об оспаривании действий должностных лиц



Дело № 2-2329/ 2010 Мотивированное решение изготовлено 30.12.2010г.

Решение

Именем Российской Федерации

25 ноября 2010 года

Североморский городской суд Мурманской области

в составе председательствующего судьи Сажневой Н.Л.,

при секретаре Яковлевой Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий ФИО2

установил:

ФИО1. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что после окончания военного института, он прибыл в августе 2010г. к месту службы в ..., в ФИО3, в связи с чем, обратился в ФИО2 с заявлением о регистрации его по месту пребывания ФИО3, т.к. служебной квартирой не обеспечен. Также было представлено ходатайство командира части. В ответ на заявление им получен отказ, за подписью начальника ФИО2 от 02 ноября 2010 года. В обоснование отказа сообщалось, что приказом ФМС РФ от 23 декабря 2009 №364 в п. 70 Административного регламента, введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208, внесены изменения, согласно которых при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).

ФИО3, куда он прибыл для прохождения службы, не имеет в своем адресе улицы и номера дома. Все предыдущие годы регистрация военнослужащих осуществлялась по адресу: ... В пункте 5 Положения о филиале - ФИО3 ФИО4 указано место нахождение и почтовый адрес ФИО3: ....

В соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления, ЗАТО г. Североморска.

Полагает, что отказ в регистрации по месту пребывания в ФИО3 противоречит Закону РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, право места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которых военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

В судебном заседании ФИО1. доводы заявления поддержал, также пояснил, что без оформления регистрация он не может выезжать за пределы ЗАТО. В настоящее время у него нет никакой регистрации на территории РФ, т.к. он снят с регистрации по месту жительства в ..., где был зарегистрирован до окончания института. Кроме того, отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания, а также въезд на территорию ЗАТО и проживание в нем без регистрации, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.15 КоАП РФ и ст. 20.19 КоАП в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей и от ста до одной тысячи рублей соответственно. Зарегистрироваться в съёмной квартире, он не может, т.к. собственник квартиры на это не согласен. В настоящее время предоставить служебное жильё войсковая часть ему также не может. В связи с указанным просит обязать ФИО2 зарегистрировать его по месту пребыванияа по адресу: ....

Представитель заинтересованного лица –ФИО5 и ФИО2 в судебное заседание не явился. ФИО2 представил отзыв за подписью начальника отдела, в котором с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на положения п.70 Административного регламента, просил в удовлетворении заявления отказать.

Представитель ФИО3 Коротков В.В. заявление ФИО1. поддержал, просил его удовлетворить. Кроме того, пояснил, что довод ответчика о том, что пункт 70 Административного регламента..., утверждённого Приказом ФМС России от 20 сентября 2007 года № 208, запрещает регистрацию военнослужащих по адресу воинской части, если в её реквизитах отсутствует адрес с указанием улицы и номера дома, является несостоятельным. Указанный пункт всего лишь указывает на порядок заполнения оттиска штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и пункта 8 листка статистического учета прибытия по форме N 12П, в случае если воинская часть имеет в своём адресе наименование улицы и номера дома. Более того, ранее, пунктом 70 того же регламента было оговорено, что наименование улицы и номера дома указывалось только для органов военного управления не имеющих в своём наименовании указания - «Войсковая часть 00000», (например «Главное командование ВВС», или «Ленинградское высшее военное училище» или «Генеральный штаб ВС РФ»). Ссылка ответчика на указания Министра обороны о порядке регистрации военнослужащих по адресам воинских частей только с указанием улицы и номера дома также несостоятельна, так как данные указания в войска не поступали, официально не публиковались, по сути являются деловой перепиской между министерствами, о согласовании вопроса по регистрации военнослужащих по адресам тех воинских частей, которые имеют в своём адресе наименование улицы и номера домов.

Кроме того, в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, в развитие федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», военнослужащие и члены их семей отнесены к исключительной категории граждан, которые имеют право на регистрацию по адресу воинской части, где они проходят военную службу. При этом войсковая часть может находиться вне пределов населенного пункта, где нет улиц и домов.

Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд находит доводы заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1. является военнослужащим, проходит службу по контракту в ФИО3, куда прибыл в августе 2010г,. после окончания военного института. С регистрационного учета по месту жительства в ... снят 26.07.2010г. До получения служебного жилья, ФИО1 обратился в ФИО2 с заявлением о регистрации по месту пребывания с 27 октября 2010г. по 26 октября 2011 года при ФИО3, представив все необходимые для этого документы. Однако, письмом за подписью начальника ФИО2, документы были возвращены, со ссылкой на то, что необходимо указать адрес местонахождения воинской части, что предусмотрено п.70 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ ( в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364). Фактически ФИО2 отказал в регистрации заявителя по месту пребывания, т.к. в/ч, где проходит службу заявитель, не имеет адреса(названия улицы и номер дома) и указать его заявитель не может.

Указанные действия суд полагает неправомерными, нарушающими права и законные интересы заявителя

Частью 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации конституционные права граждан могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 1 ГК РФ.

Согласно Закону РФ № 1541-1 от 25 июня 1993 г «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713. каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

Граждане обязаны регистрироваться по месту своего жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию; При этом регистрация носит заявительный порядок.

Право военнослужащего и членов его семьи на регистрацию по адресу войсковой части предусмотрено ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

До внесения изменений приказом УФМС №364 от 23.12.2009г. п.70 предусматривал, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме N 12П (приложение N 12 к Регламенту) указывается адрес воинской части, а в случае, если подразделение Министерства обороны Российской Федерации не содержит термина "войсковая часть N 00000", в реквизитах штампа о регистрации по месту жительства указывается полное либо допускаемое сокращенное наименование соответствующего органа военного управления и его адрес».

Пункт 70 Административного регламента, введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208( в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364) предусматривает, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование). Вместе с тем, Административный регламент, устанавливая порядок регистрации военнослужащих и членов их семей при войсковых частях, не определяет порядок регистрации граждан в случае, если войсковая часть не имеет в своем почтовом адресе наименование улицы и номер дома.

В связи с указанным, по мнению суда, до урегулирования данного вопроса на федеральном уровне, ФИО2 не может ссылаться на положения Административного регламента, и должно руководствоваться прямыми нормами закона, который имеет большую юридическую силу, чем ведомственный нормативный акт.

Общий порядок регистрации военнослужащих по месту дислокации воинских частей установлен пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

При этом Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995г., а также Административный регламент, не предусматривают отказ в регистрации по каким-либо основаниям, т.к. регистрация носит заявительный характер.

Из п.5 представленного Положения о филиале ФИО3 является филиалом ФИО4 и имеет место нахождения и почтовый адрес:.... В адресе данной воинской части наименования улицы и дома не имеется, в связи с чем заявитель не имеет реальной возможности его указать.

При этом проживание ФИО1. без регистрации ведёт к ограничению его права на передвижение по территории РФ, в частности, на беспрепятственный въезд и выезд в ..., где он проходит службу.

Кроме того, вынужденное проживание заявителя без регистрации влечёт для него негативные последствия, т.к. отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания, а также въезд на территорию ЗАТО и проживание в нем без регистрации, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.15 КоАП РФ и ст. 20.19 КоАП.

Таким образом, возврат документов, поданных на регистрацию и фактический отказ в регистрации по месту пребывания (жительства), нарушает права заявителя, предусмотренные Конституцией РФ и Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и «О статусе военнослужащих».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-257, 194-199, ГПК РФ, суд

решил:

Заявление ФИО1 удовлетворить.

Обязать ФИО2 зарегистрировать ФИО1, Дата г.рождения, по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Н.Л. Сажнева

СПРАВКА: по состоянию на 08.12.2010г. решение не вступило в законную силу.