об оспаривании действий должностных лиц



Дело № 2-2103/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2010 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Койпиш В.В.,

при секретаре Логиновой М.А.,

рассмотрев на открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения ФИО2, связанных с отказом в его регистрации по месту жительства по адресу: ....

В обоснование своих требований заявитель указал, что проходит военную службу по контракту в ФИО3. По причине необеспеченности жилым помещением по месту службы в ..., он зарегистрирован по адресу: ....

Он обратился в ФИО2 с заявлением о его регистрации при ФИО3 – месту его службы.

В ответ на свое заявление получил отказ со ссылкой на п.70 Приказа УФМС от 20.09.2007 года № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», из которого следует, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и членов их семей, прибывших на новое место военной службы по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в п.8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).

На данный момент местонахождение и почтовый адрес ФИО3: ....

В соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ, присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления ЗАТО г. Североморска.

Действия отдела, связанные с отказом в его регистрации по месту жительства, противоречат требованиям действующего законодательства.

В соответствии с п. 3 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Согласно ст.ст.1, 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1 каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию».

В соответствии с п. 79 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 года № 208 (в редакции Приказа ФМС РФ от 23.12.2009 г. № 364) «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» несовершеннолетние дети регистрируются по месту жительства родителей или одного из родителей в установленном порядке.

Отказ в регистрации по адресу места проживания нарушают права заявителя на свободу передвижения по территории РФ (въезд и выезд с территории ЗАТО г. Североморска осуществляется по регистрации по месту жительства).

Отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере от двух тысяч пятисот рублей.

Въезд на территорию ЗАТО без регистрации и проживание в нем в соответствии со ст.20.19 КоАП РФ также влечет наложение административного штрафа в размере от ста до одной тысячи рублей.

Просит суд признать незаконным решение ФИО2, связанное с отказом в его регистрации по месту жительства по адресу: ..., обязать ФИО2 зарегистрировать его по месту жительства по адресу: ....

Представитель заинтересованного лица ФИО2 Суфиярова Л.В. в судебном заседании полагала требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.3 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

На основании п.23 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию:

«военнослужащие, прибывшие на новое место военной службы по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту дислокации воинских частей».

Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 70 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 г. № 208 (в редакции Приказа ФМС РФ от 23.12.2009 г. № 364) «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ: «при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контакту и членов их семей, прибывших на новое место военной службы по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в п. 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П указывается адрес воинской части без ссылки на её номер (наименование).

При проверке представленных заявителем на регистрацию документов было установлено, что заявитель просит зарегистрировать его по месту прохождения военной службы - ....

В направленном заявителю письме предложено указать адрес воинской части без ссылки на её номер (наименование) и поручить ответственному за регистрацию при войсковой части оформить листок прибытия и листок статистического учета прибытия в соответствии с Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 года № 208 (в редакции Приказа ФМС России от 23.12.2009 г. № 364).

Просила в удовлетворении заявления отказать.

Заинтересованное лицо – ФИО3 - надлежаще извещенное о месте и времени слушания дела, представителя в суд не направило, в представленном мнении полагают заявленные требования обоснованными.

Заслушав представителя заинтересованного лица ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что заявитель состоит на действительной военной службе в ФИО3, дислоцирующейся в ....

Из материалов дела усматривается, что заявитель в связи с необеспеченностью жилым помещением по месту прохождения службы, зарегистрирован по месту жительства по адресу: ..., что подтверждается копией паспорта с соответствующей отметкой о регистрации.

Заявитель обратился в ФИО2 с заявлением о его регистрации по месту пребывания по адресу: ..., то есть по месту прохождения им военной службы. Одновременно им были предоставлены необходимые документы.

Возвращая документы, ФИО2 указал, что в заявлении необходимо указать адрес воинской части, без ссылки на ее номер (наименование) и поручить ответственному за регистрацию при войсковой части оформить листки прибытия и листок статистического учета прибытия в соответствии с Приказом ФМС РФ от 23.12.2009 года № 364.

Как пояснил представитель ФИО2, под адресом воинской части подразумевается место ее нахождения (наименование улицы и номер дома).

Пунктом 70 Административного регламента предусмотрено, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П (приложения № 12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование) (в редакции Приказа ФМС РФ от 23.12.2009 № 364).

Как установлено судом, ФИО3 дислоцируется в ..., в почтовом адресе данной воинской части нет наименования улицы и дома.

Из п.4 представленного Положения о филиале, ФИО3 является филиалом федерального бюджетного учреждения – войсковая часть <данные> и имеет место нахождения и почтовый адрес: .... В адресе данной воинской части наименования улицы и номера дома не имеется, в связи с чем заявитель не имеет реальной возможности его указать. До 2010 года военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрировались по месту жительства при в/ч, где проходили службу, без указания улицы и номера дома.

Как пояснила представитель ФИО2 отсутствие указанных сведений в силу п.79 Административного регламента исключает возможность регистрации членов семьи заявителя при ФИО3.

Данные действия ФИО2 не могут быть признаны обоснованными ввиду следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации конституционные права граждан могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичная норма содержится и в п. 2 ст. 1 ГК РФ.

Правовые основы и механизмы регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания установлены в Законе РФ от 25 июня 1993 г. № 1541-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713.

Согласно указанному Закону, а также Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

Граждане обязаны регистрироваться по месту своего жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации.

Право военнослужащего на регистрацию по адресу войсковой части предусмотрено ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Административный регламент, устанавливая порядок регистрации военнослужащих и членов их семей при войсковых частях, не определяет порядок регистрации в случае, если войсковая часть не имеет в своем почтовом адресе наименование улицы и номер дома. В связи с чем, в спорной ситуации ссылки представителя ФИО2 на положения Административного регламента суд находит несостоятельными.

При этом общий порядок регистрации военнослужащих по месту дислокации воинских частей установлен пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Федеральный закон по отношению к Административному регламенту имеет большее юридическое значение.

Таким образом, у ФИО2 не имелось законных оснований для возврата документов, представленных на регистрацию заявителя, а фактически отказа в регистрации со ссылкой на необходимость указания адреса воинской части без ссылки на ее номер. При этом, как пояснил представитель ФИО2, им известно о том, что данная войсковая часть не имеет в своем адресе наименования улицы и номера дома.

Кроме того, в сложившейся ситуации, в отсутствие регистрации по месту жительства нарушаются права заявителя на реализацию прав и свобод. Отказ в регистрации по адресу места пребывания нарушают права заявителя на свободу передвижения по территории РФ (въезд и выезд с территории ЗАТО г. Североморска осуществляется по регистрации по месту жительства (пребывания).

Также суд учитывает, что в соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления, ЗАТО г. Североморска.

Таким образом, возврат документов, поданных на регистрацию и фактический отказ в регистрации по месту пребывания нарушает права заявителя, предусмотренные Конституцией РФ и Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и «О статусе военнослужащих».

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет заявление ФИО1.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ суд,


РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 об оспаривании действий ФИО2 удовлетворить.

Обязать ФИО2 произвести регистрацию Аполонова Николая Николаевича, Дата года рождения, уроженца ... по месту жительства - ... - в порядке, установленном действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий В.В.Койпиш

СПРАВКА: по состоянию на 01.11.2010г. решение не вступило в законную силу.