Дело № 2-2330 Мотивированное решение изготовлено 29.11.2010
Решение
Именем Российской Федерации
24 ноября 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Сажневой Н.Л.,
при секретаре Яковлевой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий ФИО2
установил:
ФИО1. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что проходит военную службу по контракту в ФИО3. В связи с окончанием 08.11.2010г. срока действия регистрации по месту пребывания при ФИО3, она обратилась с заявлением в ФИО2 о продлении регистрации ей и её несовершеннолетнему сыну ФИО4, Датаг.рождения, по месту пребывания, однако на заявление был получен отказ. В обоснование отказа ФИО2 указал, что приказом ФМС РФ от 23 декабря 2009 N 364 в п. 70 Административного регламента, введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208, внесены изменения, согласно которых, при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей, в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Изложенные в ответе ФИО2 требования она выполнить не может, т.к. ФИО3 не имеет в своем адресе улицы и номера дома.. В пункте 5 Положения о филиале - ФИО3 ФИО5 указано местонахождение и почтовый адрес войсковой части .... В соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления ЗАТО г. Североморска, а не воинской части. Отказ в регистрации по месту пребывания по ФИО3 нарушает её права, предусмотренные законом «О статусе военнослужащих», ФЗ « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ». При отсутствии регистрации она не имеет возможности выехать за пределы ЗАТО, её ребёнок не имеет возможности получить полис обязательного медицинского страхования и получать бесплатную медицинскую помощь. В связи с указанным, просит обязать ФИО2 зарегистрировать её и сына по месту пребывания ....
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержала, также пояснила, что по решению Североморского городского суда от 19.06.2008г. она с сыном была признана утратившей право пользования служебной квартирой и снята с регистрационного учета по месту жительства по адресу ..., в связи с чем, с 15.10.2008г. по 08.11.2010г. была зарегистрирована с сыном по месту пребывания, о чем ей выдано свидетельство, в котором указан адрес: ..., однако продлевать регистрацию по данному адресу ФИО2 отказывается. В начале 2011 года она подлежит увольнению из ВС по оргштатным мероприятиям, однако из-за отсутствия регистрации она не может решить вопросы связанные с переездом на новое место жительства, не может выехать за пределы ЗАТО, т.к. потом не сможет въехать. Ребёнок посещает детский сад, однако если ему не продлят регистрацию и не выдадут новый медицинский полис, он будет отчислен. Кроме того, отсутствие регистрации влечет для неё неблагоприятные последствия, т.к. она может быть оштрафована, как за проживание без регистрации, так и за въезд и проживание на территории ЗАТО.
Представитель заинтересованных лиц ФИО2 и ФИО6 в судебное заседание не прибыл, ФИО2 прислал отзыв за подписью начальника отдела, в котором указано, что согласно пункту 70 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 г. № 208 военнослужащие, прибывшие на новое место военной службы по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту дислокации воинских частей.
При регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контакту и членов их семей, прибывших на новое место военной службы по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в п. 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П указывается адрес воинской части без ссылки на её номер (наименование).
В направленном командиру части письме было предложено указать адрес воинской части без ссылки на её номер (наименование), без выполнения указанных требований заявительница и её несовершеннолетний сын зарегистрированы быть не могут. Просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ФИО3 Коротков В.В. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Также дополнил, что довод ответчика о том, что пункт 70 Административного регламента..., утверждённого Приказом ФМС России от 20 сентября 2007 года № 208, запрещает регистрацию военнослужащих по адресу воинской части, если в её реквизитах отсутствует адрес с указанием улицы и номера дома, является несостоятельным. Указанный пункт всего лишь указывает на порядок заполнения оттиска штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и пункта 8 листка статистического учета прибытия по форме N 12П, в случае если воинская часть имеет в своём адресе наименование улицы и номера дома. Более того, ранее, пунктом 70 того же регламента было оговорено, что наименование улицы и номера дома указывалось только для органов военного управления не имеющих в своём наименовании указания - «Войсковая часть 00000», (например «Главное командование ВВС», или «Генеральный штаб ВС РФ»). Ссылка ответчика на указания Министра обороны о порядке регистрации военнослужащих по адресам воинских частей только с указанием улицы и номера дома также несостоятельна, так как данные указания в войска не поступали, официально не публиковались, по сути являются деловой перепиской между министерствами, о согласовании вопроса по регистрации военнослужащих по адресам тех воинских частей, которые имеют в своём адресе наименование улицы и номера домов. Кроме того, в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, в развитие федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», военнослужащие и члены их семей отнесены к исключительной категории граждан, которые имеют право на регистрацию по адресу воинской части, где они проходят военную службу. При этом войсковая часть может находиться вне пределов населенного пункта, где нет улиц и домов.
Выслушав заявительницу и представителя заинтересованного лица ФИО3, исследовав представленные документы, суд находит доводы жалобы обоснованными, а жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является военнослужащей, капитаном медицинской службы, проходит службу по контракту в ФИО3, где была зарегистрирована вместе с несовершеннолетним сыном, Дата года рождения, по месту пребывания с октября 2008 года по 8.11.2010г., что подтверждается свидетельствами о регистрации, выданными ФИО2 от 23.10.2008г.
В связи с окончанием срока регистрации, ФИО1 обратилась с рапортом на имя командира части, о продлении регистрации её и сына по месту пребывания, в связи с чем, ходатайство командира в/ч было направлено вместе с заявлением ФИО1 в ФИО2. Однако, документы были возвращены, со ссылкой на то, что необходимо указать адрес местонахождения воинской части, что предусмотрено п.70 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ ( в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364). Фактически ФИО2 отказал в регистрации заявительницы по месту пребывания, что, по мнению суда, является неправомерным.
Частью 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации конституционные права граждан могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 1 ГК РФ.
Согласно Закону РФ. № 1541-1 от 25 июня 1993 г «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713. каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Граждане обязаны регистрироваться по месту своего жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию;
Право военнослужащего и членов их семей на регистрацию по адресу войсковой части предусмотрено ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги и алфавитные карточки родителей (усыновителей (опекунов).
Согласно п.28 Правил указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства(пребывания)
До внесения изменений приказом УФМС №364 от 23.12.2009г. п.70 предусматривал, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме N 12П (приложение N 12 к Регламенту) указывается адрес воинской части, а в случае, если подразделение Министерства обороны Российской Федерации не содержит термина "войсковая часть N 00000", в реквизитах штампа о регистрации по месту жительства указывается полное либо допускаемое сокращенное наименование соответствующего органа военного управления и его адрес».
Пункт 70 Административного регламента, введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208( в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364) предусматривает, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Пункт 78 Административного регламента устанавливает, что сведения на несовершеннолетних граждан, прибывших с родителями к месту жительства, вносятся в поквартирные карточки по форме 10 (приложение № 10 к регламенту) или домовые (поквартирные) книги по форме № 11 (приложение № 11 к регламенту). На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, составляется и направляется в адресно-справочное подразделение территориального органа отдельный адресный листок прибытия. На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, заполняется отдельная карточка о регистрации по форме № 9 и скрепляется с карточкой законного представителя (родителя, опекуна), который от имени ребенка представлял заявление о регистрации ребенка по месту жительства.
Вместе с тем, Административный регламент, устанавливая порядок регистрации военнослужащих и членов их семей при войсковых частях, не определяет порядок регистрации граждан в случае, если войсковая часть не имеет в своем почтовом адресе наименование улицы и номер дома.
В связи с указанным, по мнению суда, до урегулирования данного вопроса на федеральном уровне, ФИО2 не может ссылаться на положения Административного регламента, и должно руководствоваться прямыми нормами закона, который имеет большую юридическую силу, чем ведомственный нормативный акт.
Общий порядок регистрации военнослужащих по месту дислокации воинских частей установлен пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
При этом Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995г., а также Административный регламент, не предусматривают отказ в регистрации по каким-либо основаниям, т.к. регистрация носит заявительный характер.
Из п.5 представленного Положения о филиале следует, что ФИО3 является филиалом ФИО5 и имеет место нахождения и почтовый адрес:.... В адресе данной воинской части наименования улицы и дома не имеется.
Согласно п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления ЗАТО г. Североморска, а не воинской части.
При этом проживание ФИО1 и её сына без регистрации ведёт к ограничению их права на передвижение по территории РФ, в частности, на беспрепятственный въезд и выезд в ..., где заявительница проходит службу, а также на обеспечение ребёнка бесплатной медицинской помощью.
Кроме того, вынужденное проживание заявителя без регистрации влечёт для него негативные последствия, т.к. отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания, а также въезд на территорию ЗАТО и проживание в нем без регистрации, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.15 КоАП РФ и ст. 20.19 КоАП.
Таким образом, возврат документов, поданных на регистрацию и фактический отказ в регистрации по месту пребывания (жительства), нарушает права заявителя, предусмотренные Конституцией РФ и Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и «О статусе военнослужащих».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-257, 194-199, ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО1 удовлетворить
Обязать ФИО2 зарегистрировать ФИО1, Дата г.рождения, а также её несовершеннолетнего сына ФИО4, Дата рождения, по месту пребывания по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения
Председательствующий: Н.Л. Сажнева
СПРАВКА: по состоянию на 08.12.2010г. решение не вступило в законную силу.