об оспаривании решения о выдаче справки



Дело № 2-1835 / 2010 Мотивированное решение изготовлено 26.10.2010г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2010 года

Североморский городской суд Мурманской области

в составе председательствующего судьи Сажневой Н.Л.,

при секретаре Яковлевой Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения ГОУ Центр занятости населения ЗАТО г.Североморск о сохранении за ФИО2 среднего месячного заработка за четвертый месяц трудоустройства

установил:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением к ГОУ Центр занятости ЗАТО г.Североморск, в котором просила признать решение ЦЗ от 17.09.2010г. о сохранении за бывшим работником школы ФИО2 среднего месячного заработка за четвертый месяц трудоустройства, незаконным.

В обоснование своих требований заявитель указал, что 17.09.2010г. ГОУ Центр занятости населения ЗАТО г.Североморск принял решение и выдал справку ФИО2, которая была уволена 14.05.2010г. в связи с сокращением штата (п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ), о сохранении за ней среднего заработка за четвертый месяц трудоустройства. ФИО1 полагает принятое решение незаконным, т.к. согласно ч.2 ст. 318 ТК РФ за работником средний месячный заработок сохраняется в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения в исключительных случаях. В принятом ЦЗН решении не указано в чем заключается исключительность случая. Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй указанной статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

ФИО2, на момент увольнения по сокращению штата, являлась получателем трудовой пенсии, а значит, была уже социально защищена, и у ЦЗН не было оснований для принятия решения о сохранении за ней среднего заработка за четвертый месяц. Принятое решение нарушает права заявителя, т.к. возлагает на него обязанность выплачивать бывшему работнику сохраненную заработную плату.

Также заявитель указал, что согласно п. 3 ст. 3 Закона "О занятости населения в РФ" и п. 17 Порядка регистрации безработных граждан, безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена пенсия по старости или за выслугу лет.

В судебном заседании представитель заявителя Арефьева Л.Н. изложенные в заявлении доводы поддержала просила удовлетворить их в полном объёме.

Представитель ГУ Центра занятости населения ЗАТО г.Североморск Карманова С.И. заявленные требования не признала, указала, что справка Номер от 17.09.2010г. выдана обоснованно и на законных основаниях. ФИО2 обратилась в Центр занятости населения 10 июня 2010г., в месячный срок после увольнения с 14.05.2010г. по сокращению штата. Была поставлена на учет в качестве лица, которому оказывается услуга содействия в поиске подходящей работы. При этом безработной ФИО2 не признавалась, решения о выплате ей пособия по безработице Центр занятости не принимал, в связи с чем, ссылка заявителя на п.3 ст.3 Закона «О занятости населения в РФ» является необоснованной.

При выполнении ФИО2 требований ч.2 ст.318 ТК (обращение в ЦЗН в месячный срок после увольнения) и при отсутствии вакансий, которые могли быть предложены ей по состоянию здоровья, у ЦЗН не было оснований для отказа работнику в сохранении за ним среднего заработка за четвертый месяц трудоустройства. Также полагала, что ЦЗН не нарушал права и законные интересы ФИО1, т.к., выплачивать сохраненный средний заработок ЦЗН школу не обязывал, т.к. не имеет на это полномочий. Выдача справки (решения) является обязанностью Центра по отношению к работнику, однако это не налагает обязанность на работодателя выплачивать сохраненную среднюю заработную плату.

Заинтересованное лицо ФИО2 доводы представителя ЦЗН поддержала и возражала против удовлетворения заявленных требований. Также пояснила, что является получателем трудовой пенсии и состоит на учете в ЦЗН, как лицо, ищущее работу по специальности. Весь период она активно искала работу, ей давали направления в дошкольные учреждения, но там нужны воспитатели, а она по образованию учитель физики. В настоящее время она также ищет работу, в том числе и в ....

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина (организацию) незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Как следует из разъяснений, данных в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):

федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;

Согласно ст. 15 Закона «О занятости населения в РФ» (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006)) государственная служба занятости населения включает:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 настоящего Закона полномочия;

3) государственные учреждения службы занятости населения.

В связи с указанным, решения, принятые ГОУ ЦЗН могут быть обжалованы по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ.

Согласно подп.3 п.2 ст.15 Закона «О занятости населения» деятельность государственной службы занятости населения направлена на содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

Как установлено в судебном заседании приказом директора ФИО1 ФИО2 уволена с 14.05.2010г. в связи с сокращением численности работников ( п.2.ст.81 ТК РФ). 10.06.2010г. ФИО2 обратилась в Центр занятости населения ЗАТО г.Североморск с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы и заполнила соответствующую анкету.

В соответствии со ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

В связи с тем, что с момента обращения в ГОУ ЦЗН ФИО2 не была трудоустроена из-за отсутствия соответствующих вакансий, Центром занятости населения по обращению ФИО2 принято решение, оформленное в виде справки, о сохранении за ней среднемесячной заработной платы по прежнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения.

Довод представителя заявителя о том, что ГОУ ЦЗН неправомерно зарегистрировал ФИО2 в качестве безработной, т.к. она является получателем трудовой пенсии, суд полагает несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно ст.5 Закона «О занятости населения» государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:

первичная регистрация безработных граждан;

регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

регистрация граждан в качестве безработных;

перерегистрация безработных граждан.

По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан. Формы документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Из представленного ГОУ ЦЗН заявления-анкеты ФИО2 и карточки учета следует, что она зарегистрирована как безработный гражданин в целях поиска подходящей работы и ей оказывается государственная услуга содействия в поиске подходящей работы. В качестве безработной ФИО2 не зарегистрирован, пособие по безработице не получает. Доказательств иного заявителем не представлено.

Учитывая, что ГОУ ЦЗН ЗАТО г.Североморска в силу закона не мог отказать ФИО2 в регистрации в целях поиска работы, с момента регистрации в течение трёх месяцев с момента увольнения она трудоустроена не была, в соответствии с нормами ст.318 ТК РФ ЦЗН имел право вынести решение о сохранении за сокращенным работником среднего заработка за четвертый месяц трудоустройства.

При этом решение органа службы занятости не устанавливает права и обязанности работодателя и его бывшего сотрудника, оно лишь подтверждает обстоятельство, при наличии которого могут быть реализованы указанные обязанности. В данном случае работодатель самостоятельно решает вопрос о необходимости производить выплату среднего заработка.

То обстоятельство, что решение ЦЗН оформлено в виде справки, на существо спора не влияет.

В связи с тем, что для признания решения государственного органа незаконным необходимо наличие двух условий в совокупности: несоответствие принятого решения закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение принятым решением прав и законных интересов гражданина или организации, а таких обстоятельств в судебном заседании не установлено, суд отказывает в удовлетворении заявления ФИО1.

Руководствуясь ст.ст. 254-257, 194-199, ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным решения ГОУ Центр занятости населения ЗАТО г.Североморск о сохранении за ФИО2 среднего месячного заработка за четвертый месяц трудоустройства - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Председательствующий: Н.Л. Сажнева

СПРАВКА: по состоянию на 01.11.2010г. решение не вступило в законную силу.