Дело № 2-2180/ 2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Роговой Т.В.,
при секретаре Бухаловой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ФИО2, связанных с отказом в регистрации его <данные> дочери ФИО3, Дата года рождения, при ФИО4 – по месту прохождения военной службы.
В обоснование заявления, а также в судебном заседании указал, что с 27.10.2003 проходит службу в ФИО4; он и его супруга ФИО5 зарегистрированы по месту жительства при указанной части с 05.10.2004 года, а с 07.02.2006 года при ФИО4 зарегистрирована также дочь ФИО6, Дата года рождения. До настоящего времени жилым помещением его семья не обеспечена.
В связи с рождением дочери ФИО3, Дата года рождения, собрал необходимые документы и через командование ФИО4 обратился в ФИО2 с заявлением о регистрации ребенка по месту жительства при ФИО4.
На указанное заявление 23.07.2010 на имя командира ФИО4 дан ответ за подписью начальника ФИО2 об отказе в совершении регистрационных действий со ссылкой на положения п. 70 Административного регламента, (введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208), в который внесены изменения, согласно которых при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
ФИО4, где он проходит службу, не имеет в своем адресе улицы и номеров домов. В пункте 5 Положения о филиале - ФИО4 федерального бюджетного учреждения - ФИО7 указано место нахождение и почтовый адрес ФИО4 ....
В соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления, ЗАТО г. Североморска.
Полагает, что возврат документов, является фактическим отказом в регистрации несовершеннолетней дочери ФИО3 (как члену семьи военнослужащего) по месту жительства при ФИО4 и противоречит Закону РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, право места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которых военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
При этом, отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лишает ребенка возможности получить полис медицинского страхования и бесплатную медицинскую помощь, ИНН, страховое свидетельство.
Просил признать незаконным действия миграционной службы, обязать ФИО2 в г.Североморске зарегистрировать его дочь ФИО3, Дата года рождения, по месту жительства по адресу: ....
Также указал, что ФИО4 свободного жилищного фонда не имеет; ФИО4 относится к <данные>.
ФИО5, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором в связи с необходимостью ухода за грудным ребенком, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, сообщила, что требования супруга – поддерживает.
Представитель заинтересованного лица - ФИО2 Суфиярова Л.В. в судебном заседании полагала требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указала, что отказа в регистрации не было, в ответе, направленном на имя командира части указано на необходимо указать адрес воинской части без ссылки на её номер. При поступлении материалов, оформленных в соответствии с действующим законодательством, член семьи военнослужащего будет зарегистрирован. При этом не отрицала, что в настоящее время у в/ч нет общепринятого адреса с указанием улицы и дома, в компетенцию воинской части данный вопрос не входит, она самостоятельно не может присвоить себе адрес с указанием улицы и номера дома, в связи с чем, дочеь заявителя не может быть зарегистрированы при в/ч.
В целом просила в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ФИО4 Коротков В.В. в судебном заседании указал, что в настоящее время обеспечить ФИО1 и членов его семьи жилым помещением по установленным нормам не представляется возможным. В соответствии с положениями ст. 15 п. 3 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» требования заявителя поддерживает.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ФИО1 проходит военную службы <данные> в ФИО4 (...) с 06.10.2003 (<данные>).
Согласно справки ФИО4 от 26.10.2010 года, ФИО1 и его супруга с 05.10.2004 года, а дочь ФИО6, Дата года рождения, с 07.02.2006 года зарегистрированы по месту жительства при ФИО4
В связи с рождением в семьи Дата года дочери ФИО3, до получения жилья, ФИО1 через командование ФИО4, обратился в ФИО2 с заявлением о регистрации ребенка по месту его жительства при ФИО4 в ..., представив все необходимые для этого документы. Однако, письмом от 23.07.2010 года за подписью начальника ФИО2 документы были возвращены, со ссылкой на необходимость указать адрес местонахождения воинской части, что предусмотрено п.70 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364).
Суд полагает, что фактически орган миграционного учета отказал заявителю в регистрации члена его семьи по месту жительства, так как ФИО4, где ФИО1 проходит службу, не имеет почтового адреса (номера дома), а указать его ни заявитель, ни ФИО4 не могут.
Действия миграционного органа по возврату документов суд полагает нарушающими права и законные интересы заявителя и членов его семьи.
Так, частью 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации конституционные права граждан могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 1 ГК РФ.
Согласно Закону РФ № 1541-1 от 25 июня 1993 г «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713. каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Граждане обязаны регистрироваться по месту своего жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации, при этом регистрация носит заявительный характер.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Право военнослужащего и членов их семей на регистрацию по адресу войсковой части предусмотрено ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги и алфавитные карточки родителей (усыновителей (опекунов). Согласно п.28 Правил, указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Пункт 70 Административного регламента, введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208 (в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364) предусматривает, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Пункт 78 Административного регламента устанавливает, что сведения на несовершеннолетних граждан, прибывших с родителями к месту жительства, вносятся в поквартирные карточки по форме 10 (приложение № 10 к регламенту) или домовые (поквартирные) книги по форме № 11 (приложение № 11 к регламенту). На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, составляется и направляется в адресно-справочное подразделение территориального органа отдельный адресный листок прибытия. На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, заполняется отдельная карточка о регистрации по форме № 9 и скрепляется с карточкой законного представителя (родителя, опекуна), который от имени ребенка представлял заявление о регистрации ребенка по месту жительства.
Административный регламент, устанавливая порядок регистрации военнослужащих и членов их семей при войсковых частях, не определяет порядок регистрации в случае, если войсковая часть не имеет в своем почтовом адресе наименование улицы и номер дома. В связи с чем, в спорной ситуации ссылки ФИО2 на положения Административного регламента суд находит несостоятельными.
При этом, общий порядок регистрации военнослужащих по месту дислокации воинских частей установлен пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Федеральный закон по отношению к Административному регламенту имеет большее юридическое значение.
Из п.4 представленного Положения о филиале ФИО4 является филиалом федерального бюджетного учреждения – ФИО7 и имеет место нахождения и почтовый адрес:.... В адресе данной воинской части номера дома не имеется, в связи с чем, заявитель не имеет реальной возможности его указать. До 2010г., военнослужащие и члены их семей, до получения жилых помещений, регистрировались по месту жительства при войсковых частях по месту прохождения службы, без указания улицы и номера дома.
Таким образом, у ФИО2 не имелось законных оснований для возврата документов, представленных на регистрацию члена семьи заявителя, а фактически - отказа в регистрации с требованием об указании адреса воинской части без ссылки на ее номер.
Кроме того, в сложившейся ситуации, в отсутствие регистрации по месту жительства нарушаются права несовершеннолетнего ребенка на реализацию прав и свобод, в частности, на получение различных социальных выплат, оказания услуг, получение бесплатной медицинской помощи, устройство в детские ясли, детский сад, поскольку обращения в указанные учреждения обусловлены административно-территориальным делением.
Также суд учитывает, что в соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления, ЗАТО г. Североморска.
Таким образом, возврат документов, поданных на регистрацию и фактический отказ в регистрации по месту жительства, нарушает права заявителя и его несовершеннолетнего ребенка, предусмотренные Конституцией РФ и Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и «О статусе военнослужащих».
С учетом выводов суда, иные доводы представителя ФИО2 на существо принимаемого судом решения не влияют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-257, 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об оспаривании действий ФИО2 - удовлетворить.
Обязать ФИО2 зарегистрировать члена семьи военнослужащего ФИО1 – дочь ФИО3, Дата года рождения, уроженку ..., по адресу: ... - в порядке, установленном действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Т.В.Роговая
Справка: по состоянию на 03.11.2010 года решение не вступило в законную силу