Дело № 2-2291/2010 Мотивированное решение изготовлено 30.11.2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Сажневой Н.Л.
При секретаре Яковлевой Г.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябинина Евгения Валентиновича к ФИО1, ФИО2 о признании права на процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и взыскании недополученной заработной платы,
Установил:
Рябинин Е.В. обратился в суд с иском к ответчикам, указав, что работает в ФИО1 с 15 марта 2010 года в должности <данные>. Зарегистрирован по месту постоянного проживания с 29.04.1994 года. При устройстве на работу работодатель отказал ему в начислении надбавки к заработной плате в размере 80% за работу в районе Крайнего Севера мотивировав тем, что он впервые принят на работу после 31 декабря 2004 года., т.е. после изменений в ст.11 Закона РФ ««О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Однако до трудоустройства в ФИО1 он проходил военную службу по контракту в войсковых частях <данные> и <данные> с июля 2009 года по декабрь 2009 года, куда был распределён по окончании военного института. В декабре 2009 года его должность была сокращена, и он был уволен в запас по организационно-штатным мероприятиям. В период прохождения военной службы он получал процентную надбавку в размере 80% за особые условия труда в условиях Крайнего Севера с первого дня службы, после предоставления справки о том, что проживал в районах Крайнего Севера с 29.04.1994 года.
С отказом ответчика выплачивать ему полную процентную надбавку он не согласен. Считает, что в связи с тем, что вышеуказанная надбавка ранее ему выплачивалась в полном размере (80%), то у командира ФИО1 не было оснований отказывать в её выплате.
В настоящее время ему установлена надбавка за работу в районах КС в размере 20%, что по мнению заявителя не соответствует ст.315 ТК РФ, а также Закону РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Указывает также, что ст. 26 Федерального закона от № 122-ФЗ 22.08.2004 года, внесены изменения в Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в соответствии с которыми установлено, что часть 2 статьи 11 указанного Закона, устанавливавшая право молодёжи в возрасте до 30 лет на получение процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы утратила силу.
Согласно статье 155 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года, указанные изменения вступают в силу с 01 января 2005 года.
В соответствии со статьёй 12 Трудового кодекса РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Полагает, что право на получение надбавки в полном размере возникло у него до 01 января 2005 года - момента вступления в силу соответствующих изменений законодательства в области гарантий и компенсаций для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера.
Федеральный Закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, Трудовой кодекс РФ и не предусматривают оснований, по которым право работника на процентную надбавку к заработной плате в полном размере может быть прекращено или ограничено после 01 января 2005 года. В связи с указанным просил признать за ним право на получение заработной платы с учетом 80% надбавки за работу в районах КС, обязать командира ФИО1 издать об этом приказ, а, ФИО2 как довольствующий орган ФИО1 произвести перерасчет заработной платы с 15 марта 2010г. по день принятия решения с учетом полярной надбавки в размере 80%.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика ФИО1 Помаз К.А. исковые требования не признал, указав, что истец впервые на работу поступил в ФИО1 в марте 2010г., до этого трудового стажа не имел, проходил службу по контракту с 2009 года. В связи с изменениями, внесенными в ст.11 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Федеральным законом № 122 от 22 августа 2004 года, лицам в возрасте до 30 лет, поступившим на работу впервые после 1 января 2005 года, даже если они до этого прожили в районах КС не менее пяти лет, рассматриваемая надбавка к заработной плате устанавливается в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы. В связи с указанным, просил в иске отказать.
Соответчик ФИО2 представителя в судебное заседание не направил, возражений на иск не представил, извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление.
Выслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Рябинин Е.В. с 15 марта 2010г. работает в ФИО1 в должности <данные>, что подтверждается выпиской из трудовой книжки и копией трудового договора, заключенного сторонами 15.03.2010г. Из п.5.3 указанного договора следует, что на момент его заключения истцу ежемесячная процентная надбавка к заработной плате за работу в районе Крайнего Севера установлена не была. Из искового заявления и пояснений представителя ответчика следует, что на момент рассмотрения дела указанная процентная надбавка истцу установлена в размере 20% (с 16.09.2010г.)
Из представленной истцом документов : выписки из послужного списка, следует, что <данные> Рябинин Е.В. с 09 июля 2009 года по 31 ноября 2009 года проходил службу в в/ч <данные> и <данные> и уволен с военной службы досрочно в связи с организационно – штатными мероприятиями.
В соответствии с п.3 ст.10 ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.
Постановлением Правительства РФ от 26 июля 1999 года № 692 « О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда» предусмотрено, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и в целях обеспечения социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, с 1 января 1998 г. срок военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к оплате труда, засчитывается гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно - штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы, а также по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в трудовой стаж в календарном исчислении независимо от продолжительности перерыва для получения ими процентной надбавки к оплате труда при поступлении на работу в этих районах и местностях.
В случае увольнения указанных граждан с работы и последующего их поступления на работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями срок военной службы засчитывается в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда независимо от срока перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений.
Исчисление суммарного стажа работы для получения процентной надбавки к оплате труда с зачетом срока военной службы, указанного в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляется на основании выданных воинскими частями по последнему месту военной службы справок об основаниях увольнения и сроке военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
Из представленных истцом документов следует, что после окончания ВУЗа он проходил службу в районе Крайнего Севера с 09 июля 2009г. по 31 ноября 2009г., уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, в связи с чем, указанный стаж должен быть включен в стаж работы для получения процентной надбавки.
Доводы истца о том, что он имеет право на получение – 80 % надбавки к заработной плате на основании ст.11 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", т.к. такое право у него возникло до 01.01.2005г. (проживание в ... с 1994г.) суд полагает несостоятельными, в связи с неправильным токованием закона.
Ранее действующая редакция ст. 11 Закона Российской Федерации предусматривала выплату данной процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в указанных районах и местностях, если они прожили в них не менее пяти лет.
В указанной редакции статья действовала до 1 января 2005 г. - даты вступления в силу изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Действующая в настоящее время редакция ст. 11 Закона Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 122-ФЗ, изложена в новой редакции, в которой отсутствует приведенное положение о выплате молодежи рассматриваемой надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы на Севере.
Вместе с тем с учетом содержащегося в преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ указания на необходимость реализации принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Закона, у лиц в возрасте до 30 лет, проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и с учетом этого получавших указанную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в этих районах и местностях в период до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, право на ее получение в том же размере сохранилось и в дальнейшем.
При этом лицам в возрасте до 30 лет, которые вступили в трудовые отношения с организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в период с 1 января 2005 г., даже если они прожили в указанных местах не менее пяти лет, рассматриваемая надбавка к заработной плате может выплачиваться лишь в соответствии со ст. 317 ТК и ст. 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ), которыми предусматривается установление размера и порядка ее выплаты в порядке, определенном для установления размера районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в указанных районах и местностях, и порядка его применения, то есть для организаций, финансируемых из федерального бюджета Правительством Российской Федерации.
До установления Правительством Российской Федерации соответствующего правового регулирования согласно ст. 423 ТК в рассматриваемых случаях применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" и другие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу. Названным Постановлением (пп. "е" п. 1) для лиц в возрасте до 30 лет, проживших не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающих в трудовые отношения, надбавки к заработной плате установлены в льготном по сравнению с общеустановленным порядке: в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы.
Доказательств того, что истец до 01.01.2005г. работал и ему начислялась заработная плата с учетом 80% надбавки, суду не представлено.
Согласно записи в трудовой книжке Рябинин Е.В. с 01.08.2004г по 30.11.2009 года проходил службу в ВС РФ, при этом в районе КС – с июля 2009 по ноябрь 2009г.
В связи с указанным, при поступлении на работу в ФИО1 с 15 марта 2010г. в стаж работы истца должны быть включены четыре месяца и двадцать два дня службы, которые учитываются при исчислении стажа для получения процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера. С учетом изложенного, первая надбавка к заработной плате в размере 20% за работу в районе КС истцу должна быть установлена с 24 апреля 2010г., с 24 октября 2010г. у Рябинина наступило право на получение процентной надбавки в размере 40%.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что с момента заключения с истцом трудового договора, ему был неправильно установлен стаж работы в районе Крайнего Севера, что повлекло нарушение его права на получение заработной платы с учетом процентной надбавки в большем размере и раннее, чем установлено работодателем.
Обязанность по восстановлению нарушенных прав истца на получение заработной платы в большем размере и её перерасчете суд возлагает на ФИО2, как довольствующий орган ФИО1.
Данный спор суд рассматривает на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Рябинина Е.В.удовлетворить частично.
Признать за Рябининым Евгением Валентиновичем право на получение заработной платы с учетом процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера в размере 40% с 24.10.2010года.
Обязать ФИО2 произвести Рябинину Евгению Валентиновичу перерасчет заработной платы с 24.04.2010 по 23.10.2010г. с учетом 20% надбавки, и с 24.10.2010г. по 25.11.2010г. с учетом 40% надбавки за работу в районе КС, и в дальнейшем выплачивать процентную надбавку в установленном размере до наступления права на получение надбавки в размере 60%.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход государства в размере 200 руб.
ФИО1 от ответственности освободить.
Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Североморский горсуд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: Н.Л. Сажнева
Справка: по состоянию на 10.12.2010 года решение не вступило в законную силу