Дело № 2-2200/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Койпиш В.В.,
при секретаре Логиновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения ФИО2, связанных с отказом в регистрации его и несовершеннолетнего сына ФИО3, Дата года рождения, по месту пребывания по адресу: ....
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что проходит военную службу по контракту в ФИО4.
Он обратился в ФИО2 с заявлением о регистрации его и его несовершеннолетнего сына ФИО3 при ФИО4 – месту его службы.
01 октября 2010 года ФИО2 возвратил документы, представленные на регистрацию, со ссылкой на п.70 Приказа УФМС от 20.09.2007 года № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», из которого следует, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и членов их семей, прибывших на новое место военной службы по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в п.8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
На данный момент местонахождение и почтовый адрес ФИО4: ....
В соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ, присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления ЗАТО г. Североморска.
Действия отдела, связанные с отказом в регистрации его и его несовершеннолетнего сына по месту пребывания, противоречат требованиям действующего законодательства.
В соответствии с п. 3 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Согласно ст.ст. 1, 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1 каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту пребывания не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
В соответствии с п. 79 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 года № 208 (в редакции Приказа ФМС РФ от 23.12.2009 г. № 364) «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» несовершеннолетние дети регистрируются по месту жительства родителей или одного из родителей в установленном порядке.
Отказ в регистрации по адресу места пребывания заявителя и его несовершеннолетнего ребенка нарушает права их права на свободу передвижения по территории РФ (въезд и выезд с территории ЗАТО г. Североморска осуществляется по регистрации по месту жительства (пребывания); получение индивидуального налогового номера, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, что будет являться препятствием для получения различных социальных выплат, оказания услуг и т.д.: получение бесплатной медицинской помощи (полис медицинского страхования), устройство в детские ясли, детский сад, школу.
Отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере от двух тысяч пятисот рублей.
Въезд на территорию ЗАТО без регистрации и проживание в нем в соответствии со ст.20.19 КоАП РФ также влечет наложение административного штрафа в размере от ста до одной тысячи рублей.
Просит суд признать незаконным решение ФИО2, связанное с отказом в регистрации по месту пребывания по адресу: ... – его и его несовершеннолетнего сына ФИО3. Обязать ФИО2 зарегистрировать его и сына по месту пребывания по адресу: ....
Представитель заинтересованного лица ФИО2 в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. В представленном письменном мнении, полагали требования заявителя необоснованными.
В обоснование позиции указали, что согласно п.3 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
На основании п.23 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию:
«военнослужащие, прибывшие на новое место военной службы по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту дислокации воинских частей».
Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги и алфавитные карточки родителей (усыновителей (опекунов). Согласно п.28 Правил, указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства (пребывания).
В соответствии с пунктом 70 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 г. № 208 (в редакции Приказа ФМС РФ от 23.12.2009 г. № 364) «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ: «при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контакту и членов их семей, прибывших на новое место военной службы по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в п. 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П указывается адрес воинской части без ссылки на её номер (наименование).
При проверке представленных заявителем на регистрацию документов было установлено, что заявитель просит зарегистрировать его и несовершеннолетнего ребенка по месту прохождения им военной службы - ....
В направленном заявителю письме было предложено указать адрес воинской части без ссылки на её номер (наименование) и поручить ответственному за регистрацию при войсковой части оформить листки прибытия и листок статистического учета прибытия в соответствии с Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 года № 208 (в редакции Приказа ФМС России от 23.12.2009 г. № 364).
Просили в удовлетворении заявления отказать.
Заинтересованное лицо – ФИО4 - надлежаще извещенное о месте и времени слушания дела, представителя в суд не направило. В представленном мнении полагали заявленные требования обоснованными, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что заявитель состоит на действительной военной службе в ФИО4, дислоцирующейся в ....
Заявитель обратился в ФИО2 с заявлением о регистрации его и его несовершеннолетнего сына по адресу: ..., то есть по месту прохождения им военной службы. Одновременно им были предоставлены необходимые документы.
Возвращая документы, ФИО2 указал, что в заявлении необходимо указать адрес воинской части, без ссылки на ее номер (наименование) и поручить ответственному за регистрацию при войсковой части оформить листки прибытия и листок статистического учета прибытия в соответствии с Приказом ФМС РФ от 23.12.2009 года № 364.
Пунктом 70 Административного регламента предусмотрено, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П (приложения № 12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование) (в редакции Приказа ФМС РФ от 23.12.2009 № 364).
Как установлено судом, ФИО4 дислоцируется в ..., в почтовом адресе данной воинской части нет наименования дома.
Из п.4 представленного Положения о филиале ФИО4 является филиалом ФИО5 и имеет место нахождения и почтовый адрес: .... В адресе данной воинской части наименования дома не имеется, в связи с чем заявитель не имеет реальной возможности его указать. До 2010 года, военнослужащие и члены их семей, до получения жилых помещений, регистрировались по месту жительства (пребывания) при войсковой части, где проходили службу, без указания улицы и номера дома.
Из представленного мнения ФИО2 следует, что отсутствие указанных сведений в силу п.79 Административного регламента исключает возможность регистрации членов семьи заявителя при ФИО4.
Данные действия ФИО2 не могут быть признаны обоснованными ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации конституционные права граждан могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичная норма содержится и в п. 2 ст. 1 ГК РФ.
Правовые основы и механизмы регистрации граждан по месту жительства установлены в Законе РФ от 25 июня 1993 г. № 1541-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713.
Согласно указанному Закону, а также Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Граждане обязаны регистрироваться по месту своего жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации.
Право военнослужащего и членов их семей на регистрацию по адресу войсковой части предусмотрено ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги и алфавитные карточки родителей (усыновителей (опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства (п.28 Правил).
Пункт 78 Административного регламента устанавливает, что сведения на несовершеннолетних граждан, прибывших с родителями к месту жительства, вносятся в поквартирные карточки по форме 10 (приложение № 10 к регламенту) или домовые (поквартирные) книги по форме № 11 (приложение № 11 к регламенту). На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, составляется и направляется в адресно-справочное подразделение территориального органа отдельный адресный листок прибытия. На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, заполняется отдельная карточка о регистрации по форме № 9 и скрепляется с карточкой законного представителя (родителя, опекуна), который от имени ребенка представлял заявление о регистрации ребенка по месту жительства (пребывания).
Административный регламент, устанавливая порядок регистрации военнослужащих и членов их семей при войсковых частях, не определяет порядок регистрации в случае, если войсковая часть не имеет в своем почтовом адресе наименование улицы и номер дома. В связи с чем, в спорной ситуации ссылки представителя ФИО2 на положения Административного регламента суд находит несостоятельными.
При этом, общий порядок регистрации военнослужащих по месту дислокации воинских частей установлен пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства (пребывания), в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Федеральный закон по отношению к Административному регламенту имеет большее юридическое значение.
Таким образом, у ФИО2 не имелось законных оснований для возврата документов, представленных на регистрацию членов семьи заявителя, а фактически отказа в регистрации со ссылкой на необходимость указания адреса воинской части без ссылки на ее номер. При этом, как пояснил представитель ФИО2, им известно о том, что данная войсковая часть не имеет в своем адресе наименования улицы и дома.
Кроме того, в сложившейся ситуации, в отсутствие регистрации по месту жительства нарушаются права членов семьи заявителя на реализацию прав и свобод, в частности, на получение различных социальных выплат, оказания услуг, получение бесплатной медицинской помощи, устройство в детские ясли, детский сад, школу, трудоустройство, поскольку обращения в указанные учреждения привязаны к административно-территориальному делению.
Также суд учитывает, что в соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления, ЗАТО г. Североморска.
Таким образом, возврат документов, поданных на регистрацию и фактический отказ в регистрации по месту жительства, нарушает права заявителя и членов его семьи, предусмотренные Конституцией РФ и Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и «О статусе военнослужащих».
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет заявление ФИО1
Руководствуясь ст. ст.198, 258 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об оспаривании действий ФИО2 удовлетворить.
Обязать ФИО2 произвести регистрацию ФИО1, Дата года рождения, уроженца ..., и несовершеннолетнего ФИО3, Дата года рождения, уроженца ..., по месту пребывания - ... - в порядке, установленном действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней.
Председательствующий
СПРАВКА: по состоянию на 08.11.2010г. решение не вступило в законную силу.