Дело № 2-2231
Решение
Именем Российской Федерации
03 ноября 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Сажневой Н.Л.,
при секретаре Яковлевой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий ФИО2
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в ФИО3 .... В связи с прибытием к новому месту службы в ... он обратился в ФИО2 с заявлением о регистрации его и членов его семьи : жены ФИО4 м сына ФИО5 по адресу войсковой части, где он проходит службу: .... Однако на его заявление был получен отказ, который мотивирован тем, что приказом ФМС РФ от 23 декабря 2009 N 364 в п. 70 Административного регламента, введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208, внесены изменения, согласно которых, при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Полагает отказ в регистрации его и семьи незаконным, т.к. ФИО3 не имеет в своем адресе улицы и номеров домов. В связи с указанным, просит обязать ФИО2 зарегистрировать его и прибывшую с ним жену и сына по адресу воинской части в которой он проходит службу: ....
В судебном заседании ФИО4 действующая в своих интересах и своего несовершеннолетнего сына, а также по доверенности представляющая интересы своего супруга ФИО1, заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении. Также дополнила, что без оформления регистрации супруг не может получать денежную компенсацию за поднаём жилья, она не может встать на учет в Центре занятости населения для трудоустройства, ей и сыну не могут оформить медицинские полисы, также возникают трудности для проезда в ЗАТО, т.к. у неё нет регистрации на территории РФ, с регистрации по последнему месту жительства во ... семья снялась в связи со сдачей квартиры и переездом к новому месту службы мужа в ....
Кроме того, отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания, а также въезд на территорию ЗАТО и проживание в нем без регистрации, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.15 КоАП РФ и ст. 20.19 КоАП в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей и от ста до одной тысячи рублей соответственно.
ФИО2 своего представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв, в котором ссылалось на те же обстоятельства, что и в ответе на имя командира ФИО3 - необходимо указать адрес воинской части без ссылки на её номер. При поступлении материалов, оформленных с соответствии с действующим законодательством, семья будет зарегистрирована.
Выслушав ФИО4, исследовав представленные документы, суд находит доводы жалобы обоснованными, а жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно п.3 ст.15 ФЗ « О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является военнослужащим, проходит службу по контракту в ФИО3 ..., куда прибыл в связи с переводом из .... Вместе с ним прибыли члены его семьи –жена и сын. Квартиру, где был зарегистрирован ФИО1 с семьёй, заявитель сдал в установленном порядке, о чём имеется справка. Соответственно все члены семьи сняты с регистрационного учета. До получения служебного жилья, ФИО1 обратился в ФИО2 с заявлением о регистрации его и членов его семьи по месту жительства при ФИО3, представив все необходимые для этого документы и ходатайство командира воинской части. Однако письмом за подписью начальника ФИО2 документы были возвращены, со ссылкой на то, что необходимо указать адрес местонахождения воинской части, что предусмотрено п.70 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ ( в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364).
Указанные действия суд полагает неправомерными, нарушающими права и законные интересы заявителя и членов его семьи.
Частью 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации конституционные права граждан могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 1 ГК РФ.
Согласно Закону РФ № 1541-1 от 25 июня 1993 г «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713. каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Граждане обязаны регистрироваться по месту своего жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию;
Право военнослужащего и членов их семей на регистрацию по адресу войсковой части предусмотрено ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги и алфавитные карточки родителей (усыновителей (опекунов). Согласно п.28 Правил, указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Пункт 70 Административного регламента, введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208( в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364) предусматривает, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Вместе с тем, Административный регламент, устанавливая порядок регистрации военнослужащих и членов их семей при войсковых частях, не определяет порядок регистрации граждан в случае, если войсковая часть не имеет в своем почтовом адресе наименование улицы и номер дома. В связи с чем, суд полагает, что до урегулирования данного вопроса на федеральном уровне, ФИО2 не может ссылаться на положения Административного регламента, и должно руководствоваться прямыми нормами закона, который имеет большую юридическую силу, чем ведомственный нормативный акт.
Общий порядок регистрации военнослужащих по месту дислокации воинских частей установлен пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Как следует из п.4 представленного Положения о филиале ФИО3 является филиалом ФИО6 и имеет место нахождения и почтовый адрес:.... В адресе данной воинской части номера дома не имеется, в связи с чем, заявитель не имеет реальной возможности его указать.
При этом проживание ФИО1 и членов его семьи без регистрации ведёт к ограничению прав семьи военнослужащего на получение бесплатной медицинской помощи, обеспечения ребёнка местом в детском образовательном учреждении, трудоустройства жены и социальных мер защиты, определенных для военнослужащих и членов их семей ФЗ «О статусе военнослужащих».
Кроме того, вынужденное проживание заявителя и его супруги без регистрации может повлечь для них негативные последствия, т.к. отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания, а также въезд на территорию ЗАТО и проживание в нем без регистрации, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.15 КоАП РФ и ст. 20.19 КоАП.
Таким образом, возврат документов, поданных на регистрацию и фактический отказ в регистрации по месту жительства, нарушает права заявителя и членов его семьи, предусмотренные Конституцией РФ и Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и «О статусе военнослужащих».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-257, 194-199, ГПК РФ
решил:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Обязать ФИО2 зарегистрировать ФИО1, ФИО4 и ФИО5 по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Л. Сажнева