Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2010 года
Дело № 2-1723/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Брандиной Н.В.
При секретаре Новоселовой А.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манькова Алексея Федоровича к ФИО1, ФИО2 о признании права на дополнительную премию за 1 полугодие 2010 года, взыскании недополученных сумм,
У с т а н о в и л :
Маньков А.Ф. обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о выплате премии за добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы за 1 полугодие 2010 года.
В обоснование иска указал, что работает в ФИО1 с марта 1999 года по настоящее время, относится к лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. Оплата труда производится в порядке, предусмотренном положениями приказа Минобороны РФ № 555 от 2008 года.
На основании приказа Министра обороны РФ от 28 марта 2009 года № 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» гражданскому персоналу войсковых частей и организаций Северного флота, оплата труда которых осуществляется в соответствии с приказом Минобороны РФ № 90 от 2001 года, выплачена денежная премия по результатам работы за 1 полугодие 2010 года.
Ссылаясь на то, что нормы приказа Минобороны РФ № 115 от 28.03.2009 г. не содержат прямого указания о том, что выплата дополнительной премии за счет экономии денежных средств должна выплачиваться лишь гражданскому персоналу, оплата которого производится согласно приказу МО РФ № 90, полагает, что имеет место дискриминация в оплате труда, поскольку он незаконно лишен данной выплаты.
На устное обращение к работодателю с требованием о выплате спорной премии получил отказ.
Просит признать право на получение премии по результатам работы за первое полугодие 2010 года, обязать ФИО1 определить размер указанной премии и взыскать её с довольствующего органа - ФИО2 с учетом процентов применительно к ст. 236 ТК РФ.
В судебное заседание истец не явился, в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ФИО1 по доверенности Помаз К.А. исковые требования не признал. В обоснование возражений указал, что спорная премия подлежит выплате лицам гражданского персонала, оплата которых производится на основании приказа МО РФ № 90, тогда как оплата труда гражданского персонала ФИО1 производится в соответствии с порядком, определенным приказом МО РФ № 555.
Пояснил, что средства на выплату премии по результатам работы за первое полугодие 2010 года выделялись лишь на выплату гражданскому персоналу управления флота, Кольской флотилии, межрегиональной Финансовой инспекции и военных представительств, тогда как ФИО1 к таковым не относится, в связи с чем на данные цели денежные средства ФИО1 не выделялись. Сослался на то, что выплата спорной премии не предусмотрена и положениями коллективного договора.
Соответчик - ФИО2, надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, мнение по иску не представил.
ФИО3, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, в представленном письменном мнение полагало иск не подлежащим удовлетворению, сославшись на то, что в соответствии с указанием Минобороны РФ от 13.07.2010 г. № 205/2/480 и его решением от 19.07.2010 г., решением заместителя Минобороны РФ по ФЭР от 21.07.2010 г. о дополнительном премировании гражданского персонала за счет экономии денежных средств, Северному флоту во втором полугодии 2010 года выделены лимиты бюджетных обязательств на дополнительную выплату гражданскому персоналу управления флота (флотилии), межрегиональной Финансовой инспекции и военных представительств, о чем была направлена соответствующая телеграмма. Указал на то, что спорная премия не имеет гарантированного характера, предусмотренного действующей системой оплаты труда; конкретные размеры материального стимулирования определяются по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей и максимальными размерами не ограничиваются.
Ссылаясь на то, что в соответствии с решением Минобороны РФ денежные средства на дополнительное премирование были выделены только для гражданского персонала конкретных учреждений Северного флота, полагали, что оснований для выплаты денежных средств другим воинским частям, учреждениям и организациям флота не имеется.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Маньков А.Ф. с 24.03.1999 года по настоящее время работает в ФИО1 в должности <данные>, относится к категории лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (л.д. 5-7).
Согласно пояснениям ответчика, условиям трудового и коллективного договоров, оплата труда лиц гражданского персонала ФИО1 производится в соответствии с приказом МО РФ № 555 от 2008 года, что истцом не оспаривалось (л.д. 19-23, 28).
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом МО РФ № 115 от 2009 года за счет экономии бюджетных средств, высвободившейся в результате сокращения численности личного состава, во втором полугодии 2010 года были выделены лимиты бюджетных обязательств на выплату гражданскому персоналу учреждений Северного флота дополнительной премии.
При этом гражданскому персоналу ФИО1 выплата названной дополнительной премии не была произведена, что истец полагает незаконным, нарушающим его право на получение справедливой и в полном объеме заработной платы.
Находя исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд руководствуется следующим.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 349 Кодекса, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Указом Президента РФ от 09.04.1997 г. № 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» Правительству РФ поручено внести предложения по совершенствованию оплаты труда федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 9 Указа Президента РФ от 06.03.1998 г. № 265, действовавшим на момент издания Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027, Правительству РФ в развитие нормативных предписаний вышеназванного Указа поручено определить состав территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и установить предельную численность работников этих органов.
Постановлением Правительства РФ от 20.07.1998 г. № 797 утвержден состав названных органов.
Из названного Постановления усматривается, что органы военного управления Министерства обороны РФ в состав этих органов включены не были.
В целях обеспечения социальной защиты работников военных округов, флотов и других органов военного управления и установления условий оплаты труда в соответствии с выполняемыми данными органами военного управления функциями, Правительство РФ 30.12.2000 г. приняло указанное Постановление № 1027, в котором выше перечисленные органы названы отдельными органами федеральных органов исполнительной власти, выполняющими задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, и гражданскому персоналу отдельных органов установлены должностные оклады и другие условия оплаты труда на уровне оплаты труда, установленной Указом Президента от 06.03.1998 г. № 265 для федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» в целях обеспечения социальных гарантий и упорядочения условий оплаты труда работников отдельных органов Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ… установлены размеры должностных окладов работников отдельных органов.
В пункте 7 Постановления указано, что оно распространяется на работников отдельных органов, кроме работников, должностной оклад которых устанавливается в соответствии с другими нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ Министр обороны РФ 02.03.2001 г. издал Приказ № 90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ», в котором утверждены размеры должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ, согласованные с Министерством труда и социального развития РФ.
В целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач, издан Указ Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти».
Во исполнение Указа Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» издан приказ Министра обороны РФ от 28.03.2009 г. № 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ».
Таким образом, действие Указа Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1459 и, как следствие, Приказа Министра обороны РФ от 28.03.2009 г. № 115, в части, касающейся гражданского персонала, распространяется лишь на работников отдельных федеральных органов исполнительной власти, определенных Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 г. № 90.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, истец является работником ФИО1, то есть бюджетного учреждения. Система оплаты труда гражданского персонала ФИО1 с 01.12.2008 г. по настоящее время определяется согласно приказу Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных силах РФ постановления Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583», изданного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Указанная система оплаты труда предусматривает самостоятельную систему премирования, выплату единовременного вознаграждения по итогам года и т.д.
Таким образом, поскольку оплата труда истца производится по приказу МО РФ № 555 от 10.11.2008 г., действие приказа МО РФ № 115 от 28.03.2009 г. на Манькова А.Ф. не распространяется.
Помимо этого, из пункта 7 Указа Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1459 усматривается, что руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
В соответствии с пунктами 1-3 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 28 марта 2009 года № 115 (далее Порядка), дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала (материальное стимулирование) выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала. Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала. Фонды с поквартальным их распределением в пределах имеющихся на эти цели лимитов бюджетных обязательств утверждаются командующими объединениями, командирами соединений - для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Истребование дополнительных средств на выплату заработной платы лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Как видно из пунктов 5 и 6 Порядка, объемы бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, устанавливаются командующими объединениями, командирами соединений - для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. Материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации - на основании приказов соответствующих командиров (начальников).
Критерии вышеуказанной выплаты устанавливаются руководителем бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части применительно к задачам, выполняемым организацией, ее структурными подразделениями, по конкретным профессиям и должностям по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников. Размеры выплаты конкретному работнику определяются по результатам его деятельности и в пределах объемов фондов оплаты труда лиц гражданского персонала и максимальными размерами не ограничиваются.
Следовательно, конкретные размеры материального стимулирования, как и категории гражданского персонала, подлежащего премированию, периодичность производства данных выплат, определяются непосредственно Министром обороны РФ по представлению его заместителя по финансово-экономической работе.
В соответствии с указанием Минобороны РФ от 13.07.2010 г. № 205/2/480 и его решением от 19.07.2010 г., решением заместителя Минобороны РФ по ФЭР от 21.07.2010 г. о дополнительном премировании гражданского персонала за счет экономии денежных средств Северному флоту во втором полугодии 2010 года выделены лимиты бюджетных обязательств на дополнительную выплату гражданскому персоналу управления флота (флотилии), межрегиональной Финансовой инспекции и военных представительств, о чем была направлена соответствующая телеграмма (л.д. 25).
Между тем, ФИО1 не относится к учреждениям, перечисленным выше, о чем ответчиком представлена соответствующая справка (л.д. 26), и денежные средства на выплату премии гражданскому персоналу ФИО1 в соответствии с приказом МО РФ № 115 в 2010 году не выделялись, что следует из сведений, представленных ФИО2 (л.д. 18). Таким образом, не имеется оснований для признания права за лицами гражданского персонала ФИО1, в том числе и истцом, на получение спорной премии.
При этом суд также учитывает, что спорная выплата носит стимулирующий характер, не входит систему оплаты труда, не предусмотрена локальным нормативным актом ФИО1
При таком положении суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Данный спор суд рассматривает в пределах заявленных требований, на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Манькова Алексея Федоровича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Н.В. Брандина
Справка: по состоянию на 29.10.2010 года решение не вступило в законную силу