Дело № 2-1548 Мотивированное решение изготовлено 29.10.2010г.
Решение
Именем Российской Федерации
27 октября 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Сажневой Н.Л.,
при секретаре Яковлевой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий ФИО2
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части <данные> ... в должности <данные>. Зарегистрирован по месту жительства по адресу: ... с 09 декабря 2009г. В настоящее время проживает с семьёй на съёмной квартире.
В связи с рождением Дата у него сына, он обратился в ФИО2 с заявлением о регистрации ребёнка по месту своего жительства: .... На заявление был получен отказ, который мотивирован тем, что приказом ФМС РФ от 23 декабря 2009 N 364 в п. 70 Административного регламента, введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208, внесены изменения, согласно которых, при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Полагает отказ в регистрации ребёнка незаконным, т.к. войсковая часть <данные> не является юридическим лицом и не имеет в своем адресе улицы и номеров домов. В связи с указанным, просит обязать ФИО3 зарегистрировать сына по месту своего жительства :....
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объёме. Также пояснил, что отсутствие регистрации по месту жительства влечёт для ребёнка, а также для него, как законного представителя своего сына неблагоприятные последствия: невозможность получить полис медицинского страхования, оформления в детский сад, получения социальных гарантий и льгот, предусмотренных для членов семьи военнослужащего, зарегистрированных и проживающих совместно с ним.
Представитель заинтересованных лиц ФИО2 и ФИО3 – Суфиярова Л.В. с заявлением не согласилась и пояснила, что в соответствии с п. 79 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 г. № 208 (в редакции Приказа ФМС РФ от 23.12.2009 г. № 364) «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», новорожденные регистрируются по месту жительства родителей или одного из родителей в установленном порядке.
При проверке представленных заявителем на регистрацию документов было установлено, что заявитель просит зарегистрировать ребенка по месту своей регистрации : ....
Согласно пункту 70 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 г. № 208 военнослужащие, прибывшие на новое место военной службы по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту дислокации воинских частей.
При регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контакту и членов их семей, прибывших на новое место военной службы по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в п. 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П указывается адрес воинской части без ссылки на её номер (наименование).
В направленном командиру части письме было предложено указать адрес воинской части без ссылки на её номер (наименование).
С учетом этого, представленные документы на регистрацию новорожденного ребенка по месту жительства законного представителя -отца при войсковой части были возвращены для устранения недостатков.
Кроме того, пояснила, что в настоящее время войсковая часть <данные> не имеет в своем почтовом адресе наименования улицы и номера дома, как того требует Административный регламент. Без этих данных зарегистрировать ребенка по месту регистрации его отца не представляется возможным. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд находит доводы жалобы обоснованными, а заявление подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является военнослужащим, проходит службу по контракту в в/ч <данные> в должности <данные>, где и зарегистрирован по месту жительства с 09 декабря 2009г., что подтверждается соответствующей отметкой в паспорте.
В связи с рождением Дата у заявителя сына, ФИО4, 06.10.2010г. обратился с рапортом на имя командира части, о регистрации ребёнка по месту свое жительства в в/ч <данные>, на что была получена положительная резолюция и в ФИО2 было направлено заявление о регистрации ФИО4, Дата рождения по месту жительства отца в в/ч <данные>, однако документы были возвращены, со ссылкой на то, что необходимо указать адрес местонахождения воинской части, что предусмотрено п.70 «Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» ( в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364). Фактически ФИО3 отказал в регистрации ребёнка по месту жительства родителей, что по мнению суда является неправомерным.
Частью 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации конституционные права граждан могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 1 ГК РФ.
Согласно Закону РФ. № 1541-1 от 25 июня 1993 г «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713. каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Граждане обязаны регистрироваться по месту своего жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию;
Право военнослужащего и членов их семей на регистрацию по адресу войсковой части предусмотрено ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги и алфавитные карточки родителей (усыновителей (опекунов). Согласно п.28 Правил указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Пункт 78 Административного регламента устанавливает, что сведения на несовершеннолетних граждан, прибывших с родителями к месту жительства, вносятся в поквартирные карточки по форме 10 (приложение № 10 к регламенту) или домовые (поквартирные) книги по форме № 11 (приложение № 11 к регламенту). На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, составляется и направляется в адресно-справочное подразделение территориального органа отдельный адресный листок прибытия. На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, заполняется отдельная карточка о регистрации по форме № 9 и скрепляется с карточкой законного представителя (родителя, опекуна), который от имени ребенка представлял заявление о регистрации ребенка по месту жительства.
Вместе с тем, Административный регламент, устанавливая порядок регистрации военнослужащих и членов их семей при войсковых частях, не определяет порядок регистрации граждан в случае, если войсковая часть не имеет в своем почтовом адресе наименование улицы и номер дома. В связи с чем, до урегулирования данного вопроса на федеральном уровне, по мнению суда, ФИО3 не может ссылаться на положения Административного регламента, и должно руководствоваться прямыми нормами закона, который имеет большую юридическую силу, чем ведомственный нормативный акт.
Общий порядок регистрации военнослужащих по месту дислокации воинских частей установлен пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
В адресе воинской части <данные> наименования улицы и дома не имеется, что не отрицалось представителем ФИО3.
Таким образом, по мнению суда, до урегулирования данного вопроса на федеральном уровне, ФИО3 необходимо руководствоваться непосредственно Конституцией РФ и Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и «О статусе военнослужащих», определяющих права военнослужащих и членов их семей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-257, 194-199, ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Обязать ФИО2 зарегистрировать ФИО4, Дата г.рождения, по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Н.Л. Сажнева
СПРАВКА: по состоянию на 03.11.2010г. решение не вступило в законную силу.