с 01.01.2010 по настоящее время и обязать выплачивать их до 31.12.2010.

В судебном заседании истец свои требования поддержал по доводам, приведенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Ответчик – ФИО1 - в судебное заседание представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о времени и месте судебного разбирательства извещен. Представил письменное мнение по иску, в котором просил в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.

Так, указал, что Алдошин А.Б. 02.02.2010 обратился в ФИО1 с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предъявив удостоверение ветерана боевых действий, выданное 20.01.2010 Военным комиссариатом Мурманской области.

Решением ФИО1 от 04.02.2010 Номер истцу назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в размере 1699 руб., в том числе на оплату предоставления набора социальных услуг направлена сумма в размере 641 руб.

Требования истца полагает незаконными и необоснованными, поскольку реализация права на социальную выплату, предусмотренную статьей 23.1 ФЗ «О ветеранах», имеет согласно Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 № 294, заявительный характер, назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. В соответствии с указанными положениями выплата истцу назначена с 02.02.2010, т.е. со дня обращения в ФИО1 с соответствующим заявлением.

Указал, что справка военкомата от 22.01.2010 о праве Алдошина А.Б. на получение мер социальной поддержки с 01.01.2009 в данном споре не имеет правового значения, поскольку момент назначения ЕДВ органами Пенсионной фонда РФ установлен правовым актом. Справка лишь отражает момент возникновения права на выплату, которое не было реализовано истцом до 02.02.2010.

Полагает, что, поскольку отказ военкомата в выдаче Алдошину А.Б. удостоверения ветерана боевых действий признан судом неправомерным, требование истца о выплате ему ЕДВ за период с 27.04.2009 по 01.02.2010 должно быть обращено к военкомату в виде требования о возмещении убытков (вреда) в размере неполученной денежной суммы за спорный период.

Также указал, что такая мера государственной социальной помощи ветеранам боевых действий как предоставление набора социальных услуг включает в себя дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, изделиями медицинского назначения, предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Набор социальных услуг (НСУ) в соответствии со схемой выплат, установленной Законом, предоставляется при назначении ЕДВ (с даты ее назначения) в обязательном порядке. Гражданин имеет право на получение НСУ в натуральной форме, при этом «денежная» часть выплаты предоставляется с вычетом стоимости НСУ.

Периодом предоставления НСУ является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему этих услуг является период с даты приобретения права на их получение до 31 декабря текущего года. В отношении истца этот период составляет с 02.02.2010 по 31.12.2010.

Гражданин, имеющий право на получение НСУ, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган ПФР, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Допускается отказ от получения НСУ полностью или частично. Применение законодателем слова «допускается» свидетельствует о том, что предоставление НСУ в натуральной форме первично по отношению к выплате НСУ в денежной форме.

Заявление об отказе от получения социальных услуг подается до 01 октября текущего года на период с 01 января года, следующего за годом подачи такого заявления. В таком случае сумма ЕДВ с начала указанного периода и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления набора социальных услуг (услуги), будет выплачиваться без вычета стоимости НСУ.

Алдошину А.Б. было разъяснено, что он имеет право обратиться с заявлением об отказе от получения социальных услуг в ФИО1 в срок до 01.10.2010, при этом с 01.01.2011 сумма ЕДВ будет выплачиваться ему без вычета стоимости набора социальных услуг.

На основании изложенного просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец является ветераном боевых действий, о чем ему 20 января 2010 года Военным комиссариатом Мурманской области выдано удостоверение (л.д.8).

Как следует из материалов дела, пояснений истца, с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий в Военный комиссариат г.Североморска и Островного он обратился 27 апреля 2009 года, однако в выдаче удостоверения ему было отказано. Аналогичный отказ поучил и в Военном комиссариате Мурманской области, в связи с чем был вынужден обратиться в суд с иском о признании его ветераном боевых действий и обязании военкоматов г.Североморска и Островного и Мурманской области выдать ему удостоверение «Ветеран боевых действий». Вынесенное по делу решение суда было обжаловано в Мурманский областной суд, которым его требования признаны обоснованными.

После получения удостоверения 02 февраля 2010 года обратился в ФИО1 с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Федеральным законом «О ветеранах», которая и была ему предоставлена со дня обращения в УПФ.

Истец, полагая, что выплата должна быть ему назначена с 27 апреля 2009 года, то есть с даты обращения в военный комиссариат с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, просил взыскать ежемесячную денежную выплату за период с 27.04.2009 по 31.12.2009, а также взыскать денежные средства в счет предоставления набора социальных услуг за период с 01.01.2010 по настоящее время и обязать ответчика производить данные выплаты до 31.12.2010.

Однако суд полагает доводы истца ошибочными по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» гражданам, являющимся ветеранами боевых действия из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 п.1 ст.3 указанного Федерального закона, установлена ежемесячная денежная выплата.

При этом Федеральный закон вопросы назначения ЕДВ не регулирует, не содержит норм, устанавливающих момент, с которого должна назначаться ЕДВ, и предусматривает, что ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п.7 ст.23.1.).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации" таким органом является указанное Министерство.

В рамках реализации предоставленных полномочий Минздравсоцразвития РФ Приказом от 30.11.2004 № 294 утвердило Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, который регулирует вопросы установления ежемесячной денежной выплаты, в том числе и процедуру обращения за данной выплатой.

В соответствии с п.8 указанного Порядка для назначения ежемесячной денежной выплаты граждане подают соответствующее письменное заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Согласно п.14 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за ежемесячной денежной выплатой считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через десять дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами (п.15).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что отнесение гражданина к категории лиц, имеющих право на ЕДВ (наделение в данном случае статусом ветерана боевых действий) является основанием для получения права на указанную социальную выплату, но не моментом её получения, поскольку реализация этого права имеет заявительный характер.

Как следует из материалов дела, ежемесячная денежная выплата назначена истцу с 02.02.2010, то есть со дня его обращения в ФИО1 с заявлением о назначении указанной выплаты в установленном порядке, таким образом нарушений прав истца на получение выплаты со стороны ответчика суд не усматривает.

То обстоятельство, что, как указывает истец, несвоевременное обращение в ФИО1 с заявлением о назначении ЕДВ произошло не по его вине, а в связи с отказом военным комиссариатом в выдаче удостоверения ветерана труда и последующими в связи с этим судебными разбирательствами, в настоящем споре значения не имеет, основанием для выплаты ЕДВ за период, предшествующий обращению с заявлением в ФИО1, с учетом установленного действующим законодательством порядка, не является.

Кроме того, суд полагает необоснованными и требования истца о взыскании в его пользу денежных средств в счет предоставления набора социальных услуг за указанный им период.

Предоставление набора социальных услуг как мера социальной поддержки отдельным категориям граждан предусмотрено Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно п.3 ст.6.1. Федерального закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".

В состав предоставляемого набора социальных услуг, в соответствии с п.1 ст.6.2. указанного Федерального закона, включаются такие социальные услуги, как дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (подпункт 1), бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подпункт 2).

Согласно положениям ст.6.3. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 указанного Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец имеет право на получение набора социальных услуг в период с 02.02.2010 (момента обращения в УПФ с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты) до 31.12.2010.

Указанный Федеральный закон предусматривает предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, т.е. в натуральной форме. При этом ежемесячная денежная выплата предоставляется с вычетом стоимости набора социальных услуг (п.2 статьи 6.5). Вместе с тем гражданам предоставлена возможность выбора - получать набор социальных услуг или ежемесячную денежную выплату с учетом его стоимости.

Так, в соответствии с п.3 статьи 6.3. Федерального закона гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

Аналогичные положения предусматривает Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328, а также Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328.

Оценивая вышеприведенные нормы, суд соглашается с доводами ответчика о том, что истец вправе обратиться с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг в ФИО1 в срок до 01.10.2010, при этом сумма ЕДВ должна будет выплачиваться ему без вычета стоимости таких социальных услуг с 01.01.2011. Оснований для выплаты истцу стоимости набора социальных услуг за спорный период с учетом установленного законодательством порядка, не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу, что права Алдошина А.Б. на получение ежемесячной денежной выплаты, набора социальных услуг ответчиком не нарушены, ФИО1 действовало в соответствии с требованиями действующего законодательства. Разъяснения, данные истцу ответчиком о порядке обращения за назначением спорных выплат, порядком их предоставления, правильны и обоснованы.

На основании изложенного суда отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алдошина Андрея Борисовича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Североморский горсуд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Н.В. Брандина

СПРАВКА: по состоянию на 17.09.2010г. решение не вступило в законную силу.