об оспаривании действий межрайонного отдела УФМС России по Мурманской области



Дело № 2-1789/ 2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 октября 2010 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Роговой Т.В.,

при секретаре Бухаловой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Короткова Виталена Витальевича об оспаривании действий ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Коротков В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ФИО1, связанных с отказом в регистрации его и членов его семьи при ФИО2 – по месту прохождения военной службы.

В обоснование заявления, а также в судебном заседании указал, что с 17.07.2010 проходит службу в ФИО2. В связи с прибытием к новому месту службы в г...., он и члены его семьи снялись с регистрационного учета с дали служебное жилье по прежнему месту службы в .... По прибытии в ..., собрал необходимые документы и через командование ФИО2 обратился в ФИО1 в ... с заявлением о регистрации по месту его жительства при ФИО2 его и членов его семьи – супруги и сына, т.к. квартирой не обеспечен.

На указанное заявление 01.10.2010 дан ответ за подписью начальника ФИО1 об отказе в совершении регистрационных действий со ссылкой на положения п. 70 Административного регламента, (введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208), в который внесены изменения, согласно которых при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме Номер (приложение Номер к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).

ФИО2, где он проходит службу, не имеет в своем адресе улицы и номеров домов. В пункте 5 Положения о филиале - ФИО4 указано место нахождение и почтовый адрес ФИО2: ....

В соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления, ....

Полагает, что возврат документов, является фактическим отказом в регистрации ему, супруге и сыну (как членов семьи военнослужащего) по месту жительства при ФИО2 и противоречит Закону РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, право места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которых военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

При этом, отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания, а также въезд на территорию ... без регистрации о проживании в нем, влекут административную ответственность в соответствии со ст.ст. 19.15, 20.19 КоАП РФ.

Просил признать незаконным действия миграционной службы, обязать ФИО1 зарегистрировать заявителя, его супругу Короткову Светлану Николаевну, сына ФИО3 по месту жительства по адресу: ....

Также, дополнительно пояснил, что до настоящего времени не обеспечен жильем по месту службы, временно проживает с семьей у знакомых, регистрацию по месту пребывания оформить не имеет возможности, так как ФИО2 свободного жилищного фонда не имеет; компенсацию за поднаем жилья – не получает. Указал, что ФИО2 относится к войскам ... входит в состав ... и не находится в подчинении ...

Короткова С.Н., привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором в связи с болезнью ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, сообщила, что требования супруга – поддерживает.

Представитель заинтересованного лица - ФИО1 Чебыкина О.С. в судебном заседании и представленном письменном мнении на заявление, полагала требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ст. 5 ФЗ РФ от 25.06.1993 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.3 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», п.23 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» военнослужащие, до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Адрес места жительства определяет норма п.п. 2 п. 2 ст. 4 ФКЗ от 26.06.2004 № 5-ФКС «О референдуме Российской Федерации» как адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и который содержится в отметке о регистрации гражданина в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Ни в одном нормативном акте не оговорено о возможности произвести регистрацию военнослужащих по номеру войсковой части.

При этом, Министерством Обороны даны соответствующие указания руководителям органов военного управления (письмом от 21.09.2009 года № 20-5/307/1262) о порядке регистрации военнослужащих по адресам воинских частей.

Руководству воинских частей совместно с органами местного самоуправления необходимо произвести регистрацию места нахождения восковой части, что не исполнено (п. 21 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).

В связи с чем, полагает, что претензии военнослужащих могут быть предъявлены лишь к командованию частей, которые не исполняют свои обязанности, а не к органам миграционной службы.

С учетом позиции Конституционного суда, выраженной в Постановлении № 4-П от 02.02.1998 года, регистрация по месту жительства или пребывания как военнослужащих, так и членов их семей, в жилых помещениях никоим образом не влияет на получение субсидий, социальных выплат и льгот.

В целом просила в удовлетворении заявления отказать.

Заинтересованное лицо – ФИО2 – представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, указала, что в настоящее время обеспечить Короткова В.В. и членов его семьи жилым помещением по установленным нормам не представляется возможным. В соответствии с положениями ст. 15 п. 3 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» требования заявителя поддерживает.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Коротков Витален Витальевич проходит военную службы по контракту в ФИО2 (...) с 20.06.2008, куда прибыл к новому месту службы в связи с переводом из .... Вместе с ним прибыли супруга – Короткова Светлана Николаевна и несовершеннолетний сын ФИО3, Дата года рождения. Согласно отметок в паспортах супругов Коротковых, а также адресных листков убытия, они сняты с регистрационного учета по адресу ... с 30.06.2010. До получения служебного жилья, Коротков В.В., через командование ФИО2, обратился в ФИО1 с заявлением о регистрации себя и членов его семьи по месту его жительства при ФИО2 в г.... представив все необходимые для этого документы. Однако, письмом от 01.10.2010 года за подписью начальника ФИО1 документы были возвращены, со ссылкой на необходимость указать адрес местонахождения воинской части, что предусмотрено п.70 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364).

Суд полагает, что фактически орган миграционного учета отказал заявителю в регистрации его и членов семьи военнослужащего по месту жительства, так как ФИО2, где Коротков В.В. проходит службу, не имеет почтового адреса (номера дома), а указать его ни заявитель, ни ФИО2 не могут.

Действия миграционного органа по возврату документов суд полагает нарушающими права и законные интересы Короткова В.В. и членов его семьи (супруги и несовершеннолетнего ребенка).

Так, частью 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации конституционные права граждан могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 1 ГК РФ.

Согласно Закону РФ № 1541-1 от 25 июня 1993 г «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713. каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

Граждане обязаны регистрироваться по месту своего жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации, при этом регистрация носит заявительный характер.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Право военнослужащего и членов их семей на регистрацию по адресу войсковой части предусмотрено ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги и алфавитные карточки родителей (усыновителей (опекунов). Согласно п.28 Правил, указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

Пункт 70 Административного регламента, введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208 (в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364) предусматривает, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).

Пункт 78 Административного регламента устанавливает, что сведения на несовершеннолетних граждан, прибывших с родителями к месту жительства, вносятся в поквартирные карточки по форме 10 (приложение № 10 к регламенту) или домовые (поквартирные) книги по форме № 11 (приложение № 11 к регламенту). На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, составляется и направляется в адресно-справочное подразделение территориального органа отдельный адресный листок прибытия. На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, заполняется отдельная карточка о регистрации по форме № 9 и скрепляется с карточкой законного представителя (родителя, опекуна), который от имени ребенка представлял заявление о регистрации ребенка по месту жительства.

Административный регламент, устанавливая порядок регистрации военнослужащих и членов их семей при войсковых частях, не определяет порядок регистрации в случае, если войсковая часть не имеет в своем почтовом адресе наименование улицы и номер дома. В связи с чем, в спорной ситуации ссылки ФИО1 на положения Административного регламента суд находит несостоятельными.

При этом, общий порядок регистрации военнослужащих по месту дислокации воинских частей установлен пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Федеральный закон по отношению к Административному регламенту имеет большее юридическое значение.

Из п.4 представленного Положения о филиале ФИО2 является филиалом ФИО4 и имеет место нахождения и почтовый адрес:.... В адресе данной воинской части номера дома не имеется, в связи с чем, заявитель не имеет реальной возможности его указать. До 2010г., военнослужащие и члены их семей, до получения жилых помещений, регистрировались по месту жительства при войсковых частях по месту прохождения службы, без указания улицы и номера дома.

Таким образом, у ФИО1 не имелось законных оснований для возврата документов, представленных на регистрацию членов семьи заявителя, а фактически отказа в регистрации со ссылкой на необходимость указания адреса воинской части без ссылки на ее номер.

Кроме того, в сложившейся ситуации, в отсутствие регистрации по месту жительства нарушаются права членов семьи заявителя на реализацию прав и свобод, в частности, на получение различных социальных выплат, оказания услуг, получение бесплатной медицинской помощи, устройство в детские ясли, детский сад, школу, трудоустройство, поскольку обращения в указанные учреждения обусловлены административно-территориальным делением.

Также суд учитывает, что в соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления, ....

Таким образом, возврат документов, поданных на регистрацию и фактический отказ в регистрации по месту жительства, нарушает права заявителя и членов его семьи, предусмотренные Конституцией РФ и Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и «О статусе военнослужащих».

С учетом выводов суда, иные доводы представителя ФИО1 на существо принимаемого судом решения не влияют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-257, 194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Короткова Виталена Витальевича об оспаривании действий ФИО1 - удовлетворить.

Обязать ФИО1 зарегистрировать военнослужащего Короткова Виталена Витальевича, Дата года рождении, уроженца ..., и членов семьи военнослужащего Короткову Светлану Николаевну,Дата года рождения, уроженку ..., ..., ..., и несовершеннолетнего ФИО3, Дата года рождения, уроженца ..., ..., по адресу: ... - в порядке, установленном действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Т.В.Роговая

Справка: по состоянию на 20.10.2010 года решение не вступило в законную силу