о взыскании надбавки к заработной плате



Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2010 года.Дело № 2-1299/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2010 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Койпиш В.В.,
при секретаре Логиновой М.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чубук Людмилы Ивановны к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по заработной плате.

В обоснование иска указала, что работает с 06.05.2005г. в ФИО1 в должности .... При обращении в мае 2010 г. в ФИО3 разъяснено, что в соответствии с п.49 «б» и п. 52 раздела III приложения 2 к Приказу МО РФ № 555 от 10.11.2008г. работникам военизированной охраны, назначенным в состав караула для охраны особо важных режимных объектов должностные оклады повышаются на 15 %, а за охрану вооружения устанавливается компенсационная выплата в размере 50% к должностному окладу. 29.05.2010г. она обратилась в ФИО1 с письменным заявлением об установлении 50% компенсационной выплаты, исходя из оклада, установленного с учетом повышения на 15%-ную надбавку за несение боевого дежурства, а также о выплате перерасчета недополученной зарплаты за ноябрь, декабрь 2008, 2009, 2010 года, а также просила аналогичным образом производить расчет компенсационной выплаты в дальнейшем, однако ответ не получен до настоящего времени. Также указала, что в дополнительном соглашении к трудовому договору с 01.12.2008г. установлен должностной оклад с 15%-ной надбавкой в размере 5405 руб. Согласно расчетным листкам заработной платы, начисление компенсационной выплаты в размере 50% за охрану вооружения производится к окладу без учета указанной 15%-ной надбавки. Все остальные начисления производятся исходя из повышенного оклада. Сослалась на то, что в иных войсковых частях СФ начисление 50%-ной компенсационной выплаты производится из расчета повышенного оклада. Просила взыскать перерасчет компенсационных выплат исходя из оклада в сумме 5405 руб. с 01.12.2008 г. по 31.12.2008г., с 01.01.2009г. по 31.12.2009г., с 01.01.2010г. по 01.07.2010г., с учетом индексации роста цен, в порядке ст. 134 ТК РФ. Также просили признать право в дальнейшем производить компенсационную выплату к окладу в размере 5405 руб.

Истица в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Ответчик - ФИО1 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представил письменное мнение, в котором с иском не согласился, указал, что в соответствии с п.49 раздела III к Приказу Министра обороны РФ от 10.11.2008г. № 555 (вместе с Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений МО РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ), вступившим в силу 01.12.2008г., повышение оклада на 15% за несение боевого дежурства ... выплачивается ежемесячно.

Ответчик ФИО2 также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном мнении указал, что установление и выплата оспариваемых повышений и надбавок предусмотрена п.49, п.52 раздела III Приказа Министра обороны 2008г. № 555. В данном документе указано, что перечни воинских частей, профессий и должностей гражданского персонала, привлекаемого к несению боевого дежурства, утверждаются заместителями Министра обороны РФ, главнокомандующими видами Вооруженных Сил РФ, командующими войсками округов, флотов, родами войск Вооруженных Сил РФ, по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ и Департаментом социальных гарантий Министерства обороны РФ. Компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) устанавливается гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению ..., непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной ..., т.е. должности указанных работников должны быть включены в штат данных организаций. В соответствии с приложением № 3 к приказу Министра обороны 2008г. № 555 надбавки и доплаты должны быть включены в годовой фонд оплаты труда. Годовой фонд оплаты труда проверяется соответствующим распорядителем средств федерального бюджета и может быть уменьшен (увеличен) в зависимости от доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Также, в соответствии со ст. 41 данные повышения и надбавки должны быть отражены в коллективном договоре.

Третье лицо - ФИО3 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном мнении указало, что оплаты труда гражданского персонала войсковых частей осуществляется в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583». Работникам военизированной охраны, назначенным в состав караула, для охраны особо важных и режимных объектов в соответствии с п.49 «в» раздела III приложения 2 к Приказу МО РФ № 555 от 10.11.2008г. должностные оклады повышаются на 15 %, а за охрану ... в соответствии с п.52 устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50 процентов. В соответствии с Порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей (приложение № 3 к приказу МО РФ 2008г. № 555) должностные оклады работникам, имеющим право на их повышение увеличивается на процент увеличения, т.е. устанавливается новый должностной оклад. Все выплаты компенсационного и стимулирующего характера рассчитываются от повышенного должностного оклада. С учетом изложенного требования истиц о компенсационной выплате за охрану ... в размере 50% от повышенного должностного оклада признало обоснованными.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, истица работает в ФИО1 с 06.05.2005г. в должности ....

Согласно положениям ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей в настоящее время регулируется Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».

Системы оплаты труда гражданского персонала воинских частей, включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом Министра обороны № 555 от 10.11.2008 года утверждено «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных сил Российской Федерации» (Приложение № 2).

Согласно пункту 6 указанного Положения рабочим других бюджетных учреждений и воинских частей тарифные ставки устанавливаются руководителем бюджетного учреждения (воинской части) в размерах, предусмотренных для соответствующей группы по размерам тарифных ставок (таблицы № 84 и 85 раздела II приложения № 1 к настоящему Приказу).

Разделом III Приказа № 555 определены особенности оплаты труда гражданского персонала воинских частей, в частности установления должностных окладов, пунктом 49 п.п. «в» которого предусмотрено повышение должностного оклада (тарифной ставки) рабочим воинских частей за работу в особых условиях за несение боевого дежурства в составе боевых расчетов и команд и в составе караулов, назначаемых от подразделений военизированной охраны для охраны особо важных и режимных объектах на 15%.

Пунктом 9 Положения гражданскому персоналу, имеющему право на повышение, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). В случаях, когда гражданский персонал имеет право на повышения одновременно по нескольким основаниям, размеры повышений складываются и на сумму процентов увеличивается должностной оклад (тарифная ставка).

Дополнительным соглашением к трудовому договору истице с 01.12.2008 года в связи с введением новых систем оплаты труда на основании Приказа МО РФ от 10.11.2008г. № 555 установлен должностной оклад в размере 5405 руб., т.е. увеличенный на размер повышения – 15% надбавку за несение боевого дежурства.

Пунктом 52 раздела III подраздела Приложения № 2 «Условия, размеры и порядок установления выплат компенсационного характера» гражданскому персоналу (работникам ...) арсеналов, центров, баз, складов по хранению ..., непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной ... устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50 процентов.

Согласно сообщению ФИО1, на территории ФИО1 склад вооружения, прописанный в штате 70/215-51, утвержденный директивой ГШ ВМФ Номер от 17.03.2005года, фактически имеется, но по штату 70/205-53 (03), утвержденному директивой ГШ ВМФ Номер и Номер от 16.11.2009 года, он поименован склад ФИО1. ... в нем хранятся в том же количестве что и ранее. Склад ФИО1 охраняет ... как и прописано «Табелем постам ...» и «Инструкцией часовому поста № 1 ...».

Истица, занимая должность ... ФИО1, в соответствии со своими должностными обязанностями, должностными обязанностями ..., «Инструкцией часовому поста № 1 ...» отвечает за боевую готовность личного состава группы, за сохранность ... во время несения службы в карауле; ему подчиняется личный состав команды группы, она обязана правильно распределять подчиненных смены по постам (в том числе и на пост № 1), вести журнал учета рабочего времени личного состава группы, что не оспаривается работодателем.

В целом право истицы на получение компенсационной выплаты за охрану ... работодателем не оспаривается, что также подтверждается справкой ФИО1 о том, что компенсационная выплата гражданскому персоналу ... по хранению ... в размере 50% закладывалась в фонд заработной платы, однако без учета 15 процентов повышения тарифной ставки. Кроме того, как следует из представленных истицей расчетных листков, начисление данной выплаты производилось в размере 50 % к окладу без учета 15%-ной надбавки.

Требование истицы сводится к перерасчету 50%-ной компенсационной выплаты на повышенный оклад за счет 15%-ной надбавки за несение боевого дежурства, определенный условиями трудового договора, т.е. оспаривается порядок начисления заработной платы.

Позицию работника и ФИО3 по вопросу порядка (принципа) начисления указанной компенсационной выплаты к окладу, являющегося предметом данного спора, суд полагает ошибочной, основанной на неверном толковании законодательства.

Пунктом 9 раздела I «Положения о системе оплаты труда…» предусмотрено увеличение гражданскому персоналу, имеющему право на повышение, должностного оклада на размер повышения (надбавки), с установлением нового должностного оклада.

Рабочим воинских частей пунктом 49 «в» раздела III Приказа № 555 предусмотрено повышение должностного оклада на 15%-ную надбавку за несение боевого дежурства, однако указанное повышение оклада предполагается при наличии определенных обстоятельств, а именно при условии несения работником боевого дежурства (караульной службы) в течение месяца не менее 10 смен (караула) при 12-часовом или не менее 5 смен (караула) при 24-часовом графике работы.

Следовательно, указанная величина должностного оклада истицы не является постоянной, зависит от графика работы и количества отработанных работником смен в течение месяца.

Так как пунктом 49 «в» раздела III Приказа № 555 предусмотрено повышение должностного оклада (при соблюдении определенных условий), то указанное повышение производится в порядке, установленном пунктом 9 Положения, путем установления нового должностного оклада.

Требуемая истицей 50%-ная выплата к должностному окладу по охране ... является компенсационной выплатой к должностному окладу в связи с особыми условиями труда работников, а не повышением должностного оклада, порядок которого предусмотрен п.9 Положения, следовательно, данная компенсационная выплата должна начисляться на должностной оклад, установленный по занимаемой работником должности ведомственным локальным нормативным актом.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются в частности условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. Под оплатой труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части второй статьи 57 Трудового кодекса РФ обязательными условиями оплаты труда являются: а) размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника. Под тарифной ставкой понимается фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; под окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; б) доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, которые относятся к стимулирующим и компенсационным выплатам.

Если условия оплаты труда определены в коллективном договоре или в локальном нормативном акте, то они воспроизводятся в трудовых договорах с корректировкой в зависимости от квалификации работника, условий труда и других факторов. Вместо конкретизации этих условий в трудовом договоре может быть сделана соответствующая отсылка к коллективному договору или локальному нормативному акту, регулирующему вопросы оплаты труда.

Таким образом, согласно приведенным нормам, размер должностного оклада устанавливается в фиксированном размере, выплата которого не зависит от особенностей труда.

Включение в трудовой договор условия об установлении работнику повышенного оклада, путем его увеличения за счет 15%-ной надбавки за несение боевого дежурства, выплата которой ежемесячно зависит от графика и количества смен истиц, суд полагает некорректным, не соответствующим вышеприведенным нормам трудового законодательства. В связи с чем, условия трудового договора не могут является бесспорным основанием для удовлетворения требований истца, так как противоречат закону.

Поскольку оклад рабочих воинских частей установлен в таблицах 83, 84 Приказа № 555 в фиксированном размере 4040 руб., начисление 50%-ной компенсационной выплаты к указанному окладу, суд полагает обоснованным, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.

Суд рассматривает спор на основании представленных доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Чубук Людмиле Ивановне в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Североморский горсуд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий В.В.Койпиш

СПРАВКА: по состоянию на 25.09.2010г. решение не вступило в законную силу.