Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2010 года
Дело 2-1608/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Койпиш В.В.,
При секретаре Логиновой М.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жемчужновой Светланы Владимировны к ФИО1, ФИО2 об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Жемчужнова С.В. обратилась в суд с иском к ФИО1, ФИО2 об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что работает <данные> в ФИО2 с 20.11.1989 года. Педагогическую деятельность истица начала 01.11.1982 года в ФИО3. Работает <данные> 28 лет.
Согласно пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обладает правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность в учреждениях для детей более 25 лет.
10.12.2008 года обратилась в ФИО1 с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, позже дополнительно представив уточняющие справки о трудовой деятельности, повторно обратилась 26.08.2009 года Решением комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ФИО1 от 25.11.2009 года № 344 ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием 25 - летнего стажа педагогической деятельности. Решение обжаловано истицей в ФИО4, на что получен ответ от 09.03.2010 года № Ж-129-14/251 о том, что решение об отказе в назначении досрочной пенсии ФИО1 принято обоснованно.
Полагает, что отказ в назначении досрочной пенсии является незаконным, поскольку пенсионным органом необоснованно в педагогический стаж не включены периоды ее трудовой деятельности.
В частности, из педагогического стажа неправомерно исключен период нахождения в отпуске по уходу за сыном, Дата года рождения, с 09.04.1990 года по 01.09.1990 года.
Статья 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9.12.1971 года) предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. В соответствии с п. 2 Постановления СМ СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N 25 предусмотрено, что в случае, когда период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
То есть дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 1 декабря 1989 года до 6 октября 1992 года подлежит включению в педагогический стаж.
Также полагает, что ответчиком необоснованно в педагогический стаж не зачислен период работы в должности <данные> с 01.11.1982 года по 02.09.1985 года в ФИО3, указав, что ответчик ссылается на отсутствие данной должности в Списке работ, профессий и должностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (далее по тексту - Список). Однако в Списке поименована должность <данные>. При этом, по мнению истицы, указанная в трудовой книжке должность «<данные> лишь конкретизирует вид преподавательской деятельности, а не меняет ее название (<данные>). Наименование должности <данные> подразумевает отдельный вид работ, которые истица также исполняла. ФИО3 представлена справка, где указано, что занимаемая истицей должность обозначена как <данные>, что соответствует Списку.
В педагогический стаж также не включен период работы в ФИО2 с 01.01.1992 года по 21.08.1999 года в связи с тем, что в приказах по школе занимаемая истицей должность указана как <данные>, что не соответствует Списку. Однако работодателем были внесены изменения в трудовую книжку в части наименования должности, при этом предполагает, что приказ руководителем школы о переименовании должности не издавался. Просила принять во внимание, письмо Мнистерства культуры РФ от 28.10.1996 года № 01-234/16-19, где дано разъяснение о необходимости внесения в трудовые книжки правильной записи занимаемой должности <данные>».
Также указала, что письмом Минобразования РФ от 29.03.2001 года определено, что в соответствии с «Требованиями к квалификации по разрядам оплаты труда» установление разрядов ETC по итогам аттестации работников могут устанавливаться в зависимости от стажа педагогической работы. По мнению истицы, установление ей соответствующих квалификационных категорий также подтверждает продолжительность педагогического стажа.
Просит признать решение ФИО1 от 25.11.2009 года № 344 незаконным, включить в педагогический стаж период работы в должности <данные> в ФИО3 с 01.11.1982 года по 02.09.1985 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 09.04.1990 года по 01.09.1990 года; период работы в должности <данные> в ФИО2 с 01.01.1992 года по 21.08.1999 года, а также назначить досрочно трудовую пенсию с момента обращения в ФИО1 - с 26.08.2009 года.
Истица, извещенная надлежащим образом о дате и времени слушания по делу, в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на иске настаивает.
Представители ответчика ФИО1 – Завальнюк Л.В., Азарова Н.С. в судебных заседаниях с заявленными истицей исковыми требованиями не согласились, просили в иске отказать. В обоснование возражений указали, что 26.08.2009 года Жемчужнова С.В. в возрасте 47 лет обратилась в ФИО1 с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии ФИО1 от 25.11.2009 г. № 344 истице отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. На момент обращения специальный стаж педагогической деятельности истицы составил 15 лет 06 месяцев 08 дней. Согласно пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В стаж педагогической работы истицы не включены периоды работы в должностях: <данные> и <данные> с 01.11.1982 года по 02.09.1985 года, <данные> с 01.01.1992 года по 21.08.1999 года, так как данные должности не поименованы в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
Разделом 2 «Учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) вышеуказанного Списка, предусмотрена «детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств», а разделом 2 «Наименование должностей» данного Списка поименована должность «преподаватель».
Согласно п. 9 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 работа в должности «педагога» засчитывается в педагогический стаж за период до 01.01.1992 года.
Также из педагогического стажа исключен период отпуска по уходу за ребенком до трех лет с 09.04.1990 года по 01.09.1990 года.
Период нахождения женщин по уходу за ребенком до достижения им полутора лет до 06.10.1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543 - 1 «О внесении вменений и дополнений в КЗоТ РФ» включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, согласно п. 21 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 5» О порядке применения Списков».
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, отпуска без сохранения заработной платы также не включены в педагогический стаж. Просили в иске истице отказать.
Ответчик ФИО2 представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, мнение по иску не представил.
Заслушав представителей пенсионного органа, исследовав материалы дела, «отказное» выплатное дело, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица 15.12.2008 года обратилась с заявлением о ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что приобрела необходимый 25-летний стаж работы для ее назначения в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25.11.2009 года № 344, ответчик отказал истице в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, при этом исключив из педагогической деятельности следующие периоды:
- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 09.04.1990 года по 01.09.1990 года;
- период работы в должности <данные> и <данные> в ФИО3 с 01.11.1982 года по 02.09.1985 года,
- период работы в должности <данные> в ФИО2 с 01.01.1992 года по 21.08.1999 года.
Разрешая заявленные исковые требования, суд частично не соглашается с указанным решением ответчика по следующим мотивам.
Частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации предписано, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного Закона, имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно п. 2 ст. 27 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7-13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.
Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, а также утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Также пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 года, предусмотрено, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в период с 09.04.1990 года по 01.09.1990 года (сын ФИО5, Дата года рождения, л.д. 9).
Принимая решение в части включения в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 09.04.1990 года по 01.09.1990 года, суд исходит из того, что право на включение указанного периода в стаж работы по специальности возникло у истицы до внесения изменений в законодательство (вступления в силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"), в связи с чем период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенное в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Учитывая, что отпуск истицы по уходу за ребенком предоставлялся в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 09.04.1990 года по 01.09.1990 года (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж истицы, дающий право на досрочную пенсию.
По мнению суда, ответчиком также необоснованно не включен в педагогический стаж период работы истицы должности <данные> в ФИО2 с 01.01.1992 года по 21.08.1999 года.
При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, руководствуются Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Пунктом 4 Правил установлено, что периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Разделом 2 «Учреждения дополнительного образования детей вышеуказанного Списка предусмотрена «детская школа искусств», в том числе по виду (видам) искусств, а разделом 2 «Наименование должностей» данного Списка поименована должность «преподаватель».
Из трудовой книжки истицы (л. 12) следует, что 20.11.1989 года истица была принята в ФИО2 (ранее населенный пункт имел наименование ...) ... на постоянную работу <данные> на основании приказа от 20.11.1989 года № 81, о чем работодателем произведена запись № 10.
Далее в трудовой книжке (после записи № 12 от 30.12.1998 года) имеется запись о недействительности записи № 10, одновременно внесена запись под той же нумерацией (№10) о том, что истица принята на постоянную работу преподавателем по классу скрипки со ссылкой на приказ № 181-М Минобразования РФ от 11.10.1993 года.
Основанием внесения данных записей о переименовании занимаемой истицей должности указан все тот же приказ от 20.11.1989 года № 81, иных документов, подтверждающих основания внесения в трудовую книжку изменений записи № 10 в деле не имеется.
Содержание пунктов 10 и 11 Постановления Пленума Верховного Суда 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» сводится к тому, что при расчете специального стажа медицинских и педагогических работников при определении их права на досрочную пенсию по выслуге лет в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует руководствоваться теми Списками, которые действовали на момент выполнения такой работы.
Согласно п.3 Постановления Правительства от 22 сентября 1999 года № 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Причем, условий выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) Постановление не содержит.
В Списке от 6 сентября 1991 года N 463 названы преподаватели внешкольных учреждений, наименование должности «педагог» отсутствует.
Перечня внешкольных учреждений (учреждений дополнительного образования детей) непосредственно в Списке от 6 сентября 1991 года N 463 не имеется, в связи с чем подлежит применению Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей (приложение к инструктивному письму Минобразования России от 24 марта 1997 года N 12), согласно которому к учреждениям дополнительного образования детей относятся, в том числе и школы (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств и др.).
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в период трудоустройства истцы в 1989 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденный Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 года № 1397, согласно которому зачету в специальный педагогический стаж подлежали периоды работы в должности как <данные>, так и <данные>.
Указанный Перечень учреждений, организаций и должностей, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 действовал в период Списка от 6 сентября 1991 года N 463 и утратил силу лишь с 1 октября 1993 года согласно Постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки" и Министерство труда Российской Федерации от 11 ноября 1992 года № 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации» должность <данные> не предусмотрена.
Письмом Минобразования РФ от 11.10.1993 года N 181-м «О пенсии за выслугу лет» обращено внимание, что на территории Российской Федерации не применяется Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 года № 1397 с 01 октября 1993 года и доведено для руководства в работе Постановление Правительства Совета Министров РСФСР от 06.09.1991года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Также указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), при этом в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается также работа за период до 1 января 1992 года в должностях: педагог - воспитатель, медсестра ясельной группы, педагог.
Тот факт, что после отмены Постановления Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 года № 1397 и утверждения Списка от 06.09.1991 года, учитывая разъяснения указанного письма Минобразования работодателем (ФИО2) должность истица не была своевременно и должным образом тарифицирована и переименована в <данные>, по мнению суда, не может служить основаниям к отказу в удовлетворении требований в данной части.
Письмом от 28.10.1996 года № 01-234/16-19 Министерство культуры РФ указало органам управления культуры администраций краев, областей, что нормативными документами (в частности, Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.03.1991 года № 70 «Об утверждении новых размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивных учреждений) с марта 1991 года должность <данные> не предусмотрена, в связи с чем рекомендовано привести в соответствие наименование должностей, занимаемыми работниками образования, занятыми педагогической детальностью в школах искусств и других учреждениях образования для детей, при необходимости внести изменения в трудовые книжки, поименовав должность как <данные> вместо <данные>, руководствуясь утвержденным Постановлением Совмина от 06.09.1991 года № 463 Списком профессий, Постановлением Минтруда России от 11.11.1992 года № 33 об утверждении тарифно-квалификационных характеристик на учителя, преподавателя, а также письмом Минобразования от 11.10.1993 года № 181-М.
Внесение в трудовую книжку истицы записи о переименовании должности (после записей от 1998 года) со ссылкой на Приказ Минобразования № 181-М от 11.03.1993 года указывает, что имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах, с учетом разъяснений, данных в Письме Министерства культуры от 28.10.1996 года.
Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в его Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, согласно которой ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд исходит из того, что поскольку на момент трудоустройства и частично работы в должности педагога Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривалось включение данной работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, а также учитывая, что впоследствии должность переименована в <данные> в соответствии со Списком от 06.09.1991 года, спорный период работы с 01.01.1992 года по 21.08.1999 года подлежит включению в стаж для назначения досрочной пенсии.
Кроме того, как следует из представленной копии трудового договора (л.д. 32), заключенного 21.11.1989 года между Жемчужновой С.В. и ФИО2, истица принималась на должность <данные>.
В части требований о включении в специальный стаж периода работы с 01.11.1982 года по 02.09.1985 года в должности преподавателя по классу скрипки и иллюстратора, суд отказывает в их удовлетворении, руководствуясь следующим.
Как установлено судом, <данные> (Жемчужнова) С.В. 01.11.1982 года принята в ФИО3 временно <данные> на основании приказа от 30.10.1982 года № 74, 12.09.1983 года принята на постоянную работу <данные>; 02.09.1985 года уволена по собственному желанию (л.д. 10).
Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет от 17.12.1959 года № 1397, а также Списку от 6 сентября 1991 года N 463, в специальный стаж засчитывалась работа в музыкальных школах в должности «преподавателя» независимо от выполнения нормы рабочего времени или учебной нагрузки, при этом наименование должностей как <данные>, так <данные> отсутствует.
Вместе с тем, из представленных суду доказательств, установить работала ли истица в качестве <данные>, стаж работы которого не входит в «педагогический» стаж, или выполняла работу преподавателя с какой-либо минимальной педагогической нагрузкой, работа которого засчитывается в специальный стаж, не представляется возможным.
В справке ФИО3 от 10.06.2009 года № 01-09/102 указаны сведения о работе <данные> (Жемчужновой) С.В. в должности <данные> – 2 часа в неделю и в должности <данные> с педагогической нагрузкой (млад-2,6 часов, стар-12 часов в неделю) с 01.11.1982 года (приказ от 30.10.1982 года № 74) по 02.09.1985 года (приказ от 02.09.1985 года № 64). Основанием выдачи справки являются лицевые счета за 1982-1985 года, приказы за период 1982-1985 года, табель учета рабочего времени.
Однако, в деле также имеется справка ФИО3 от 29.09.2009 года № 01-09/147, в которой указаны периоды работы истицы, должности, номера и даты приказов, но при этом, отмечено, что сведения о педагогической нагрузке в приказах и лицевых счетах не указывались.
В связи с необходимостью подтверждения достоверности сведений, указанных в справке ФИО3 от 10.06.2009 года № 01-09/102, судом запрошены документы, подтверждающие наличие педагогической нагрузки (то есть выполнение должностных обязанностей по должности <данные>) Жемчужновой С.В. в указаный период.
Согласно ответу ФИО3 от 18.10.2010 года № 01-09/173, сведения в справке от 10.06.2009 года № 01-09-102 о работе <данные> (Жемчужновой) С.В. <данные> с педагогической нагрузкой (млад.-26 часов, стар. - 12 часов в неделю), с указанием приказов, работы в должности <данные>, а также основания выдачи справки: приказы за период с 1982-1985 года и табель учета рабочего времени являются припиской, сделанной другим лицом, в связи с чем, просили считать справку недействительной. Также указали, что ведение табеля учета рабочего времени на <данные> не предусмотрено. Журналы индивидуальных занятий и тарификационные ведомости, которые являются основаниям для начисления заработной платы, не сохранились ввиду истечения срока хранения.
В представленных копиях лицевых счетов за период с 1982 по 1985 годы в отношении <данные> (Жемчужновой) С.В. указаны размеры ставки по должности <данные> 85 руб., <данные> 90 руб., однако, в графе «причитается заработная плата по основной ставке» записей за 1982 год, 1983 год, 1985 год не имеется, графа «по другим видам зарплаты» содержит ссылку на <данные>. В графе по «основной ставке» за 1984 год имеется запись <данные>. Однако, деятельность в должности как <данные>, так и <данные> в специальный стаж не засчитывается.
Иные документы, представленные истицей, в частности копии характеристики в отношении истицы как на преподавателя ФИО3 по <данные> и справки музыкального училища от 02.09.1985 года об участии в составе <данные> на существо спора не влияют и не могут служить доказательствами по данному делу, так как указанные документы не содержат сведений о периоде работы, педагогической деятельности, кроме того, не указана дата выдачи характеристики.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для включения в педагогический стаж истицы периода работы в ФИО3 с 01.11.1982 года по 02.09.1985 года
Таким образом, суд признает незаконным решение комиссии по назначению пенсий ФИО1 от 20 ноября 2009 года в части не включения в специальный стаж истицы периодов с 09.04.1990 года по 01.09.1990 года и с 01.01.1992 года по 21.08.1999 года и включает указанные периоды работы в специальный стаж истицы.
Согласно представленным документам, при условии включения спорных периодов: отпуска по уходу за ребёнком с 09.04.1990 года по 01.09.1990 года и периода работы с 01.01.1992 года по 21.08.1999 года - на момент обращения истицы в ФИО1 (26.08.2009 года) педагогический стаж истицы составит 23 года 01 мес. 19 дней, то есть менее 25 лет.
Поскольку у истицы отсутствует необходимый специальный стаж 25 лет, требования о назначении ей трудовой пенсии по старости с 26.08.2009 года не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования законными и обоснованными и подлежащим удовлетворению частично.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Жемчужновой Светланы Владимировны удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии по назначению пенсий ФИО1 от 20 ноября 2009 года в части не включения в специальный стаж Жемчужновой Светланы Владимировны период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 09.04.1990 года по 01.09.1990 года и период работы в должности <данные> в ФИО2 с 01.01.1992 года по 21.08.1999 года.
Обязать ФИО1 включить в специальный стаж Жемчужновой Светланы Владимировны для льготного назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 09.04.1990 года по 01.09.1990 года и период работы в должности <данные> в ФИО2 с 01.01.1992 года по 21.08.1999 года.
В остальной части исковых требований отказать.
ФИО2 от ответственности по настоящему иску освободить.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий В.В.Койпиш
СПРАВКА: по состоянию на 19.11.2010г. решение не вступило в законную силу.