Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2010 года
Дело № 2-1514/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Брандиной Н.В.
При секретаре Новоселовой А.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стратоновой Светланы Валентиновны к ФИО1, командующему Северным флотом, ФИО2 о выплате дополнительной премии за 1 полугодие 2010 года,
У с т а н о в и л :
Стратонова С.В. обратилась в суд с иском к ФИО1, командующему Северным флотом, ФИО2 о выплате премии стимулирующего характера за добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы в 1 полугодии 2010 года.
В обоснование иска указала, что в период с 01 февраля 2005 года по 29 июля 2010 года работала в ФИО1 в должности ... и относилась к лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
На основании приказа командующего СФ от 06.08.2010 года, изданного во исполнение приказа Министра обороны РФ от 28 марта 2009 года № 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ», гражданскому персоналу ФИО1 выплачена денежная премия за 1 полугодие 2010 года.
Размеры материального стимулирования, а также порядок выплаты лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ производится работодателем – ФИО1 по результатам работы. Каких-либо ограничений в выплате этой денежной премии нормативными правовыми актами не предусмотрено, как и не предъявлено каких-либо требований к получателям.
При обращении к командиру ФИО1 с требованием о выплате премии, получила отказ со ссылкой на то, что на момент издания приказа о спорной выплате (6 августа 2010 года) она работником ФИО1 не являлась в связи с увольнением.
Полагает, что невыплата упомянутой денежной премии является незаконной, поскольку в первом полугодии 2010 года она работала в ФИО1, приказов о привлечении ее к дисциплинарной ответственности работодатель не издавал, функциональные обязанности она выполняла добросовестно.
Просит признать действия командующего Северного флота, ФИО1 и ФИО2, выразившиеся в невыплате денежной премии, предусмотренной приказом МО РФ № 115 от 2009 года, незаконными. Взыскать с ФИО2 в ее пользу сумму спорной премии в размере 93090 руб., а также компенсировать ей расходы по уплате госпошлины при обращении в суд в сумме 200 руб.
В судебное заседание истица не явилась, в исковом заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель командующего Северным флотом СФ по доверенности Литовченко М.В. в судебном заседании иск не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, указав на следующее. Указ Президента Российской Федерации от 06 августа 2006 года №1459, в соответствии с которым принят приказ Минобороны России № 115, не устанавливает какие-либо дополнительные выплаты, а лишь определяет меры по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти. Следовательно, дополнительному стимулированию подлежат только те работники, которые фактически работали на день установления указанной выплаты. Поскольку истица на момент издания приказа командующего Северным флотом СФ прекратила трудовые отношения с ФИО1 оснований для включения ее в список работников, которым была произведена выплата в соответствии с приказом, не имеется.
Сослался на то, что материальное стимулирование осуществляется за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ экономии бюджетных средств в пределах доводимых МО РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на оплату труда лицам гражданского персонала, конкретные размеры которых определяются по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей. Таким образом, требования истицы о выплате ей конкретной денежной суммы материального стимулирования не обоснованны, так как ее размер устанавливается работодателем единолично. Указал, что общий фонд материального стимулирования распределен, лицам гражданского персонала спорная премия выплачена, а привлечение каких-либо дополнительных денежных средств ни Приказом МО РФ № 115, ни Указом Президента РФ № 1459, не предусмотрено.
Просил в удовлетворении требований Стратоновой С.В. отказать.
Представитель ответчика - ФИО1 по доверенности Баланда П.М. в судебном заседании требования не признал, поддержал доводы, изложенные в представленном письменном мнении на иск, в котором указал, что выплата, предусмотренная приказом Министра обороны РФ от 28 марта 2010 года №115 носит стимулирующий характер и не является регулярной и обязательной для всех военнослужащих и лиц гражданского персонала. Не включив истицу в перечень лиц гражданского персонала для выплаты спорных сумм, командир ФИО1 исходил из того, что истица к моменту издания соответствующего приказа о выплате не являлась работником ФИО1.
ФИО2, надлежаще извещенное, в судебное заседание не явилось, мнение по иску не представило.
Третье лицо – ФИО3 в представленном письменном мнении полагало исковые требования необоснованными по мотивам, приведенным представителем командующего СФ, представителем ФИО1. Ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя ФИО3.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, Стратонова С.В. с 01 февраля 2005 года работала в ФИО1 в должности ... и относилась к категории лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом командира ФИО1 от 23 июля 2010 года Номер Стратонова С.В. уволена 29 июля 2010 года по п.5 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с переводом на постоянную работу к другому работодателю.
Как следует из материалов дела, е ков процессаассмотрении дела в отсутствие представителя ь работником ФИО1 в соответствии с приказом командующего Северным флотом от 06 августа 2010 года Номер работникам ФИО1 на основании списка лиц гражданского персонала, предоставленного ФИО1, по результатам работы за первое полугодие 2010 года была выплачена денежная премия за добросовестное исполнение должностных обязанностей в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 г. N 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».
В числе работников, которым должна быть выплачена премия, Стратонова С.В. не указана, поскольку на момент издания соответствующего приказа командующего СФ (06 августа 2010) трудовые отношения с ней были прекращены в связи с увольнением 29 июля 2010.
Истица полагает, что имеет право на указанную выплату, поскольку в первом полугодии 2010 года она состояла в трудовых правоотношениях с ответчиком, добросовестно исполняла свои обязанности.
Разрешая заявленный спор, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества в условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
28 марта 2009 года Министром обороны Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 издан приказ N 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», на основании которого гражданскому персоналу бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей устанавливается выплата стимулирующего характера за добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы воинской части (подразделения).
Из пункта 7 Указа усматривается, что руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
В соответствии с пунктами 1-3 Порядка, утвержденного Приказом Минобороны РФ от 28.03.2009 г. № 115, определение и расходование объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (материальное стимулирование), выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала. Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала. Фонды с поквартальным их распределением в пределах имеющихся на эти цели лимитов бюджетных обязательств утверждаются командующими объединениями, командирами соединений - для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Истребование дополнительных средств на выплату заработной платы лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Как следует из пунктов 5 и 6 Порядка, объемы бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, устанавливаются командующими объединениями, командирами соединений - для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. Материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации - на основании приказов соответствующих командиров (начальников).
Критерии вышеуказанной выплаты устанавливаются руководителем бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части применительно к задачам, выполняемым организацией, ее структурными подразделениями, по конкретным профессиям и должностям по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников. Размеры выплаты конкретному работнику определяются по результатам его деятельности и в пределах объемов фондов оплаты труда лиц гражданского персонала и максимальными размерами не ограничиваются.
При определении размера выплаты учитываются отношение работника к выполнению своих должностных обязанностей, своевременность и качество выполняемой работы, поручений и заданий, личный вклад в выполнение структурным подразделением возложенных на него задач и функций.
В судебном заседании установлено, что на момент издания приказа командующего Северным флотом о производстве спорной выплаты, Стратонова С.В. в списках части не значилась, поскольку прекратила трудовые отношения, уволившись 29 июля 2010 года.
Между тем, как следует из анализа приведенных выше правовых норм, исследованных в судебном заседании трудового договора, заключенного с истицей, и коллективного договора, спорная выплата является выплатой стимулирующего характера, поощрительной по своей природе, не относящейся к обязательным выплатам, предусмотренным системой оплаты труда. Кроме того, право определения порядка и размера данной выплаты в полном объеме возложено на работодателя.
По мнению суда, обоснованным является и возражение представителя командующего Северным флотом о том, что, требуя выплаты конкретной денежной суммы в качестве спорной премии, истица фактически ставит вопрос о перераспределении общего фонда материального стимулирования между работниками, поскольку выплата премии работникам уже произведена, а привлечение каких-либо дополнительных денежных средств вышеназванными Указом и Приказом МО РФ не предусмотрено.
Следовательно, спорная выплата, имея стимулирующий характер, выплачивается лишь лицам гражданского персонала, состоящим в трудовых правоотношениях с работодателем к моменту принятия решения о её выплате.
При таком положении исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Стратоновой Светланы Валентиновны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Н.В. Брандина
Справка: по состоянию на 13.10.2010 года решение не вступило в законную силу