Дело 2-2331/2010
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2010года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Сажневой Н.Л.,
При секретаре Яковлевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Зинаиды Владимировны к ФИО1 о признании права на приватизацию жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Петрова обратилась в суд с иском к ФИО1 о признании права на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: ..., о признании отказа в приватизации квартиры недействительным и понуждении ответчика к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность.
В обоснование иска указала, что в соответствии с договором от 01 октября 1999 года заключенного с ФИО1 о передаче в пользование жилого помещения, он является нанимателем квартиры ....
Квартира находится в муниципальном жилом доме, согласно свидетельства о государственной регистрации права от 10.12.1999 года, принадлежит ФИО1 на праве оперативного управления, обременения права на квартиру не зарегистрированы.
Квартира является двухкомнатной, общей площадью <данные> кв.м, жилой -<данные> кв.м. Вместе с ней в квартире зарегистрированы и проживают члены её семьи: муж- ФИО2, Дата г.рождения и сын - ФИО3,Дата г.рождения. Наймодателем является ФИО1.
Она и члены её семьи приняли решение приватизировать занимаемую ими по договору найма квартиру с передачей в собственность истице, в связи с чем, в октябре 2010г. она обратилась с соответствующим заявлением в ФИО1. Однако начальник ФИО1 отказал в передаче квартиры в собственность по договору приватизации, сославшись на то, что собственником квартиры является Российская Федерация и приватизация без согласия собственника имущества невозможна.
Полагает, что в соответствии с положениями ст.ст. 2, 4, 6, 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", она и члены ее семьи вправе приобрести занимаемую квартиру в собственность в порядке приватизации, поскольку спорная квартира расположена в жилом фонде социального использования, находится в оперативном управлении ФИО1, который и должен разрешить вопрос о приватизации в силу положений ст. 2 названного Закона.
В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, с участием её представителя по доверенности Воробъёвой Ю.Н., которая исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск. Также пояснила, что члены семьи истицы- супруг и сын, согласны на заключение договора приватизации квартиры только на истицу.
Ответчик ФИО1 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном мнении указал, квартира ... относится к государственному имуществу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10 декабря 1999 года и является федеральной собственностью.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых вопросах по управлению федеральным имуществом», Министерство Обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В связи с чем, законом не предусмотрены основания и условия приватизации данного жилого помещения.
В соответствии с приложением № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, имущество Вооруженных сил – это объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности. Объекты государственной собственности, указанные в названном приложении, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятии, относятся исключительно к федеральной собственности.
Кроме того, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ № 1131 от 06.10.1999 года – перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов РФ по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, согласованному с органами местного самоуправления.
Считает, что спорное жилое помещение в настоящее время не подлежит безвозмездной передаче в собственность граждан и просит в удовлетворении иска отказать.
ФИО4, привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица, надлежаще извещенный о дне и времени рассмотрения спора требование суда о представлении в письменном виде мотивированного мнения по иску – не исполнил, представителя в суд не направил, возражений по иску не заявил. При таких обстоятельствах, суд рассматривает спор на основании представленных в дело доказательств.
Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, между истицей и ФИО1 01.10.1999г. был заключен договор о передаче в пользование жилого помещения адресу: ..., жилой площадью 27,1. Истица и члены ее семьи зарегистрированы в указанном жилом помещении. Срок договора определен сторонами до 01.10.2001г.
Указанная квартира приобретена ФИО1 на основании договора дарения от 09.09.1999 года (от физического лица), право оперативного управления на жилое помещение зарегистрировано в ЕГРП, о чем ответчику выдано свидетельство серии МО № 037074 от 10.12.1999 года (л.д. 9).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 10.12.1999 года квартира по адресу: ... находится в собственности Российской Федерации, внесена в реестр федерального имущества, правообладателем является ответчик ФИО1.
Как следует из договора от 01.10.1999г. о передаче в пользование жилого помещения, ФИО1 выступал в качестве наймодателя и предоставлял указанную квартиру Петровой З.В. и членам её семьи как нанимателям. Срок указанного договора истёк 01.10.2001г., после чего ни одна из сторон не потребовала его расторжения, в связи с чем, суд полагает, что в настоящее время между сторонами заключен бессрочный договор социального найма жилого помещения. В соответствии со ст. 19 п. 2 ЖК РФ данная квартира относится к Государственному жилищному фонду и в соответствии с п. 3 указанной статьи по цели использования относится к жилищному фонду социального использования.
На обращение истицы по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения ответчик сообщил, что для передачи квартиры в собственность необходимо разрешение собственника, поскольку спорная квартира является федеральной собственностью, принадлежит ФИО1 на праве оперативного управления, в соответствии с п.п. «г» п. 1 ст. 114 Конституции РФ и п. 15 Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 года № 3020-1, управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство РФ. Вместе с тем, суд находит позицию ФИО1 основанной на ошибочном толковании закона.
В соответствии с Положением о ФИО1 от 2000 года, ответчик является юридическим лицом, создан для обеспечения всеми видами квартирного довольствия воинских частей, одной из его основных задач является учет военнослужащих, рабочих и служащих Вооруженных сил РФ в гарнизоне Североморск, нуждающихся в жилой площади; имущество ФИО1 находится у него в оперативном управлении. Таким образом, ФИО1 является органом военного управления в соответствии со структурой Министерства Обороны РФ.
Согласно Распоряжения Министерства имущественный отношений РФ от 08.04.2004 года № 1508-р, принятому в соответствии со ст.ст. 125, 214, 296, 299 ГК РФ, Постановлением Правительства РФ от 03.06.2002 года № 377, на основании обращения Минобороны РФ от 03.02.2004 года № 147/3/1/18270, за ФИО1 закреплен на праве оперативного управления ряд объектов недвижимого имущества (жилые и нежилые помещения), в том числе, квартира ....
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082).
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п. 2 раздела II Приложения № 1 к указанному выше Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, имущество вооруженных сил, как объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, относится исключительно к объектам федеральной собственности, управление и распоряжение которыми осуществляет Правительство РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ (п. 15 Постановления).
Согласно Постановления Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 года функциями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ, наделено Министерство Обороны РФ, которое осуществляется от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства (п. а); осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (п. е); закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п. ж).
Приватизация государственного имущества (имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. федерального имущества) в соответствии с Федеральным Законом РФ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» осуществляется путем возмездного отчуждения в собственность физических и юридических лиц (ст. 1).
Вместе с тем, согласно ст. 3 действие названного Федерального Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации закреплены Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»,
Целью названного Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Приватизация в Российской Федерации обусловлена переходом к многообразию форм собственности, свободе экономической деятельности, гарантированным, в частности, статьями 8 и 34 Конституции Российской Федерации. Установление права на приватизацию осуществляется публичной властью. В то же время, закрепляя в законе это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в статье 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, определен частью первой статьи 4 Закона, к числу которых отнесены жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Таким образом, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» определен исчерпывающий перечень объектов, не подлежащих приватизации исходя из обстоятельств, обусловливающих особенности правового режима жилья, исключающие возможность передачи его в частную собственность.
В силу части второй статьи 4 Закона согласие собственника для принятия решения о приватизации требуется лишь при приватизации служебных жилых помещений и находящихся в сельской местности стационарных учреждений социальной защиты населения.
Кроме того, при оценке доводов ответчика суд также принимает во внимание, что согласно ст. 1 Жилищного Кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 19 Жилищного Кодекса РФ жилищный фонд составляет совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц);
2) государственный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации));
3) муниципальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям).
Аналогичное по содержанию правовое регулирование предусматривалось и ст. 5 Жилищного Кодекса РСФСР (действующего до 01.03.2005 года).
Кроме того, в силу п. 3 ст. 19 Жилищного Кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования; 2) специализированный жилищный фонд; 3) индивидуальный жилищный фонд; 4) жилищный фонд коммерческого использования.
Определяя статус жилого помещения по ..., а также основания предоставления жилья истице Петровой З.В., суд исходит из положений ст.ст. 50-61 Жилищного Кодекса РСФСР (действующего в момент предоставления истице жилья), ст. ст. 19, 60-69 Жилищного Кодекса РФ и полагает, что квартира предоставлена истице и членам ее семьи по договору социального найма во владение и пользование для проживания в нем на неопределенный срок, что ответчиком не оспаривается.
При этом, суд учитывает, что в установленном порядке спорной квартире статус специализированного жилого помещения не придан, квартира не переведена в жилищный фонд коммерческого использования, не относится к индивидуальному жилищному фонду (так как находится в собственности не юридического лица, а Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что в рассматриваемом случае согласие собственника имущества на его приватизацию не требуется.
Кроме того, необходимость получения согласия собственника государственного жилищного фонда на приватизацию жилого помещения (как полагает ответчик) фактически означало бы законодательное закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
При разрешении спора суд также принимает во внимание, что спорная квартира находится в жилом доме, принадлежащем Администрации ЗАТО г.Североморск (т.е. в муниципальном жилом фонде, что подтверждается справкой формой № 9); истица вносит плату за проживание и пользованием жилым помещением на общих основаниях, а именно – на условиях социального найма.
Согласно представленной справки ГУПТИ МО истица и члены её семьи ранее правом на приватизацию не пользовались. Доказательств наличия иных препятствий для осуществления истицей и членами ее семьи приватизации жилого помещения ответчик не привел.
Следовательно, истица, вправе приобрести его в собственность в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии с положениями ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" суд возлагает обязанность по заключению договора приватизации на ФИО1, в связи с тем, что квартира ... закреплена за данным учреждением на праве оперативного управления до настоящего времени.
На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.
Иные доводы ответчика, с учетом выводов суда, на существо спора не влияют.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений статьи 56 ГПК РФ и в пределах заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Петровой З.В. - удовлетворить.
Признать за Петровой Зинаидой Владимировной право на приватизацию квартиры ....
Обязать ФИО1 (...) заключить с Петровой Зинаидой Владимировной договор на бесплатную передачу в собственность жилого помещения – квартиры Номер, общей площадью <данные> кв.м., в том числе жилой площадью <данные> кв.м., расположенной в доме ....
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Сажнева Н.Л.
СПРАВКА: по состоянию на 13.12.2010г. решение не вступило в законную силу.
Дело № 2-2331/2010г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 декабря 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Сажневой Н.Л.
при секретаре Яковлевой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Зинаиды Владимировны к ФИО1 о признании права на приватизацию жилого помещения,
Установил:
Решением Североморского городского суда от 30 ноября 2010 года удовлетворены требования Петровой З.В. по иску к ФИО1 о признании права на приватизацию жилого помещения. Мотивированное решение изготовлено 06.12.2010 года.
Судом установлено, что в седьмом абзаце описательной части решения, в первом абзаце мотивировочной части решения, а также в третьем абзаце резолютивной части мотивированного решения неверно указан номер квартиры, на которую истица просит признать за ней право на приватизацию.
В соответствии со ст. 200 ГПК РФ суд может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в решении суда описки или явные арифметические ошибки.
Стороны в судебное заседание не явились, однако их неявка в силу ст.200 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению данного вопроса.
Суд исправляет допущенную в решении описку.
Руководствуясь ст.ст.200, 224, 225 ГПК РФ,
Определил:
Внести в седьмой абзац описательной части решения, первый абзац мотивировочной части решения, а также в третий абзац резолютивной части мотивированного решения Североморского городского суда от 30 ноября 2010 года (мотивированное решение изготовлено 06.12.2010 года) исправления в связи с допущенной опиской, указать номер квартиры истицы - «Номер».
На определение может быть подана частная жалоба в течение 10 дней в Мурманский облсуд через Североморский городской суд.
Председательствующий Н.Л.Сажнева
СПРАВКА: по состоянию на 13.12.2010г. определение не вступило в законную силу.