Дело № 2-2239/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Роговой Т.В.
при секретаре Бухаловой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 (в лице законного представителя Васильевой Екатерины Сергеевны) к ФИО2 о признании права на приватизацию жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Васильева Е.С., действуя в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, обратилась в суд с иском к ФИО2 о признании за сыном права на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: ..., признании отказа в приватизации квартиры недействительным и понуждении ответчика к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность.
В обоснование иска указала, что на основании договора социального найма жилого помещения б/н от 20.10.2003 года, заключенного между ней и ФИО2, она является нанимателем двухкомнатной квартиры Номер, общей площадью <данные> кв.м, расположенной по вышеуказанному адресу.
В квартире также зарегистрированы и проживают ее сын ФИО1, Дата года рождения, и её супруг – Васильев С.М.
08 октября 2010 года, приняв решение приватизировать указанную квартиру на имя сына, обратилась в ФИО2 с соответствующим заявлением, на что получила отказ со ссылкой на Постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 и п.п.«г» п.1 ст.114 Конституции РФ.
Полагает, что, поскольку занимаемая ими квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», отказ ответчика является неправомерным и нарушает право ее сына на приватизацию жилья.
Просила признать за несовершеннолетним ФИО1 право на приватизацию квартиры Номер, расположенной по адресу: ..., признать отказ в приватизации квартиры недействительным, обязать ответчика заключить договор на бесплатную передачу жилого помещения в собственность ФИО1
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, обосновала по доводам, приведенным в исковом заявлении, уточнила и дополнительно пояснила, что работала в ФИО2 с мая 2003 года по бессрочному трудовому договору, проживала в общежитии по .... В связи с отсутствием квартиры, подала заявление ответчику о предоставлении жилья и спорное жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, было предоставлено ей как работнику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий. Договор найма жилого помещения заключен 20.10.2003 года на срок до 20.10.2008 года. 14.04.2008 года заключено дополнительное соглашение к договору найма, согласно которому п.1.5 договора найма изложен в следующей редакции: «Совместно с «Нанимателем» постоянно проживают члены семьи: Муж – Васильев Сергей Михайлович, Дата.р., Сын – ФИО1 – Дата г.р.» После 20.10.2008 года договор с ней не перезаключался, ее выселения ответчик не требовал, а в октябре 2010 года ей выдана справка ФИО2 о том, что договор следует считать бессрочным. Оплату за жилое помещение вносит как наниматель. С октября 2010 года уволилась из ФИО2 по собственному желанию.
Отказ в приватизации квартиры ответчик мотивировал необходимостью получения согласия на это собственника жилого помещения. Однако, с позицией ответчика истица не согласна, полагая, что она противоречит положениям Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Кроме того, квартира не является служебной.
Пояснила, что ранее она и супруг участвовали в приватизации жилого помещения в ..., поэтому в настоящее время действует лишь в интересах сына, который является членом ее семьи, проживает в квартире с правом на жилое помещение и ранее в приватизации не участвовал.
Просила признать за ее сыном право на участие в приватизации спорной квартиры, обязать ответчика заключить с ним договор на бесплатную передачу квартиры в собственность сына.
Ответчик ФИО2 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном мнении выразил несогласие с иском по следующим основаниям.
Так, указал, что квартира Номер, расположенная по адресу: ..., относится к государственному имуществу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.02.2010, и является федеральной собственностью.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых вопросах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, законом не предусмотрены основания и условия приватизации данного жилого помещения.
В соответствии с приложением № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 имущество Вооруженных Сил – это объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности. Объекты государственной собственности, указанные в названном приложении, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятии, относятся исключительно к федеральной собственности.
Кроме того, согласно п.2 Постановления Правительства РФ № 1131 от 06.10.1999 перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов РФ по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, согласованному с органами местного самоуправления.
Считает, что спорное жилое помещение в настоящее время не подлежит безвозмездной передаче в собственность граждан и просит в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо Васильев С.М. в судебном заседании требования истицы поддержал, пояснил, что состоит с ней в браке, является отцом несовершеннолетнего ФИО1. Не возражает против участия сына в приватизации жилого помещения. Свое право на приватизацию жилого помещения он реализовал в ..., поэтому участвовать в бесплатной приватизации жилья в ... не может.
ФИО3, привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, требование суда о представлении в письменном виде мотивированного мнения по иску не исполнил, представителя в суд не направил, возражений по иску не заявил. При таких обстоятельствах суд рассматривает спор на основании представленных в дело доказательств.
Заслушав истицу, 3-е лицо Васильева С.М., исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, Васильевой Е.С. в связи с трудовыми отношениями на основании договора найма жилого помещения б/н от 20.10.2003 года предоставлена (на двух человек – неё и её супруга) двухкомнатная квартира Номер, общей площадью <данные> кв.м, расположенная в жилом доме Номер, принадлежащем администрации .... Васильева Е.С., её супруг Васильев С.М. и их сын ФИО1 зарегистрированы в указанном жилом помещении постоянно по найму. Владельцем квартиры является ФИО2. Изложенное подтверждается копией договора найма жилого помещения от 20.10.2003 года, дополнительным соглашением от 14.04.2008 года, справкой формы № 9 от 05.10.2010 года.
Указанная квартира приобретена ФИО2 на основании договора дарения от 04.04.2003 года (от физического лица), право оперативного управления на жилое помещение зарегистрировано в ЕГРП, о чем ответчику выдано соответствующее свидетельство серии Номер от 16.10.2003 года.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Номер от 05.02.2010, выписке из реестра федерального имущества, квартира Номер по адресу: ... находится в собственности Российской Федерации, внесена в реестр федерального имущества, правообладателем является ответчик ФИО2
Как следует из пояснений Васильевой Е.С., копии договора найма жилого помещения от 20.10.2003 года, в момент предоставления указанного жилого помещения договор найма был заключен с истицей сроком на 5 лет, до 20.10.2008 года. По истечении указанного срока новый договор не заключался, а прежний – не расторгался. Напротив, 13.10.2010 года ответчиком выдана справка Номер о том, что договор найма жилого помещения б/н от 20.10.2003 года, заключенный с Васильевой Е.С., считать договором социального найма жилого помещения, договор является бессрочным, так как в соответствии со ст.19 п.2 ЖК РФ данная квартира относится к Государственному жилищному фонду и в соответствии со ст.19 п.3 ЖК РФ по цели использования относится к жилищному фонду социального использования.
На обращение истицы по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения ответчик сообщил, что для передачи квартиры в собственность необходимо разрешение собственника, поскольку спорная квартира является федеральной собственностью, принадлежит ФИО2 на праве оперативного управления, в соответствии с п.п.«г» п.1 ст.114 Конституции РФ и п.15 Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 № 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство РФ.
Данное мнение ответчик поддержал и при разрешении спора.
Вместе с тем, суд находит позицию ФИО2 основанной на ошибочном толковании закона.
В соответствии с Положением о ФИО2 от 2000 года ответчик является юридическим лицом, создан для обеспечения всеми видами квартирного довольствия воинских частей, одной из его основных задач является учет военнослужащих, рабочих и служащих Вооруженных Сил РФ в гарнизоне Североморск, нуждающихся в жилой площади; имущество ФИО2 находится у него в оперативном управлении. Таким образом, ФИО2 является органом военного управления в соответствии со структурой Министерства обороны РФ.
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082).
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п.2 раздела II Приложения № 1 к указанному выше Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 имущество Вооруженных Сил, как объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, относится исключительно к объектам федеральной собственности, управление и распоряжение которыми осуществляет Правительство РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ (п.15 Постановления).
Согласно Постановлению Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 функциями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ, наделено Министерство обороны РФ, которое осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочия собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства (п.«а»); осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (п.«е»); закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п.«ж»).
Приватизация государственного имущества (имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. федерального имущества) в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» осуществляется путем возмездного отчуждения в собственность физических и юридических лиц (статья 1).
Вместе с тем, согласно ст.3 действие названного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации закреплены Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Целью названного Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Приватизация в Российской Федерации обусловлена переходом к многообразию форм собственности, свободе экономической деятельности, гарантированным, в частности, статьями 8 и 34 Конституции Российской Федерации. Установление права на приватизацию осуществляется публичной властью. В то же время, закрепляя в законе это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в статье 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, определен частью первой ст.4 Закона, к числу которых отнесены жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Таким образом, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» определен исчерпывающий перечень объектов, не подлежащих приватизации исходя из обстоятельств, обусловливающих особенности правового режима жилья, исключающие возможность передачи его в частную собственность.
В силу части второй ст.4 Закона согласие собственника для принятия решения о приватизации требуется лишь при приватизации служебных жилых помещений и находящихся в сельской местности стационарных учреждений социальной защиты населения.
Кроме того, при оценке доводов ответчика суд также принимает во внимание, что согласно ст.1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд составляет совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц);
2) государственный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям).
Аналогичное по содержанию правовое регулирование предусматривалось и статьей 5 Жилищного кодекса РСФСР (действующего до 01.03.2005).
Кроме того, в силу п.3 ст.19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования; 2) специализированный жилищный фонд; 3) индивидуальный жилищный фонд; 4) жилищный фонд коммерческого использования.
Определяя статус жилого помещения по ..., а также основания предоставления жилья истице, суд исходит из положений статей 50-61 Жилищного кодекса РСФСР (действующего в момент предоставления истице жилья), статей 19, 60-69 Жилищного кодекса РФ и полагает, что квартира предоставлена истице и членам ее семьи по договору социального найма во владение и пользование для проживания в нем на неопределенный срок, что ответчиком не оспаривается.
При этом суд учитывает, что в установленном порядке спорной квартире не придан статус специализированного жилого помещения, квартира не переведена в жилищный фонд коммерческого использования, не относится к индивидуальному жилищному фонду (так как находится в собственности не юридического лица, а Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что в рассматриваемом случае согласие собственника имущества на его приватизацию не требуется.
Кроме того, необходимость получения согласия собственника государственного жилищного фонда на приватизацию жилого помещения (как полагает ответчик) фактически означало бы законодательное закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
При разрешении спора суд также принимает во внимание, что спорная квартира находится в жилом доме, принадлежащем администрации ЗАТО г.Североморск (т.е. в муниципальном жилом фонде, что подтверждается справкой формы № 9); истица вносит плату за проживание и пользование жилым помещением на общих основаниях, а именно на условиях социального найма (о чем она пояснила в судебном заседании).
Из представленных в дело доказательств усматривается, что условия для однократной бесплатной передачи жилья в собственность несовершеннолетнего сына истицы - ФИО1 - соблюдены, так как ранее правом на приватизацию он не пользовался, что подтверждается справкой ГУПТИ Номер от 22.10.2010. Доказательств наличия иных препятствий для осуществления приватизации жилого помещения ответчик не привел.
Следовательно, несовершеннолетний ФИО1, зарегистрированный и проживающий в спорном жилом помещении, вправе приобрести его в собственность в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Возражений от нанимателя жилья – Васильевой Е.С., а также члена семьи нанимателя Васильева С.М. (отца несовершеннолетнего) против заключения с ФИО1 договора на бесплатную передачу спорной квартиры в его собственность не имеется.
В соответствии с положениями ст.6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" суд возлагает обязанность по заключению договора приватизации на ФИО2, в связи с тем, что квартира ... закреплена за данным учреждением на праве оперативного управления до настоящего времени.
На основании вышеизложенного суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.
Иные доводы ответчика, с учетом выводов суда, на существо спора не влияют.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений статьи 56 ГПК РФ и в пределах заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 (в лице законного представителя Васильевой Екатерины Сергеевны) - удовлетворить.
Признать за несовершеннолетним ФИО1 право на приватизацию жилого помещения – квартиры Номер, расположенной в ....
Обязать ФИО2 заключить с ФИО1 (в лице законного представителя Васильевой Екатерины Сергеевны) договор на бесплатную передачу в собственность жилого помещения – квартиры Номер, общей площадью <данные> кв.м, в том числе жилой площадью <данные> кв.м, расположенной в ....
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней.
Председательствующий Т.В. Роговая