Мотивированное решение изготовлено 14.12.2010 г.
Дело № 2-2508/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Роговой Т.В.
При секретаре Габовой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий ФИО2.
В обоснование заявленного требования, а также в судебном заседании указала, что с 1993 года, являясь супругой военнослужащего, проживала на территории ... по месту дислокации войсковой части, где проходил военную службу супруг. После расформирования в/части супруг был направлен для дальнейшего прохождения службы в .... Она с сыном прибыли к месту службы супруга в ... в 1994 году из ..., и с указанного времени зарегистрированы и проживают в ... по адресу: ....
Согласно сведениям из личного дела военнослужащего, она и супруг – ФИО3 приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2003 г. Номер, т.е. с указанного времени она является гражданкой Российской Федерации, документирована паспортом гражданина РФ 06.02.2004 г.
Пояснила, что 20.10.2010 г. обратилась в ФИО4 с заявлением о снятии с регистрационного учета в связи с намерением выехать к новому месту жительства по адресу: ..., поскольку супруг – военнослужащий получил квартиру как пенсионер Министерства Обороны ( в т.ч. и на нее, как члена семьи военнослужащего). Помимо заявления сдала: паспорт гражданина РФ, копию паспорта, копию договора коммерческого найма, обходной лист для сдачи жилого помещения.
Через некоторое время получила листок убытия с отметкой о снятии с регистрационного учета, справку о временной регистрации до 14.01.2011 г. (по договору коммерческого найма) и паспорт с отметкой о снятии с регистрационного учета. Впоследствии увидела в свидетельстве о регистрации по месту пребывания, что вместо данных о серии и номере паспорта указаны нули, в связи с чем обратилась в ФИО4 за разъяснениями. Сотрудники ФИО4 сообщили, что это ошибка, которая будет исправлена. Оставив паспорт и свидетельство в ФИО4, на следующий день сотрудники ей пояснили, что указанные документы ей не выдадут и рекомендовали обратиться в ФИО2.
В ФИО2 ей сообщили, что паспорт гражданина РФ ей выдан незаконно, поскольку в Указе Президента РФ Номер от 20.11.2003 г. о принятии в гражданство она не значится и предложили оформить вид на жительство как лицу без гражданства. Сначала имела намерение оформить подобное заявление, но затем передумала, поскольку гражданства РФ ее никто не лишал, оно кем-либо не оспорено и не опорочено. О наличии заключения о том, что она не является гражданкой РФ, ей неизвестно. Паспорт гражданина РФ у нее на руках, в нем имеется отметка об аннулировании сведений о снятии с регистрационного учета.
Со ссылками на положения Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», просит суд обязать ФИО2 осуществить в отношении нее регистрационные действия, связанные со снятием с регистрационного учета по месту жительства по адресу: ... и постановкой на регистрационный учет по месту пребывания на срок до 14.01.2011 г. (на срок действия договора коммерческого найма) по адресу: ....
Представитель ФИО5, привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Чебыкина О.С., в судебное заседание не явилась, в представленном письменном мнении на заявление полагала требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.
Европейский Суд отмечает, что Конвенция не гарантирует, как таковое право иностранца въезжать в страну или проживать в ней. Европейский Суд не уполномочен решать, должен ли лицу быть предоставлен тот или иной правовой статус, поскольку этот выбор отнесен исключительно на усмотрение властей государства (Постановление Суда от 06.12.2007 г., жалоба против Российской Федерации № 42086/05).
В соответствии с главой 6 ФЗ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
Президент РФ (п.1 ст.28, ст.29);
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы (п.2 ст.28, ст.30);
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.
Рассмотрение вопросов о гражданстве РФ не отнесено законом к компетенции суда.
В соответствии с проведенными проверочными мероприятиями и на основании Заключения ФИО5 от 02.07.2009 г. ФИО1 гражданином Российской Федерации не является.
В ходе дополнительной проверки, на основании полученного ответа из Управления по вопросам гражданства ФМС России установлено, что среди лиц, ходатайства которых о приеме в российское гражданство удовлетворены Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2003 года Номер, ФИО1 не значится.
Следовательно, не являясь гражданкой Российской Федерации, на нее распространяется ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ.
При существующем Порядке подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения гражданства Российской Федерации необходимо руководствоваться ФЗ от 31.05.2002 года № 62-ФЗ.
Полагая требования заявительницы не обоснованными, просили суд в удовлетворении заявления ФИО1 отказать.
Заинтересованное лицо - ФИО2 - представил письменное мнение на заявление, в котором указал, что на основании Заключения ФИО5 от 02.07.2009 г. ФИО1 гражданином РФ не является, паспорт гражданина РФ серии Номер выдан необоснованно.
В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ»: паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт.
В соответствии с п.2.4 Приказа ФИО5 от 07.09.2009 года № 163 «Об организации работы с лицами, документированными паспортами гражданина РФ в нарушение установленного порядка»: сотрудники территориальных подразделений Управления, при поступлении в подразделение копии заключения об отсутствии у лица гражданства РФ, и необоснованности ранее выданного паспорта обеспечивают изъятие паспорта РФ после оформления гражданином вида на жительство в РФ для лиц без гражданства (для лиц, не имеющих документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина), либо вида на жительство иностранного гражданина (при наличии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина).
В соответствии с п.33 Постановления Правительства от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»: органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-х дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства. В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства, производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО2 Суфиярова Л.В. доводы, изложенные в письменном мнении на заявление, поддержала и пояснила, что ФИО1 обратилась в ФИО2 по определению гражданства несовершеннолетним детям в 2008 г., в связи с чем отдел начал проводить соответствующую проверку, которая показала, что в Указе Президента Российской Федерации от 20.11.2003 г. № 1369 заявитель не значится среди лиц, принятых в гражданство РФ. Паспорт ФИО1 был выдан в 2004 году на основании справки в/ч <данные> от 30.12.2003 г. (ранее документы о приобретении гражданства военнослужащих и членов их семей оформлялись через войсковые части, которые и выдавали соответствующие справки для получения паспортов).
Привела довод о том, что ФИО1 знала о проводимой в отношении нее проверке по вопросу приобретения гражданства РФ, неоднократно вызывалась в ФИО5, однако по получению ребенком паспорта гражданина РФ (по гражданству супруга), заявитель стала избегать встреч с сотрудниками ФИО2 и не являлась в отдел.
В июле 2009 г. ФИО2 была получена копия заключения ФИО5 от 02.07.2009 г. в отношении ФИО1, в котором указано, что она не является гражданином РФ, паспорт гражданина РФ выдан ей необоснованно. По почте заявителю было направлено сообщение с разъяснением о необходимости явки в ФИО2 для получения консультации по вопросу приобретения гражданства РФ, однако летом 2009 г. заявитель в отдел не явилась.
Кроме того, пояснила, что она сообщила в ФИО4 о необходимости сделать отметку в учетных карточках, что ФИО1 не является гражданином Российской Федерации.
В базе ФИО2 паспорт гражданина РФ, выданный ФИО1 значится в розыске, поэтому в нем была аннулирована запись о снятии заявителя с регистрационного учета, т.к. у ФИО1 отсутствует действительный документ, удостоверяющий ее личность. Поскольку действительный документ, удостоверяющий личность заявителя отсутствует, а, помимо того, она не является гражданкой РФ, то снять ее с регистрационного учета в порядке, установленном Законом РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713), ФИО2 не имеет возможности.
В целом просила в удовлетворении заявления ФИО1 отказать..
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина (организацию) незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Как следует из разъяснений, данных в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):
федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.
В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 19.07.2004 г. № 928 (с изм. 31.10.2009 г.) служба является органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
В связи с указанным, решения, принятые ФИО2 могут быть обжаловано по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ.
Как установлено судом 20.10.2010 года ФИО1 обратилась в ФИО2 с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства ... в связи с убытием к новому месту жительства в ... (л.д. 66).
Согласно сопроводительному письму от 29.10.2010 г. указанное заявление ФИО2 было возвращено руководителю ФИО4 за исх. Номер со ссылкой на заключение ФИО5 от 02.07.2009 г., где указано, что ФИО1 гражданином РФ не является, паспорт гражданина Российской Федерации серии Номер выдан необоснованно. Снятие с учета ФИО1 от 22.10.2010 г. аннулировано (л.д. 60).
Заявитель полагает отказ должностных лиц ФИО2 в совершении регистрационных действий в отношении нее не законным и не обоснованным, противоречащим требованиям Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713. Считает, что в настоящее время ее гражданство Российской Федерации кем-либо не оспорено и не опорочено и она является гражданином РФ.
Однако суд полагает доводы заявителя ошибочными по следующим основаниям.
Так, частью 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации конституционные права граждан могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 1 ГК РФ.
Закон Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации» на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных на регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований законодателя Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.07.1995 г. № 713 утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые регулируют порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета.
Данные нормативные правовые акты, регулирующие правила регистрации и снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, распространяются только на граждан Российской Федерации.
В соответствии со ст.10 ФЗ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13.03.1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утвердило Положение о паспорте Российской Федерации.
В соответствии с п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт.
В соответствии с п.2.4 Приказа ФИО5 от 07.09.2009 года № 163 «Об организации работы с лицами, документированными паспортами гражданина Российской Федерации в нарушение установленного порядка» сотрудники территориальных подразделений Управления, при поступлении в подразделение копии заключения об отсутствии у лица гражданства Российской Федерации, и необоснованности ранее выданного паспорта обеспечивают изъятие паспорта Российской Федерации после оформления гражданином вида на жительство в Российской Федерации для лиц без гражданства (для лиц, не имеющих документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина), либо вида на жительство иностранного гражданина (при наличии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина).
Как установлено в судебном заседании, основанием для отказа должностных лиц ФИО2 в совершении регистрационных действий в отношении ФИО1 послужили следующие обстоятельства.
06.02.2004 г. ОВД ... заявитель документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии Номер на основании представленной справки из войсковой части <данные> Номер от 30.12.2003 г. о приобретении ФИО1 гражданства Российской Федерации по Указу Президента Российской Федерации от 20.11.2003 г. Номер в соответствии с ч.3 ст.13 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», как член семьи военнослужащего.
Однако, в ходе проверки, проведенной ФИО5 (материалы проверки – л.д. 35-44), факт приобретения ФИО1 российского гражданства по указанному выше Указу Президента Российской Федерации не подтвердился. На основании полученного ответа из Управления по вопросам гражданства ФМС России установлено, что среди лиц, ходатайства которых о приеме в российское гражданство удовлетворены Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2003 г. Номер, ФИО1 не значится.
Также проверкой установлено, что по вопросу приобретения российского гражданства в компетентные органы Российской Федерации в установленном порядке заявитель не обращалась. По имеющейся базе данных Консульского департамента МИД России как оформившая приобретение гражданства Российской Федерации не значится.
На основании заключения ФИО5 от 02.07.2009 г. ФИО1 гражданином Российской Федерации не является, паспорт гражданина Российской Федерации серии Номер выдан необоснованно. Данное заключение ФИО1 в установленном порядке не оспорила и доказательств обратного суду не представила.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 на момент вступления в силу Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 года, т.е. на 06.02.1992 г. зарегистрирована по месту жительства на территории Российской Федерации не была, имела регистрацию в ....
Таким образом, из совокупности представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу, что, поскольку уполномоченным органом установлено, что ФИО1 гражданкой Российской Федерации не является, действительный документ, удостоверяющий личность заявителя у нее отсутствует, то совершить в отношении заявителя регистрационные действия, ФИО2 не имеет возможности, т.к. положения Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713) на нее не распространяются.
Следовательно, должностные лица ФИО2 законно и обоснованно отказали заявителю в совершении в отношении нее регистрационных действий, связанных со снятием с регистрационного учета и постановкой на регистрационный учет по месту пребывания на срок до 14.01.2011 г. (на срок действия договора коммерческого найма) по адресу: ... ....
Доводы ФИО1, со ссылкой на положения ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», о том, что гражданства РФ в установленном порядке она не лишена, суд во внимание не принимает, поскольку приведенная норма закона предусматривает основания для отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации, если таковое решение принималось (в порядке главы второй ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
На основании вышеизложенного, суд отказывает заявителю в удовлетворении заявления об оспаривании действий ФИО2 за необоснованностью.
Иные доводы сторон на существо принимаемого судом решения не влияют, судом во внимание не принимаются.
Суд рассматривает заявление в пределах заявленных требований, на основании представленных доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.254-257, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении заявления об оспаривании действий ФИО2 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Т.В. Роговая
Справка: по состоянию на 20.12.2010 года решение не вступило в законную силу